Петр Васильев: «Бесконечное дежурство меня угнетает»

Петр Васильев: «Бесконечное дежурство меня угнетает»

У Петра Васильева очень необычная для директора ГТРК «Южный Урал» биография.

Он родился в Москве, окончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, служил переводчиком в группе советских военных специалистов в Ираке, работал на одну из крупнейших американских телекомпаний, трудился в информационной службе на новом НТВ, почти три года курировал государственную телерадиокомпанию в Чечне. До прошлого лета Петр Всеволодович возглавлял ГТРК «Ставрополье» - тоже ведь Северный Кавказ…

•Пожалуй, придется задержаться…

- Петр Всеволодович, каким вы увидели наш город?

- Первый образ сложился за месяц до назначения посредством интернета. Из громких вещей, которые остаются в памяти, это метеорит, отставка Юревича и предшествовавший тому резонансный скандал. И конечно, экология. Я внимательно прочел различные публикации на эту тему - от панических до благостных. Когда я сюда приехал, меня поразили две вещи. Ширина проспектов и отсутствие пробок - это плюс. И минус - дорожная недоделанность, что ли. А где тротуары и зеленые насаждения? Получается, пиджак с галстуком есть, а штанов нет…

- Ваше назначение в Челябинск было как-то связано со сменой губернатора?

- Нет. У ВГТРК задача обеспечить телерадиовещание и информирование населения о всех сторонах нашей жизни, а не только о какой-либо отставке, пусть даже и громкой.

- А в Челябинск вы надолго?

- Пока точно никуда не собираюсь. Руководство поставило мне масштабную задачу. До 2016 года мы должны активно создавать общедоступный региональный телерадиоканал, который будет вещать круглосуточно. Челябинская область в числе нескольких регионов, где такой канал должен появиться в первую очередь. Но это, разумеется, не единственная моя задача.

•Кинжал от Кадырова

- У вас ведь до Ставрополья был еще более горячий регион - Чечня…

- Я работал в республике, неоднократно там бывал и курировал ГТРК «Вайнах» с февраля 2003 года фактически до конца 2005-го. Референдум по конституции Чечни, победа на выборах Ахмада-хаджи Кадырова, амнистия пожелавших сложить оружие боевиков, выборы Алу Алханова, выборы Рамзана Кадырова - все случилось на моих глазах.

- Что было самым сложным там?

- Приехать туда первый раз. Это состояние накануне отлета, когда за двое суток ставят такую задачу. Жена, помню, плакала… В Чечню мы въезжали со стороны Ингушетии. Проезжали в том числе под путепроводом, где было написано: «Добро пожаловать в ад». Боевики написали. Подрывы и обстрелы в первое время происходили почти каждый день. Жили в закрытом периметре. В вагончиках. Полевые условия. Воду зимой не закрывали, иначе мороз трубу тут же прихватывал…

Но не это главное. В 2003 году была очень тяжелая ситуация. Никто до последнего дня не был уверен, что референдум пройдет так, как задумано. Будет ли явка? И никто ведь не гарантировал, что так однозначно, с подавляющим большинством народ скажет три «да»: оставаться в России, за новую Конституцию и выборы президента.

- Вы знакомы с отцом и сыном Кадыровыми?

- Да, конечно. Дома у меня на стене висит подарок от Ахмата-хаджи Кадырова - серебряный кинжал.

•Познер работал в соседнем кабинете

- Как вообще появилась в вашей жизни журналистика?

- Я окончил Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза. По диплому - переводчик английского и испанского. На третьем курсе мне предложили поработать переводчиком в пресс-центре хоккейного турнира на призы газеты «Известий». И вот один из маститых наших спортивных журналистов говорит мне: «Напиши 12 строк об игре финской сборной». По-моему, я писал дня два. Но между тем включился в процесс, почувствовал атмосферу творчества. А потом по распределению попал на Гостелерадио СССР в редакцию Иновещания. Специализировался на арабской тематике и Латинской Америке. В 1986 году меня взяли во Всемирную службу Московского радио на английском языке, где я стал комментатором.

- На Иновещании ведь работали многие известные журналисты: Владислав Листьев…

- …и Александр Любимов, и Дима Киселев, мы друг друга хорошо знаем. Владимир Познер работал в соседнем кабинете. У нас вообще хорошо было с именами. К примеру, руководитель редакции информационного вещания и мой первый главред А.С. Плевако - внук того самого знаменитого адвоката Ф.Н. Плевако.

- Стандарты Иновещания сильно отличались от внутрисоветской журналистики?

- Очень. Ведь мы, в сущности, работали в конкурентной среде. Кстати, агентство Интерфакс возникло именно в недрах редакции информации иновещания.

•Насколько хорошо твое вчерашнее шоу?

- А потом вы почти 10 лет жили и работали в США…

- Да, 24 августа 1991 года, сразу после поражения ГКЧП, я улетел в Америку - открывать корпункт Интерфакса. Полтора года был шефом американского бюро. Потом решил попробовать, что такое настоящая американская школа журналистики. Подал документы в докторантуру Колорадского университета в Болдере. В 1998 году защитил степень «Ph.D.», наверное, все-таки кандидатская по нашим меркам.

- Какая тема вашей работы?

- «Перестройка, гласность и активные мероприятия в период правления Горбачева. Принципы манипуляции массовым сознанием через медиа-инструменты». Одним из моих рецензентов был Л.В. Шебаршин, в прошлом начальник Первого главного управления КГБ СССР. А дальше была практика в «Эй-Би-Си Ньюс». Мы в основном снимали сюжеты в России - про российскую глубинку, космос и Чечню. Впервые я там оказался в 1996 году, когда подписывались Хасавюртовские соглашения. Помните фото, где генерал Лебедь играет в шахматы с Басаевым? Я в это время сидел на диванчике рядом, но на фото не попал…

- Какие впечатления у вас остались от Америки и тамошней журналистики?

- Трезвый взгляд на Америку сформировался в университете. Ведь американская университетская среда, профессура, либерально мыслящая, настроенная на настоящие демократические ценности, очень критически настроена в отношении своего истеблишмента. Американская журналистика сама по себе весьма сильна, и для меня стала хорошей школой. Но есть и отчетливая тенденциозность в работе со стороны медиаменеджеров и редакторов. Четко выдерживается шаблон, например, в России все должно быть плохо.

- А чему вы научились?

- Во-первых, этот опыт мне здорово пригодился в 2001-2003 годы, когда я уже работал исполнительным продюсером всей информационной службы НТВ. Во-вторых, у американцев есть хорошая пословица: «Ты хорош настолько, насколько хорошо твое вчерашнее шоу». Уровень проработки темы, сюжета там необычайно высок. Это о чем Маяковский сказал: «Единого слова ради перебираешь тонны руды».

•Играющий тренер

- Всегда ли современный ритм жизни, даже если вы работаете в Челябинске, позволяет глубокую проработку?

- Если вы ориентируетесь на аудиторию с высоким образовательным уровнем, то она от вас отвернется, если вы начнете говорить с ней на недоязыке. Ваша аудитория будет с вами, пока вы такой, каким она вас хочет видеть и готова воспринимать.

- Как бы вы сформулировали творческую задачу для ГТРК «Южный Урал» сегодня?

- Чтобы мы были источником информации номер один для большей части продвинутой и интересующейся жизнью публики. Обманываться не нужно. Нет СМИ для всех. Никто не будет смотреть один телеканал всегда. Кто-то вовсе не смотрит телевизор. Но свою аудиторию мы должны удерживать, работая на постоянное ее расширение. Ну и доносить до нее то, что мы обязаны как государственное СМИ. И все это невозможно без повышения качества работы.

Выпуск новостей состоит из огромного количества приемов, выполненных каждым. Корреспондент, оператор, водитель, продюсер, монтажер, видеоинженер, гример-парикмахер, осветитель. Если мы в 20-минутном выпуске суммируем количество мелких вроде бы недоделок, то конечное качество продукта станет неприемлемым и как следствие - выпуск посмотрит меньшее число телезрителей. Вот этого мы должны избегать..

- Вы вместе с Вячеславом Афанасьевым ведете еженедельную радиопрограмму «ПолитЧас». «Играющий тренер» - редкость для нашего медиасообщества. Для вас это своего рода интенсивный курс вхождения в здешнюю реальность?

- Конечно, любой диалог должен вооружать собеседников какой-то информацией, идеями. Для меня это не первый опыт, я вел на Ставрополье последние три года похожую программу. Мне интересно самому проверить на прочность позицию гостя, его аргументы.

- Что вы цените в подчиненных?

- Скорее, не в подчиненных, а в коллегах. Требую дисциплинированности во всем. Личной собранности. В том числе от себя. Как бы ни банально звучало, это очень существенная вещь в нашем деле. Ценю искренность в поведении, в намерениях, в работе. Грамотность. Горящие глаза. К сожалению, многие из нас становятся заложниками дежурства по жизни. Бесконечное дежурство меня угнетает.

•Справка

Петр Всеволодович Васильев

Родился в 1959 г. в Москве. Закончил переводческий факультет МГПИИЯ им. Мориса Тореза в 1981 г.

1981-1990 гг. - работал на Иновещании Гостелерадио СССР

1983-1986 гг. - военный переводчик группы советских военных специалистов в Ираке.

1990-1992 гг. - специальный корреспондент информационного агентства «Интерфакс» в США.

1993-1998 гг. - докторант Школы журналистики и массовых коммуникаций Университета Колорадо, США.

1996-2000 гг. - исполнительный продюсер американской телекомпании «Эй-Би-Си Ньюс».

2001-2003 гг. - исполнительный продюсер телекомпании НТВ.

С 2003 г. - на телеканале «Россия».

С 2003 г. - по настоящее время - заместитель директора информационных программ «Вести».

2007-2014 гг. - директор ГТРК «Ставрополье».

С 1 июля 2014 г. на ГТРК «Южный Урал».

Кандидат филологических наук. Имеет государственные награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», медаль «За взаимодействие с ФСБ России», другие награды.

Moskovsky-mebel.ru мебель на заказ в Московском

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318