Кто ответит за смертельный укол?

Кто ответит за смертельный укол?

ЗАО «ФармФирма „Сотекс“», от препарата которой в Миньяре погибла пациентка, не торопится компенсировать вред ее семье.

Фармацевты заняли оборону

6 февраля этого года в процедурном кабинете городской поликлиники Миньяра после внутривенной инъекции скончалась 44-летняя Ольга Сотникова.

Как выяснилось позже, смерть наступила из-за путаницы в маркировке лекарства. Вместо милдроната, стимулирующего сердечную деятельность, в ампуле содержался листенон — препарат для наркоза.

Вскоре после трагедии в арбитражном суде Москвы было рассмотрено исковое заявление Росздравнадзора о привлечении ЗАО «ФармФирма „Сотекс“» к административной ответственности. В ответ представители фирмы пообещали возместить ущерб семье погибшей в Миньяре женщины в досудебном порядке.

Но после смерти Ольги Сотниковой прошло уже четыре месяца, а ее родные не дождались от фармацевтов не только материальной компенсации, но и элементарных извинений. Более того, заручившись поддержкой опытных адвокатов, фирма не торопится признавать свою вину в судах. В результате Росздравнадзор не выиграл процесс, состоявшийся в апреле этого года.

Местные правоохранительные органы, в свою очередь, собирают доказательства вины компании «Сотекс».

— В качестве доказательственной базы послужат материалы уголовного дела, будет и решение суда, — пояснил начальник следственного отдела по городу Аше Равиль Нусратов. — Принято заявление от представителя потерпевшей — родной сестры погибшей Ирины Викторовой. В настоящее время назначена судебно-медицинская экспертиза в Челябинском областном экспертном бюро. К экспертизе приобщены показания врачей и выводы патологоанатома. Если их будет недостаточно, поставим вопрос об эксгумации.

Третья инъекция

Корреспонденту MediaЗавод.ру удалось встретиться со свидетелями трагедии, разыгравшейся в Миньяре.

— Больная обратилась в поликлинику в связи с приступами сердцебиения и головокружения, — рассказывает лечащий врач Ольги Сотниковой Светлана Малюшина. — Ей был назначен милдронат — препарат метаболического действия, снижающий кислородное голодание. После двух инъекций состояние пациентки заметно улучшилось. В третий раз, примерно через пять минут после внутривенного введения пяти миллилитров лекарства, больная потеряла сознание.

То, что в ампуле находилось совсем другое вещество, выяснилось позже. Но в тот момент врачи думали, что у женщины анафилактический шок, вызванный аллергией на милдронат. От этого и спасали.

— Реанимационные мероприятия проводились в течение 40 минут, — вспоминает заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической службе Миньярской городской поликлиники Татьяна Ананьина. — Для стимуляции работы сердца ввели адреналин, затем преднизолон и супрастин в качестве антигистаминного (противоаллергического — Прим. автора) средства. Была сделана противошоковая инъекция. Все это время проводился непрямой массаж сердца, вспомогательная вентиляция легких мешком Амбу. После этого случая мы сразу же отменили милдронат, прописанный другим больным.

Как получилось, что фармацевтическая фирма ошиблась, выпустив один препарат под маркой другого? И почему оказавшееся в ампуле лекарство способно вызывать быструю смерть пациента?

— Листенон используют при наркозе с применением аппарата искусственной вентиляции легких, — пояснил хирург Миньярской городской поликлиники Александр Дегтев. — Вещество вызвало у Ольги Сотниковой расслабление дыхательных мышц и остановку дыхания, и без ИВЛ наступила смерть пациентки.

Выходит, спасти несчастную могло только немедленное подключение к аппарату искусственной вентиляции легких, но в процедурном кабинете его нет. Имеются только приспособления для мероприятий при анафилактическом шоке.

Врачи и сами были в шоке. В тот момент вместо выводов были лишь версии и вопросы. Почему аллергия на лекарство проявилась только с третьего раза? Реаниматолог Константин Юдин вообще предположил: «Тромб, наверное, оторвался».

На экспертизу

Прямым подтверждением ошибки фармацевтической компании послужило бы наличие листенона в крови погибшей. Однако в уголовном деле пока нет результатов подобного анализа. Сделан запрос в соответствующую инстанцию. Вскрытие проводилось в Аше, где нет нужного лабораторного оборудования. Пробу крови должны были отправить на исследование в Челябинск. Было ли это сделано, выясняется.

В предварительном заключении патологоанатома сказано, что причиной смерти является «анафилактический шок на мелдранин (именно так написано в документе — Прим. автора), отек головного мозга, острая сердечно-сосудистая недостаточность».

Настоящая причина смерти выяснилась позже по инициативе родственников. Племянник Ольги Сотниковой Владимир Викторов отвез оставшиеся ампулы со злополучным препаратом на экспертизу в Уфу.

Башкирский территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направил пакет с лекарством спецпочтой в Росздравнадзор. Из Москвы был получен ответ: компания ЗАО «ФармФирма „Сотекс“» допустила грубую ошибку в процессе производства, в результате чего другой продукт был промаркирован как милдронат. Этот факт был установлен путем массовой проверки.

Было проанализировано 469 и 280 ампул милдроната из двух разных серий, в результате 19 и 17 из них соответственно содержали опасный для жизни листенон. Всего компания выпустила 96 серий данного препарата. От него пострадали 23 человека, двоих из них не удалось спасти. Жертв могло быть и больше, если бы родственники погибших и врачи вовремя не забили тревогу. Препарат начали изымать из обращения уже 17 февраля.

Бесполезная страховка

Ольга Сотникова ухаживала за больной матерью, без поддержки бывшего мужа поднимала на ноги дочь Ирину. После окончания колледжа девушка намеревалась поступить на третий курс авиационного института в Уфе, но, лишившись опоры в лице своей матери, вынуждена работать контроллером-кассиром в банке. Работа временная, на период замещения сотрудницы, ушедшей в декретный отпуск. Денег на учебу не хватает. К тому же дочери и родственникам Ольги Сотниковой пришлось потратиться на ритуальные услуги. Они надеялись получить страховку, но и здесь наткнулись на стену.

В 2002 году Ольга Сотникова застраховала себя и свою мать в компании «Наста» на случай внезапной смерти. Исправно вносила взносы. В страховом случае компания обязалась выплатить наследникам 10 тысяч рублей на ритуальные услуги.

Не так давно «Наста» была ликвидирована, ее правопреемником стала фирма «ЦюрихРитейл». В ответ на исковое заявление матери Ольги Сотниковой Розы Ивановны страховая компания прислала бумагу, в которой сообщалось: договор с ее дочерью расторгнут в одностороннем порядке. Причина: страховщик сдал лицензию на этот вид услуг. Дальше — больше.

Родственники погибшей увязли в судебной волоките. То оказывалось, что заседание суда должно состояться по месту нахождения страховой компании в Миассе. А люди, которым назначено придти на заседание в Аше, ждали, зря теряя время. То выяснялось, что представитель Ольги Сотниковой — ее сестра Ирина Викторова — не должным образом оформила доверенность и напрасно приехала в Миасс, а заседание не может состояться из-за отсутствия истца. В таких случаях требуется квалифицированный юрист, который разъяснит все «сучки и задоринки» создавшейся ситуации и оградит от лишних «телодвижений».

Только стоит ли овчинка выделки? Оплата услуг консультанта явно превысит скромную выплату по страховке.

Pushchino-mebel.ru заказать шкаф в Пущино

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318