Молдаване

Молдаване

10.02.2011 02:19

По Всероссийской переписи населения 2002 года, в Челябинской области 1907 молдаван (0,1 процента от общего числа жителей). По переписи 1989 года был 2431 человек.

Готовить материал о молдаванах Южного Урала было непросто. По переписи населения их в области достаточно много – почти две тысячи. Но молдавского национально-культурного центра у нас нет, как нет представителей этого народа на заметных позициях во власти, бизнесе, культуре, искусстве и т.д. Поэтому моих сегодняшних героев пришлось искать…

История и этногенез

Молдаване (самоназвание – молдовень) – народ в Молдавии. Численность 2,8 миллиона человек. Живут также на Украине (324,5 тысячи человек), в России (172,6 тысячи), в Казахстане (33 тысячи) и других странах – Белоруссии, Киргизии, Таджикистане. Говорят на молдавском языке восточной подгруппы романской группы индоевропейской семьи, он имеет четыре говора – центральный, юго-западный, северо-восточный и северо-западный. 475 126 (18,5 процента) молдаван, по их признанию, разговаривают на румынском языке.

Как отмечают ученые, этот народ произошел от гето-дакских племен (одна из ветвей траков). Потомками гетов и даков являются волохи (восточные романцы), которые, в свою очередь, стали общими предками румын и молдаван. Начиная с вторжения в Карпато-Дунайское пространство римлян, ветви румын и молдаван расходятся.

Государство даков Римская империя уничтожила (в честь этого в 113 году в Риме была установлена колонна в 33 метра), отмечают исследователи. Тем не менее, предки молдаван – свободные даки – сохранили свои обычаи и веру. От латинизированных соседей они заимствовали передовые технологии по обработке земли и латинский говор, который помогал им во время торговли с европейскими народами.

Молдаване сформировались в ареале севера Балканского полуострова и Карпатских гор. Начиная с эпохи после Рождества Христова, свободные даки прошли через длительный период страданий из-за проникновения на свою территорию мигрирующих народов, пишут историки. Их по очереди притесняли готы, сарматы, гунны, авары и другие. Но никто не задержался на этих землях, кроме славян, расселившихся в регионе c VI века. Коренное население не только пустило их на свои земли, но свободно вступало в браки, создавало села и религиозные сообщества, перемешивало говор и т.д.

Молдавская народность стала складываться с XII века в Восточном Прикарпатье. Исследователи констатируют, что примерно в XIV веке жители, населяющие пространство бывшей свободной Дачии, создали свое государство. В пределах Молдавского княжества завершилось формирование народа. Он не подвергался сильной ассимиляции со стороны славян, сохранил свой язык и культуру. Славяне сами не хотели стирать идентичность молдаван, за это их и принимали.

В XVI веке Молдавия попала под власть Османской империи. Как отмечают ученые, она находилась под турецким господством и в то же время была одним из самых сильных государств региона, сопротивлявшихся оттоманской экспансии в сторону западных народов. Государство молдаван было защитником Европы и поддерживало христианство. Наши герои не создавали родственных связей с оттоманами и другими народами турецкого происхождения, но жизнь есть жизнь – за несколько веков их кровь не могла не влиться в молдаван. Существенно повлияли на генотип свободных даков также цыгане, татары, а еще раньше, в пору Римской империи, – итальянцы.

В этом богатом «национальном коктейле» мне помогал разобраться Лев Леонов, бывший заведующий отделом культуры «Челябинского рабочего», а ныне писатель, общественный и политический деятель, собкор «Правды» в Приднестровье. Он отметил, что у чистокровных молдаванок русые волосы, светлые глаза, мелкие черты лица, острый нос. Толстушек среди них практически нет. Но ведь есть стереотип, что молдаванки черноволосые. Как оказалось, эти красивые женщины с черными влажными глазами и густыми бровями имеют турецкие и цыганские корни (отсюда известное словосочетание «цыганка-молдаванка»). У типичных мужчин-молдаван наших дней круглая голова, большие темные глаза, неширокие плечи и невысокий рост. Прямой нос выдает итальянские корни, а ранняя седина их только украшает, лысых немного. Молдавский язык очень напоминает итальянский.

Несмотря на то, что язык молдаван сильно походил на говор соседей – мунтенов (прямых потомков римлян), они были отдалены от них, отмечают исследователи. Между государствами молдаван и мунтенов происходили жестокие войны, в которой мунтены каждый раз были союзниками турков-оттоманов и разоряли страну противников. В ответ войска молдаван вторгались в Мунтению. Феодальная Молдова в русско-турецких войнах была союзником России. Молдавские господари имели родственные связи с русскими царями и проявляли преданность по отношению к ним. Существует множество исторических документов, обращенных к России, в которых Молдова просила взять ее под свое попечительство и принять в подчинение, чтобы только освободиться от турецкого ига. В конце XVIII века левобережье Днестра и позднее (в 1812 году) часть территории молдавского феодального государства, Бессарабия, в результате заключенного между Оттоманской и Российской империями мира переходит в состав России, получая статус губернии со столицей Кишиневом.

В 1918 году Бессарабия была присоединена к Румынии. В 1940 году Россия (Советский Союз) получает ее обратно и после Второй мировой войны создает в своем составе Молдавскую Советскую Социалистическую Республику. При этом к уже существовавшей на тот момент Молдавской АССР в составе Украины на левом берегу Днестра (столица – Тирасполь) была присоединена Бессарабия, расположенная на правом берегу (Кишинев).

В 1991 году, после распада СССР, образуется Республика Молдова. Часть ее граждан думала стать румынами. В ответ на это одна экстравагантная депутатка демонстративно вышла замуж за …памятник молдавскому царю Штефану, установленный в Кишиневе. Сейчас, отмечают наблюдатели, модно быть не молдаванином, не румыном, не турком и даже не римлянином, а даком. Но, несмотря на независимость, большая часть молдавского народа, как и раньше, стремится к славянскому миру, молдаване не очень совместимы с румынами и Западом.

Верующие молдаване – православные. Главное блюдо народа – мамалыга. Главный музыкальный инструмент – кобза.

Традиции, знаменитости

Традиционные занятия молдаван – животноводство, с середины XIX века – земледелие (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза), виноградарство и садоводство. Домашние ремесла – ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня. В Молдавии деревянные ложки и тарелки не какая-то экзотика, ими пользуются в быту. Как и великолепными корзиночками, прочими изделиями, сплетенными из камыша и лозы. Прекрасны полосатые ковры с бахромой на короткой стороне.

В учебниках говорится, что для традиционного сельского жилища характерна трехкамерная планировка: прихожая (тиндэ) отделяет жилое помещение (кэмарэ) от гостиной (каса маре). В центральных и южных районах сохранились черты древнего молдавского жилища – завалинка и галерея с фасадной стороны. Современные дома, не утратив национального колорита, имеют больше комнат, улучшенную планировку. Во внутреннем убранстве сохраняется традиция украшения настенными коврами (скоарцэ, рэзбой, ковор), ковровыми дорожками (пэретар, лэичер, кадрел), покрывалами (чергэ, полог) и полотенцами.

Традиционная мужская одежда состоит из белой рубахи, белых штанов, темного жилета или меховой безрукавки. Женская – из белой орнаментированной рубахи, шерстяной несшитой юбки, шерстяного или полотняного фартука. Мужской головной убор зимой – барашковая шапка, летом – соломенная шляпа; у женщин – полотенцеобразный убор, платок. Обувь у мужчин и женщин – так называемые опинчь из кожи. В некоторых селах на севере республики и в Приднестровье в праздничные дни молдаванки носят традиционный костюм или его отдельные части.

Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом (“Богатырь Груя”, “Кодряну” и другие). Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии – баллада “Миорица”. Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном на границе с Украиной) – двухголосные. Помимо струнной кобзы, распространены другие музыкальные инструменты – най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы – хора, жок, молдовеняска – исполняются в сопровождении оркестра.

В советское время был популярен ансамбль «Контемпаранул», сейчас россияне хорошо знают группу «Здоб ши Здуб» (в переводе – умерла так умерла).

Народ прославила песня «Смуглянка-молдванка», в России любят молдавские вина, у каждого на слуху «родные» названия – «Мадера», «Алиготе», «Совиньон», «Фетяска», коньяк «Белый аист» и другие.

В истории наиболее известен молдавский господарь Дмитрий Кантемир. Желая избавить свою родину от турецкого ига, в апреле 1711 года он заключил с Петром I великий трактат, получил княжеское достоинство Российской империи и стал сподвижником великого русского императора. Сын господаря Антиох Кантемир был поэтом, переводчиком и дипломатом. В Москве есть Кантемировская улица и станция метро «Кантемировская», а в Российской армии гвардейская Кантемировская дивизия. Все эти названия связаны с именем еще одного сына Дмитрия, Константина Кантемира. В XVIII веке он командовал слободскими полками Украины и основал на юге Воронежской области поселение, у которого в годы Великой Отечественной войны героически сражалась танковая бригада, ставшая гвардейской Кантемировской дивизией. В честь этого соединения назвали улицу и станцию метро.

Широко известно имя героя Гражданской войны, командующего Забайкальским фронтом Сергея Лозо, которого заживо сожгли в паровозной топке. В СНГ хорошо знают Михаила Фрунзе, деятеля революционного движения, советского военачальника, который родился 21 января (2 февраля) 1885 года в Пишпеке (в советское время – город Фрунзе, сейчас – Бишкек, столица Киргизии) в семье военного фельдшера. Во время Великой Отечественной войны прославился Петр Вершигора – Герой Советского Союза, командир партизанской дивизии, генерал-лейтенант. Мировую известность получили оперная певица Мария Биешу, кинорежиссер Эмиль Лотяну. Почетное звание «Народный артист» имеют известная певица Мария Кодряну и актриса Светлана Тома (фильм «Табор уходит в небо»). Евгений Дога – известный молдавский композитор. Многим нравится творчество певицы Надежды Чепраги.

Самой знаменитой молдаванкой является певица София Ротару (ее по всем параметрам можно назвать идеальной представительницей народа).

Не уступит Ротару в популярности актер Михай Волонтир, сыгравший Будулая в фильме «Цыган». Патриархом молдавской литературы считается Ион Друцэ. Наверное, каждый человек на постсоветском пространстве знает и любит песню «Плот» композитора и певца Юрия Лозы.

В последнее время приобрел большую популярность актер и шоумен Александр Олешко (внешне, отмечают наблюдатели, – типичный молдаванин).

Появление на Южном Урале

Молдаване прибывали в Челябинскую область несколькими потоками. Летом 1941 года они были эвакуированы или бежали от нацистской оккупации на восток страны. Наши герои появились на Южном Урале вместе с евреями, украинцами, белорусами, поляками и прибалтами.

Несколько лет назад парламенты Челябинской области и Республики Молдова договорились о совместной работе по поиску этих людей. Власти республики заинтересованы в установлении данных о жителях Молдовы, Приднестровья и Бессарабии, многие из которых в Челябинской области работали на военных предприятиях или были призваны в Красную Армию.

В 40-е годы из Молдавии на Южный Урал ехали, чтобы выжить – в те годы в республике было очень голодно. Молдаване прибывали к нам и в 90-е, после распада СССР и войны в Приднестровье. В последние годы приток молдаван в область незначителен, он связан с перемещением внутри России.

Посланцы солнечного края

Михаил Радославов в 40-х отправился из Молдавии на заработки на далекий Южный Урал. Пока определялся в Коркино с работой и жильем, на родине умерла жена. Малышей взяли в детский дом. Там было очень голодно. Из семи детей живой осталась только дочь Лена. Забрал ее к себе. В наши дни Елена Ксенофонтова (по мужу), ее дочь Людмила и внук Вадик ездили к родственникам в Молдавию. А дальше в этой семье снова произошли печальные события – Вадик свел счеты с жизнью, а вслед за ним, не выдержав горя, ушла в мир иной и молдавская бабушка…

Лев Леонов, вспоминая свое детство и учебу в 60-х годах в 34-й челябинской школе (Ленинский район, поселок ТЭЦ-1), рассказал, что их класс был многонациональным, родители многих ребят приехали на Южный Урал в годы войны. Была среди одноклассниц молдаванка Татьяна Ротарь (Ротару). Эта интересная девушка – из большой семьи, ее отец занимался ремонтом жилья. «Уже тогда!?» – воскликнул автор, начитавшийся анекдотов про молдаван-ремонтников, которых в 90-е в России оказалось очень много. «Да, и тут нечему удивляться, – ответил коллега. – Молдаване очень хорошие строители – добросовестные, у них все по пунктам, по линеечке. Таким был и отец нашей Тани Ротарь».

Cемья Славенко переехала из приднестровского поселка Григориуполь в южноуральский Фершанпенуаз, центр Нагайбакского района, в 90-х. Ее глава Федор Славенко – молдаванин, жена Надежда Андреевна родом из местного поселка Гумбейского. Когда началась война и «молдаванин пошел на молдаванина», когда на их глазах взорвался дом и сыну после окончания восьми классов надо было определяться с учебой, Славенко двинули на родину супруги. В Фершанпенуазе Надежда Андреевна пошла в библиотеку, моторист Федор Степанович стал работать по хозяйственной части в отделе культуры и через несколько лет вышел на пенсию. В Молдавии они оставили дом и все имущество – через четыре таможни его невозможно было провезти. На Южном Урале как вынужденные переселенцы получили деньги и стали строить свой дом, хотелось жить на земле.

Пока ждали кредит от миграционной службы, обитали в общежитии отдела культуры, на квартире. Сын Олег Славенко окончил 11 классов, поступил на исторический факультет. Его дипломная работа – «Материальная культура молдаван». Олег уехал из Молдавии подростком, хорошо знал язык, культуру своего народа. Он с удовольствием отправился на родину собирать материалы. Диплом получился содержательным и богатым на иллюстрации. Сейчас Олег Федорович преподает историю в Фершанпенуазской школе.

Дружная семья Славенко и на южноуральской земле старается жить по-молдавски. Надежда Андреевна постоянно готовит плацинду – лепешку из теста с начинкой из картофеля, капусты или сливы и других сладких ингредиентов. Иногда Олег шутит: «Мама, что-то ты расслабилась – давно плацинду не жарила!» На ура идут вертута (рулет из вытяжного теста) и голубцы (ударение на первом слоге) – в виноградные листья заворачивается начинка из риса, сала и зелени. А когда семья по скайпу разговаривает с родственниками, живущими в Молдавии, на родном языке, создается ощущение, что они никуда не уезжали.

- Я там чувствовала себя очень комфортно, – заметно волнуясь, рассказывает Надежда Андреевна. – Это удивительно гостеприимный, доброжелательный народ. Только мы приехали, собрались родственники. Они очень хорошо ко мне относятся. Молдаване сохранили свои традиции и обычаи. Это очень благодатный край, там просто культ жилища – дома как игрушки, рядом – чистота все ухожено, цветет и благоухает. Газ давно в домах, а у нас только начали этим заниматься.

Олег Славенко хорошо вписался в южноуральскую жизнь, в юном возрасте адаптироваться на новом месте проще. Как-то в одной компании послушал группу «Здоб ши Здуб» и сказал, что понимает, о чем они поют. Ему не сразу поверили.

Молодой предприниматель Марчел Телипан приехал в Челябинск несколько лет назад из поселка Приобье Ханты-Мансийского автономного округа. На север он в семилетнем возрасте перебрался вместе с родителями из Молдавии, села Кашкалия Каушанского района (час езды до Кишинева). Мама стала индивидуальным предпринимателем, папа заведует лыжной базой. Их переманили из прекрасной, но бедной родины родственники. Сейчас в Приобье целый молдавский клан. Марчел от него немного оторвался – уехал учиться в ЮУрГУ. В 2009-м стал специалистом по пиару. Работал мерчендайзером, менеджером торгового зала, занимался рекламой в кондитерской компании. В последнее время реализует свои коммерческие проекты.


Челябинец Марчел Телипан (крайний справа) презентует продукцию кондитерской фирмы

- То, чем я сейчас занимаюсь, не характерно для молдаван, – говорит Марчел, – обычно они на кого-то работают. Наша нация вообще не склонна к бизнесу. Молдаване – простые деревенские люди, живущие на красивой земле. Мне маленькому было очень уютно, тепло в нашем доме, в селе. Там все живое. Я с шести лет собирал виноград. А люди в деревне эмоциональные, вспыльчивые, часто все говорят одновременно, перебивая один одного. Они все – как одна семья, помогают друг другу. Сестра недавно съездила в Молдавию, сняла все на камеру, смотрел эти кадры, затаив дыхание. Но, к сожалению, так получилось, что на родине сейчас можно жить только в старости – питаться со своего огорода, любоваться природой. Молодые едут на заработки в Испанию, Италию, но большинство – в Россию. И, как правило, остаются там жить. Моя двоюродная сестра уже 13 лет в Ирландии, в Дублине, работает финансовым директором в банке, ее муж – прораб. Государство им, как беженцам, предоставило квартиру. Мою племянницу зовут Николеттой.

Марчел в праздники звонит своим родным во все концы Земли и полушутя поздравляет их на молдавском. «Сынок, что тебе приготовить на Новый год?» – спросила мама. «Накрой мне молдавский стол». Это значит, что будет кролик, тушеный с овощами, молдавская брынза (в последний раз ее сестра привезла с родины), в Челябинске она с добавками, а настоящая – соленая, суховатая, рассыпается. Эти пояснения Марчел давал у себя дома. Молодой хозяин с видимым удовольствием выставлял на стол молдавские блюда и вино. «Я еще ребенком сдавливал с помощью пресса виноград в бочке – ходил вокруг нее. На деревенском столе во время обеда, ужина всегда есть вино, брынза и помидоры». «А мамалыга как делается?» – спрашиваю я. «Сейчас позвоню маме и точно узнаю, мы с ней постоянно на связи. Недавно купил диск с разной этнической музыкой, там была молдавская песня – переписал ее и отправил родителям».

В конце нашей встречи Марчел вспомнил сакральную историю о том, как уходил из жизни его дед-винодел. Он закатал две бочки по 200 литров. И в день похорон их неожиданно прорвало, вино вылилось и впиталось в землю. «С собою все забрал», – сказали тогда односельчане…

В Южно-Уральском государственном университете преподает уроженка Молдавии Наталья Тодорова. На автотракторном факультете учится Ион Кошкодан (Ион – самое распространенное молдавское имя, аналог русского Ивана), на факультете коммерции – Людмила Андрус.

В Челябинске есть улица Молдавская. Многие южноуральцы любят молдавские вина. Когда в марте 2006 года главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко запретил их поставку (Россия тогда ссылалась на наличие в хмельной продукции пестицидов и тяжелых металлов), автор, любитель красного сухого из солнечной республики, сразу почувствовал это на себе. А недавно 14 винодельческих компаний республики получили право на возобновление экспорта в Россию. Только цены на вино и коньяк стали выше.

Добры и простодушны

В России часто задают два вопроса: «Ты че, с Урала?» и «Ты че, малдаванин?» Во втором случае именно вот так, через букву «а». Видоизмененное слово стало нарицательным, обозначающим всех гастарбайтеров, не только молдаван (кстати, второго ремонтника в популярной «Нашей раше» играет молдаванин, актер Валерий Магдьяш). Жители солнечного края одними из первых в Содружестве независимых государств нашли дорогу в Россию. И пришлись ко двору. Благодаря своему умению и удивительной работоспособности. Молдаван часто называют самыми трудолюбивыми в СНГ. «Особенно они любят работать на земле, – говорит Лев Леонов. – Каждый камушек руками разомнут! Но на промышленные предприятия идти не хотят. В начале 60-х годов многие энергетики Челябинской области уехали на Молдавскую ГРЭС – там такая же технология, как на Троицкой и Южноуральской ГРЭС. А люди из соседней деревни Незавертайловки на станцию не пошли».

«Молдаване – они, как дети, верят всему, что им говорят. Поэтому их часто обманывают, – продолжает Лев Леонов. – Но они ни в коем случае не тупые, как иногда хотят представить. Эти люди очень похожи на русских, в них больше интуитивного, женско-эмоционального. Наивностью и доверчивостью молдаван пользуются украинские таможенники. Когда они едут домой с заработков, те их просто раздевают. «Ты из Москвы едешь? Покажи справку о регистрации! Ее нет? Выходи в коридор, будем разбираться». Какое дело таможеннику до регистрации в Москве?! В итоге растерянный молдаванин отдает ему 100 долларов».

Есть мнение, что молдаване не любят и не умеют воевать (Петр Вершигора и другие – исключение из правил). Поэтому приднестровский военный конфликт для этого народа – нонсенс. Чтобы такие люди взялись за оружие, нацию надо было довести до отчаяния, подчеркивает Лев Леонов. Молдавия – полиэтническая республика, это СССР в миниатюре. Разные народы (гагаузы – крещеные турки, болгары, евреи и люди других национальностей) там издавна умеют жить в мире, не вредя друг другу.

Разбросанные по всему миру молдаване стараются не терять связь с родиной и очень часто не продают дом в деревне, а передают в хорошие руки – чтобы его сохранили. Наши герои, где бы они ни жили, все время энергетически подпитываются от родной земли. Оно и не удивительно: по общему мнению всех, с кем я говорил, более благоприятного места для жизни быть не может. Летним утром температура плюс 24 градуса, днем – 27, что оптимально для человека. Вовремя идут дожди. В этих местах все какое-то очень настоящее, отмечает Лев Леонов. Если гроза, то очень страшно, ветер так ветер – все падает, если туман, то ничего не видно, полдня стоит свежесть. Зима в Молдавии теплая, термометр не опускается ниже 10 градусов холода. При таком климате растет все, как говорят, палка, воткнутая в молдавскую землю, начинает плодоносить быстрее помидоров. Волею Создателя молдаване живут в таком месте земли, где человек, его мысли, усилия и доблесть не имеют ровным счетом никакого значения, ибо природа здесь многократно сильнее и мудрее его, отмечают наблюдатели.

В молдавской деревне отовсюду слышится смех. Если идет свадьба, на нее затащат всех проходящих мимо. Наши герои – исключительно музыкальные люди (сказываются итальянские корни!). Родные мелодии звучат у них внутри, это для молдаван не антураж, не экзотический полузабытый придаток, а каждодневная практика. Но душа молдаванина выражается не через песню, как это обычно бывает, а через танец. Это природные люди, люди движения. Когда начинаются пляски, выходят все – танцует весь род, все село. «Когда видишь это, хочется войти в круг и стать его частью, слиться с пляшущими людьми», – признается Лев Леонов.

Теперь понятно, почему в Молдавии самая высокая плотность расселения в Европе. Отсюда же – неконфликтность, незлобивость и доверчивость моих сегодняшних героев. У нас, уральцев, и у молдаван просто разное мироощущение. Если угодно, безмятежное, естественное и доброе состояние молдавской души – это мировое культурное достояние. И в челябинской действительности, где очень холодно, а мужчины «очень суровые» (и не только они), мы просто обязаны сделать так, чтобы эти люди могли сохранить свою святую наивность и чистоту…

Кухня

Молдавия – край винограда, фруктов и овощей, а также овцеводства и птицеводства. Кухня использует все эти богатства. Но на ее развитие огромное влияние оказала также историческая судьба народа, расположение Молдавии на стыке стран с разной культурой.

Наши герои усвоили приемы и технологию, характерные для большинства средиземноморских и южноевропейских кухонь с их любовью к масляному, вытяжному и слоеному тесту, к растительному (оливковому, подсолнечному) маслу, к применению виноградного сухого вина при изготовлении овощных и мясных блюд, к созданию прянопикантных соусов. Турецкое влияние – в комбинированной обработке продуктов и в склонности к использованию бараньего мяса. Не чужды молдавской кухне и славянские (русские и украинские) традиции – соление и квашение овощей, капустные пироги и куличи.

Брынза пришла от гагаузов. Это один из видов рассольного сыра из овечьего молока; она требует крайне малой выдержки (1-1,5 недели) и может долго (целый месяц) храниться, не теряя свойств. Брынза употребляется не только как повседневная закуска, но и в тертом виде в качестве добавки и начинки к овощным, яичным, мучным и мясным блюдам. Кукуруза была завезена в Молдавию в XVII веке и широко распространилась в XVIII, став повседневной едой бедняков. Мамалыгу из кукурузной муки, заменявшую хлеб, варят ежедневно. Кукуруза широко используется в супах и гарнирах, ее отваривают и пекут (в стадии молочно-восковой спелости), делают из кукурузной муки кондитерские изделия.

Из овощей готовят гарниры и самостоятельные блюда. Чаще всего их отваривают, пекут, фаршируют, тушат и солят, реже – жарят. Излюбленными овощами являются зерновая и зеленая (стручковая) фасоль, чечевица, помидоры, гогошары, сладкий перец, баклажаны, кабачки. Из пряной зелени и пряных овощей наибольшим спросом пользуются лук-порей (праж) и сельдерей, которые идут не только на приправы, но и в качестве самостоятельных блюд, и на квашение.

Применяется кориандр в семенах, черный и душистый перец, гвоздика, лавровый лист, эстрагон, особенно в солениях. В большом употреблении чеснок, составляющий основу для двух распространенных подливок – муждея и скордоли, а также идущий во все мясные и овощные блюда, особенно в бобовые. В молдавском фольклоре чеснок наделен чудодейственной силой.

Молдаване используют в своих национальных блюдах в одинаковой степени баранину (чорба, гивеч, мусака), свинину (кырнецей, костица, мушка), говядину (мититей) и домашнюю птицу (зама, рэсол и другие). Явное предпочтение оказывается молодому, нежному мясу телят, ягнят, молодых петушков и цыплят. Его готовят обязательно с овощами, по отношению к которым оно составляет небольшую часть (четверть, треть, изредка половину – в гивече и мусаке), а также в сочетании с фруктами (телятину – с айвой, индейку – с абрикосами). Характерно сочетание в мясных блюдах и соусах к ним сухого виноградного вина и томатного сока. Это придает мясу особую нежность и вместе с тем делает его более пикантным, что роднит молдавскую кухню с кухнями других романских народов, в том числе с французской.

Для сладкого стола в основном используются айва, яблоки, слива, черешня, вишня, абрикосы. Широкое применение находят грецкие орехи. Стремление переработать это сырье в наиболее концентрированном виде повлекло за собой изготовление мармеладов, пастил и смокв (густых полусухих, бессиропных варений), а также особых желе (пелти) из уваренных фруктовых и ягодных соков. Фрукты и вино применяются и при приготовлении кондитерских изделий – пирожных и печений из масляного слоеного теста. Молдаване любят и такие лакомства, как молдавская халва (альвица) и ореховая нуга, в этом обнаруживается влияние ближневосточной, турецкой кухни.

Благодаря своему богатому овощному и фруктовому ассортименту молдавская кухня чрезвычайно вкусная и полезная для здоровья.

Мамалыга и муждей

Кукурузную муку предварительно подсушивают на противне в жарочном шкафу. Для варки мамалыги рекомендуется использовать посуду с толстым дном. Кукурузную муку (1/3 всего количества) всыпают в кипящую подсоленную воду и проваривают и течение 15 минут. Затем всыпают оставшуюся муку, тщательно вымешивая, и проваривают 25 минут на слабом огне, периодически помешивая. После этого мамалыгу ставят на водяную баню для полного упревания. Подают как самостоятельное блюдо с животным или растительным жиром (15—20 г на порцию), с брынзой или сметаной (50 г на порцию), с молоком (1200—300 г на порцию), а также как гарнир к мясным, рыбным, яичным и другим блюдам.

Мука кукурузная – 100, соль – 5, вода – 220. Выход – 300.

Мамалыгу можно есть с чесночной подливкой муждей.

Для приготовления муждея потребуется: чеснок – 1 головка, соль – ¼ чайной ложки, мясной бульон – ½ стакана. Чеснок истолочь с солью в ступке до образования однородной массы и развести мясным или овощным бульоном. Муждеем также заправляют овощные блюда, его подают к блюдам из мяса и домашней птицы, особенно если они готовились на гратаре.

Анекдоты про молдаван

В молдавском детском садике воспитатели на прогулке не уследили за детьми, и те за час в песочнице построили коттедж и сауну.



Четыре молдавских космонавта готовятся к полету на международную космическую станцию. Это связано с тем, что МКС нуждается в ремонте.

Как вам живется на Южном Урале?

Екатерина УРИКУ, секретарь начальника механосборочного цеха N4 ЧТЗ:

- В 1999 году я окончила в поселке Слободзея (под Тирасполем) 11 классов и приехала погостить к тете в Челябинск. Город мне понравился: есть бассейны, каток, можно побегать на лыжах, а дома речка и огород уже надоели. Решила остаться. С тех пор на ЧТЗ, была комплектовщицей, кладовщицей. Заочно окончила социально-экономический факультет ЮУрГУ. Бухгалтером быть не захотела, стала секретарем начальника цеха – нравится живая работа, общение. Я невысокая ростом (1 метр 50 сантиметров), люди не верят, что мне 28 лет, принимают за школьницу. А на родине я не считалась маленькой. В последнее время, особенно из-за морозов, меня туда все больше тянет. Минувшим летом приехала к родителям, вскопала землю, посадила помидорные семечки и через три недели уже урожай собирала! Вина домашнего напилась, орехов привезла своим челябинским подругам…

Ионика КРАВЧЕСКУ, музыкант, Челябинск:

- Я родилась в Копейске, у меня папа молдаванин, мама – русская. Отец хотел обучить меня родному языку, мечтал, чтобы я с ним поехала в Молдавию, но, к сожалению, родители развелись. У папы в Кишиневе живет сестра, мы переписываемся с ее сыном (моим братом!) Владиславом. Я люблю слушать молдавскую музыку, когда была маленькая, отец покупал кассеты. Эти солнечные, зажигательные мелодии находят созвучие в моей душе. Хотела бы побольше узнать о культуре своего народа. Если в городе появится молдавский национально-культурный центр, я с удовольствием буду туда ходить.

Василий ДАНИЧ, строитель:

- Я уже давно занимаюсь евроремонтом квартир. Стараюсь все делать так, чтобы заказчикам понравилось, и они порекомендовали меня своим знакомым. Без дела практически не сижу, только устаю очень, приходится работать целый день. Во время коротких перекуров хозяева угощают чаем, предлагают пообедать, хотя это не входит в их «обязанности». Бывает, расспрашивают про родину. А один заказчик очень нервничал, когда его жена со мной разговаривала. Странный человек! Мы себе ничего подобного не позволяем – воспитаны не так. А в целом южноуральцы очень хорошие люди, спасибо им за доброе отношение!

На этот раз в своем переодевании в национальные костюмы я решил зайти дальше и предстать в образе танцующего молдаванина. Это не просто «прикольно», но имеет «художественный смысл». Как отмечалось выше, душа наших сегодняшних героев лучше всего выражается не в песне, не в стихах и т.д., а именно в танце. А если плясать, так с королевой, поэтому я с удовольствием «пригласил на танец» идеальную молдаванку Софию Ротару. Надеюсь, София Михайловна (если вдруг узнает) поймет это маленькое «хулиганство».

Комментарии

Доброго времени суток. Спасибо за объективный рассказ (интересно и коротко раскрыто многое) и за анекдоты. Могу еще добавить, что до 80-х годов, в Молдавии дома не закрывали на замок, а прислоняли веник к двери когда уходили из дома. Вы правы, молдоване не воинственные люди, но за свою землю всегда бились отчаянно. Взять к примеру защиту своих земель от Римлян древними Даками или победоносные войны Штефан чел Маре против кратно превосходящих сил Осман. В разные годы я приезжал в Молдову с разными людми и все как один говорили, что по выходу на пенсию, обязательно переедут в этот чудный и прекрасный край. Удачи Всем.

Юрий
24.01.2013 02:22
отличная статья!!я сам малдаванин но мы уж слишком идеальные получились))насчет украинской таможни,любой малдаванин плюнет в лицо пагранцу если тот денги попросит..может малдавани и были когда то наивны только не сейчас,особено молодое поколение.мне 25 лет, про тех кто моложе я молчу они больше европейцы чем малдавани.в остальном все как в вашей статье!! огромное спасибо автору много нового узнал)))))
alexandr
28.03.2013 19:17

очень печально что в такой маленькой и красивой стране, и за коррумпированных политиков люди так бедно живут и вынуждены уезжать за границу на работу (((((

alexandr
28.03.2013 19:27

Zdob si zdob, bate doba, mai…это про бубен,бум-с и бум-с.Прикольная статья! Если Александр Олешко типичный молдованин то стоит вспомнить Голду Меер и Менахима Бегина.Они тоже из МССР были.Что бы увидеть “типичного” молдованина автору статьи далеко ходить не надо – нахмурте брови,наденьте кушму (можно папаху)и гляньте в зеркало.Кстати, о языке….в зеркало зыркают,а глядятся в oglinda.Молдавский язык так же близок к мунтенскому как русский к польскому,но именно этот диалект стал основным составляющим государственного языка по политическим соображениям.Диалекты румынского,языки греческих ромеев,отмирающий македонский и истрийский,утраченные далматский и панонийский,язык меглорумын в Турции это всё осколки некогда большого народа Скифов.Кстати,албанцев соотносят к романской группе хотя их язык так же понятен румынам,как литовский и латышский,соотносящийся к славянским,понятен русским.Античные историки Греции делили скифов на народности давая им названия по роду основной деятельности,по местопроживанию,по вооружённости и другим приметам.Называли народы по государственности.Сначала были Тракийцы,после распада союза стали Фракийцы, Мезы,Дакийцы;Западные и Восточные Сарматы по бокам этих государств.Столица Дакии по гречески звучит как Сармизегетуза.Называя свой город так вряд ли даки имели ввиду соседей.К началу римско-дакийской войны в 105г.н.э.торговые и культурные связи сарматов и Рима были настолько тесными что римские денежные единицы- денарий,квинтарий,сестерий и другие стали платёжным средством Дакии,дакийцы экспортировали амуницию и оружие более приспособленное для ведения войн на севере чем италийское.запрет был наложен на вывоз лошадей.Ввиду неприятия у дакийцев рабства к ним бежали рабы из соседних государств.Греки часто описывали языковую принадлежность того или иного народа и начало боя между дакийцами и латинянами греческий автор описывает так:Сарматы долго кричали оскорбления в адрес противника,сначала римские легионы,а затем и римляне-военачальники латинян,вместо того что бы взывать к богам о помощи,стали кричать сарматам обидные слова; с криком “МАРА” сарматы двинулись на римлян,“МОРА” кричали римляне идя им на встречу.Ну прям братоубийство,а не война с дикарями.Римляне не были лириками и описывали в своих отчётах количество войск,снаряжение,порядок построения,тактику боя и моральный дух.Из документов следовало что на поле боя встретились достойные противники.Война продолжалась с переменным успехом 7 лет.Кстати,благодаря отчётам римских полководцев о легендарных прародителях германцев Кимврах стало известно что их тяжёлая конница привычна к широким и просторным полям для боя,предпочитает использовать холмистые возвышенности для начала атак так-как тяжеловооружённые войны и лошадиные доспехи очень затрудняют разгон лошадей на равнине.Конный строй для атаки выстраивали клином и прочее,прочее…О пеших порядках кимвров римляне писали совсем не лестные слова-сброд,толпа вооружённых пастухов.В каких болотах Дании эта конница училась манёврам,если в лесо-степях Европы ей тесно было,немецкие историки умалчивают…Ладно,оставим тевтонов в покое.Вопрос -о какой романизации местного населения может идти речь если Рим правил в Дакии 50 с небольшим лет в те дикие времена,а Мы в Средней Азии 200 недавно со школами,СМИ,государственным языком,но уже сейчас от туда к нам едут гастарбайтеры незнающие совершенно русского.Limba vulgara -народный язык,язык простолюдинов -этот термин навсегда закрепился за ромейскими языками,но подъём Рима только дал толчок к их развитию.Сами же римляне подверглись элинизации так -как жаждали впитать в себя культуру более высокого уровня.Не любят в Европе вспоминать что Рим построили этруски…НЕ ЖЕЛАЮТ знать на каком языке говорили в Дакии,мало ли что там греки написали о них. Попутали чего то. Греки даже Филиппа, папу Александра Македонского,на олимпийские игры не пускали не знали что он грек,мы то знаем что Македония это Греция, в школе учили…

Иван
28.11.2013 23:20

Новый комментарий

*
*
Подсказка по разметке
Прежде, чем добавить комментарий, ознакомьтесь с правилами