Рядовых в батальоне утилизации боеприпасов Чебаркульского гарнизона обманывает командование

Рядовых в батальоне утилизации боеприпасов Чебаркульского гарнизона обманывает командование

В военную прокуратуру Центрального военного округа обратилась Валерия Приходкина, руководитель «Школы призывника», правозащитной организации, действующей на территории Челябинской области. По ее сведениям, рядовых, проходящих службу в батальоне утилизации боеприпасов Чебаркульского гарнизона, обманывает командование части.

Военнослужащие рассказывают, что их уговорили заняться уничтожением боеприпасов с истекшим сроком годности, пообещав выплату денежного вознаграждения согласно приказу Минбороны РФ № 200 от 30 июня 2006 года. Согласно ему доплата должна была составлять до 42 тысяч рублей ежемесячно. Это очень хорошие деньги за очень опасную работу.

А что получилось на деле?

Рабы утилизации

В силу вступил новый приказ министра обороны РФ - № 2700 от 30 декабря 2011 года, в статье 59 которого говорится: «Военнослужащим за выполнение работ, связанных с обнаружением и (или) обезвреживанием (уничтожением) взрывоопасных предметов, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 0,5 процента оклада по воинской должности за каждый день. При этом общий размер ежемесячной надбавки, подлежащей выплате в месяце, в котором военнослужащий выполнял указанные работы, не может превышать 50 процентов оклада по должности, занимаемой военнослужащим».

У срочника довольствие в месяц одна тысяча рублей. Согласно приказу 2011 года, он не может получать более 500 рублей. Фактически за четыре месяца 2012 года солдатам-срочникам платили по 460 рублей надбавки за выполнение работы, связанной со смертельным риском. Со слов обратившихся, за получение даже такой надбавки солдаты не расписываются в ведомостях и им неизвестно, как начисляются эти выплаты.

В военной части № 89547 Чебаркульского гарнизона последние деньги выплатили в марте, и связь с военнослужащими у правозащитников тут же прервалась.

Валерия Приходкина предполагает: либо у солдат силой отобрали телефоны, либо поскорей демобилизовали, ликвидировав тем самым угрозу распространения нежелательной для командования информации. Она просит прокуратуру проверить, почему военнослужащих привлекают на утилизацию снарядов по приказу Минобороны РФ № 200 от 30.06.2006 года, а платят им по приказу от 30.12.2011 года.

- Рабский труд давно запрещен, - возмущается Валерия Юрьевна, - а в Чебаркульской части он, получается, процветает.

Утилизация снарядов руками необученных, неопытных 19-летних мальчишек выглядит как посыл на прямое убийство. Ровно год назад общественники проверяли военную часть № 89547 в Чебаркуле, где утилизируют старые боеприпасы, и пришли в шок от увиденного. 19 военнослужащих оказались с переломами пальцев ног, стоп, кистей.

Выяснилось, что во время такелажных работ по разгрузке и погрузке боеприпасов на военнослужащих падают снаряды из ящиков. Некоторые ящики рассыпались в руках солдат, выпадали проржавевшие снаряды, которые в любой момент могли взорваться. А срочникам надо было спешить: командование доводит план по разгрузке, в день приходит до 10 вагонов со снарядами.

Военнослужащий по призыву Андрей Смирнов (имя изменено) рассказывает:

- Согласно нормативам, в яму полтора метра глубиной нужно заложить около двух десятков снарядов, и каждый опоясать 1200 граммами взрывчатого вещества. На деле никто нормы не считает, снарядов закладывается гораздо больше. Бывает, уже после взрыва остаются неразорвавшиеся, к которым опасно подходить. Земля нагревается, и в любой момент неразорвавшийся снаряд может сдетонировать, рвануть. Конечно, никто добровольно не хочет идти на смерть. Мы соглашались только из-за того, что обещали хороший заработок.

В неформальных разговорах военные в Чебаркуле отмечают, что солдат не может не исполнить приказ. Сказали - взрывать - значит надо взрывать. Это то же самое, что пойти в наряд, рассуждают офицеры российской армии. Они не видят здесь ничего противоестественного.

Но официальных комментариев на тему двух приказов и того, что призывников фактически посылают на смерть, нам не удалось получить ни в Минобороны РФ, ни в пресс-центре Центрального военного округа, ни в военной части 89547 Чебаркульского гарнизона. По разным надуманным причинам военные отказывались говорить на эту тему.

Жертвы старых снарядов

За последние десять лет от взрывов боеприпасов при транспортировке до мест назначения на российских складах, полигонах погибло около 150 человек. Минобороны точные цифры тщательно скрывает. Вот наиболее громкие последние случаи.

Июль 2010 года. Под городом Бийском Алтайского края на полигоне при утилизации боеприпасов произошел взрыв. Погибли шесть человек.

Август 2011 года. На полигоне Ашулук Астраханской области скончались восемь срочников. Шестеро - при взрыве, двое - в больнице.

2 мая 2012 года. На полигоне в Мулино под Нижним Новгородом погибли шесть военнослужащих (один - из Миасса Челябинской области), еще четверо после ЧП находились в тяжелом состоянии. Выжили ли они, неизвестно.

После случая в Мулино Минобороны РФ приостановило утилизацию снарядов по всей стране. Поскольку утилизация снарядов идет в рамках федеральной целевой программы, специалистам надо платить из бюджета. Для этого Министерство обороны РФ обязано проводить тендеры (лицензии на уничтожение боеприпасов имеют МЧС, спецназ, геологи и железнодорожники). Но оно на такой шаг почему-то не идет.

На сайте госзакупок обнаружился лишь один скромный тендер, где нет ни слова о скандально прославившихся полигонах. Хотя в 2011 году объем бюджетного финансирования программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» составил 3 миллиарда 744 миллиона рублей.

А как в других странах?

Огромные залежи боеприпасов накоплены не только в России. В странах Западной Европы основная нагрузка при утилизации и реализации военного имущества возложена на частные и коммерческие структуры, а не на Минобороны, как у нас. Методы утилизации разрабатываются учеными, приоритет отдается технологиям безопасным, экономичным и экологически чистым. Никто ничего дедовскими методами не взрывает. Уничтожение происходит методом дробления и сжигания в специально оборудованных печах, разрезания и разделения на компоненты, которые потом используются в промышленности.

Mebel-golitsyno.ru мебель Голицыно

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318