Армяне

Армяне

14.09.2010 15:48

По данным Всероссийской переписи населения, число армян в Челябинской области: 1989 год – 2293 человека (0,1 процента к общему числу жителей), 2002 год – 8601 человек (0,2 процента).

ДЕТИ АРАРАТА

Как пишет Геродот, армяне пришли в Малую Азию с Запада вместе с фригийцами, с которыми, по его мнению, их связывало близкое этническое родство. Прародитель армян Хайк жил в Вавилоне. После разрушения Вавилонской башни он собрал свой народ и поехал на гору Арарат, где пришельцы обосновались и создали древнее армянское государство Урарту. Потомки Хайка называли себя хай-ами, а страну – Хайастан. А соседи называли ее Наири, Хайаса, Уруму, Урме или Арме, Армина, Армани и, наконец, Армения.

Со временем Урарту, или Ванское царство, стало могучим государством, которое занимало одну четвертую часть древнего мира. Его имя – вариант названия горы Арарат, центральной точки самосознания нации. Для армян Арарат больше, чем гора, он символ родины, величия и святыня. С Араратом связана и другая библейская версия, согласно которой народность армян произошла от одного из троих сыновей Ноя, после того, как во время Всемирного потопа его ковчег остановился на горе Арарат.

Армения – первая в мире страна, сделавшая христианство государственной религией (в 301 году). После этого у армян появилась письменность (1600 лет назад). Князь Владимир, крестивший Русь, женился на принцессе византийской Анне, из правящей армянской династии, вместе с ней в нашу страну приехали воины, ремесленники, купцы, это были первые армяне на Руси.

Годы от 1895 до 1920 были самыми трагическими в истории народа. В 1878 году по решению Берлинского конгресса независимость от Османской империи получили Сербия, Болгария, Греция, Румыния. Очередь доходила до Западной Армении. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила воплотить решение Берлинского конгресса в реальность. Турецкие правители не желали терять последние завоевания Османской империи и по-своему решили «армянский вопрос». В 1895 году Абдул-Гамид сформировал особые вооруженные отряды с целью массового убийства армянского населения в Сасуне, Эрзуруме, Трабзоне, Ване, Харпуте, Стамбуле и Мараше. После Гамида к власти пришли «младотурки», которые продолжали антиармянскую политику, организовав в 1915 году первый в мире геноцид, во время которого погибло более полутора миллионов армян, другие бежали во Францию, Америку, Ливан. Сейчас по всему миру живет 10 миллионов армян, в самой Армении – только три миллиона. В США около двух миллионов детей Арарата, в России – около двух с половиной миллионов. Впрочем, в нашу страну армяне приезжали и раньше. Их приглашали Петр I и Екатерина II, они основали ряд российских городов – Ростов-на-Дону (Нор-Нахичеван), Григориополь, Армавир и другие.

НАЦИЯ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ

Внешне дети Арарата очень разные. Есть светлые, рыжие, с европейским типом лица, есть смуглые. К первым относятся восточные армяне, особенно много их в Северной Армении и Нагорном Карабахе. Ко вторым – западные. У нас природа разная, говорят армяне, – горы, реки, долины, люди тоже получаются разные. И таланты их тоже проявляются в самых разных сферах.


Актер Дмитрий Харатьян и Гагик Мхитарян, председатель регионального отделения Союза армян России и областного Армянского культурного центра

Армяне гордятся своими лучшими сынами, вошедшими в историю России и мира. Я с удивлением узнал, что знаменитый художник Айвазовский на самом деле Айвазян, чистокровный армянин. Что у великого русского полководца Александра Васильевича Суворова мать армянка (Манукова). У нынешнего министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова тоже 50 процентов крови детей Арарата. С удовольствием перечисляю другие звонкие имена, тут целая россыпь: известный исследователь Арктики и Антарктики, зампред Госдумы РФ Артур Чилингаров,кинорежиссеры Сергей Параджанов, Эдмонд и Тигран Кеосаян, Карен Шахназаров, шансонье Шарль Азнавур, актеры Армен Джигарханян, Фрунзик Мкртчян, Родион Нахапетов, Дмитрий Харатьян, композиторы Арам Хачатурян, Арно Бабаджанян, Микаэл Таривердиев, Мишель Легран, Георгий Мовсесян, дирижер Георгий Гаранян, писатели Вильям Сароян, Сергей Довлатов, братья Микоян: партийно-государственный деятель Анастас и создатель знаменитых самолетов МиГ Артем. Маршал Худяков взял фамилию погибшего друга. У директора Эрмитажа Михаила Пиотровского мать – армянка. Балерина и педагог Агрепина Ваганова сохранила после революции школу русского классического балета. Евгений Вахтангов – режиссер, основатель известного театра. У детей Арарата два чемпиона мира по шахматам – Тигран Петросян и Гарри Каспаров. Есть и знаменитые братья-физики: Артем Алиханян и Абрам Алиханов. Очень известны братья Орбели: физиолог Леон и историк Овсеп. А кто не знает комика Евгения Петросяна? Этот почетный список можно продолжать еще долго.

В Великую Отечественную войну 106 армян получили высокое звание – Герой Советского Союза. Говорят, что в пересчете на душу населения республики это больше всего в СССР (в Армении тогда было около полутора миллионов человек). Армяне по природе своей не воинственные люди, но когда надо, сражаются храбро.

Дети Арарата стараются дать своим детям высшее образование, учеба для них – своего рода культ. Мечта юного армянина – поступить в институт. Если в семье появляются деньги, их тратят не на приобретение дорогих вещей, а на получение образования. Можно быть голодным, но главное – учиться, говорят армяне.


Для этих детей Челябинск стал родным городом

Главные блюда армянской кухни – хариса и долма. Главный музыкальный инструмент – дудук.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДНИЧИЙ – АРМЯНИН

Как рассказал кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов, первым известным армянином Южного Урала был Роман Осипович Денибеков. Коллежский советник (полковник по армейской табели), приехал в Челябинск в самом начале 1798 года. Он пробыл на должности челябинского городничего пять лет, в 1803 году отбыл обратно в Петербург. В то время городничий фактически был первым должностным лицом, поскольку реальное право принятия решений по вопросам жизни города и уезда принадлежало ему и уездному суду. Роман Осипович, очевидно, дослужился до статского советника, поскольку в родословной книге Тверского дворянства он вписан как основоположник дворянского рода, получивший чин статского советника и дворянское достоинство за службу. Числился Денибеков по Ржевскому уезду. Потомки переселились также в Калужскую губернию. Два его внука – генерал-майор Александр Яковлевич Денибеков и поручик Николай Яковлевич Денибеков – отличились в русско-турецкую войну 1877–1878 годов. Николай Яковлевич был удостоен золотого оружия с надписью «За храбрость».

Денибековы, отмечает Гаяз Самигулов, считаются армянами по происхождению, хотя есть ветвь Денибековых (Денибегашвили), служившие в XVIII веке грузинским царям (Георгию и Ираклию). Естественно, грузинскими историками они воспринимаются как грузины. Одного из них звали Есеп (Осип, Иосиф). Возможно, Роман Осипович Денибеков – потомок этого человека, точно сказать очень сложно. У Есепа Денибекянца был сын Рафаил, который уехал в Россию – возможно, имя Рафаил было переделано в более привычное для русского слуха Роман. В Тифлисе в принципе было очень много смешанных армяно-грузинских семей, в том числе семья полководца Багратиона.

Если говорить о новейшей истории, то, в отличие от представителей других народов бывшего СССР, армяне стали появляться на Южном Урале задолго до развала большой страны. В годы сталинских репрессий в нашу область сослали немало семей из этой республики Закавказья, некоторые остались тут жить. В 60-х в Челябинске приехали братья Хачатрян. Один из них, Вардкес, работал мастером на обувной фабрике. Другой, Сергей, – один из пионеров предпринимательства в городе, он первым в Челябинске начал делать зеркала. В конце 60-х в столицу Южного Урала приехал самый известный сегодня армянин города и области, скульптор, народный художник России Вардкес Авакян и другие дети Арарата.


Народный художник России Вардкес Авакян. Фото Б. Каулина

Заметный всплеск миграции произошел после землетрясения в Спитаке в 1988 году. Можно сказать, что с этого момента началась широкомасштабная миграция армян в область. В конце 80-х годов, когда разрешили деятельность кооперативов, предпринимательство, армяне привозили с собой разные товары – обувь, трикотаж, люстры и даже капусту. Некоторые из них, увидев перспективу для себя, решили остаться жить. Следом поехали родственники и те, кто бывал на Южном Урале во время командировок от своих заводов.

Но основная часть армян прибыла на Южный Урал в 90-х. После распада СССР в республике начались экономические трудности. Электричество давали на два часа в сутки.

- Когда свет загорался, маленькие дети радовались, хлопали в ладоши, – с улыбкой рассказывает главный редактор армянской областной газеты “Урарту” Вардитер Саргсян.

Гагик Мхитарян, председатель регионального отделения Союза армян России и областного Армянского культурного центра, тоже приехал в Челябинск в начале 90-х. Сняться с места ему было непросто. Гагик служил в морской пехоте, окончил Ереванский институт народного хозяйства, работал главным бухгалтером управления газового хозяйства в городе Октемберян, преподавателем вуза в Ереване. А затем организовал компанию, которая изготавливала хрустальные люстры. Производство постоянно лихорадило из-за отсутствия света. Переехав в Челябинск, поставлял в Казахстан дизельное масло. И постепенно вместе с женой Вардитер Саргсян (на родине она работала в школе учителем биологии) привыкли к городу. Сейчас Гагик Суренович руководит строительной компанией.

ЗАНЯТЫ ВО ВСЕХ СФЕРАХ

Армяне живут в Челябинске, Магнитогорске, других городах и во многих райцентрах Южного Урала. Всего их около 20 тысяч. Последние пять лет притока уже нет, некоторые даже уезжают обратно в Армению.

Дети Арарата в основном занимаются строительством, преимущественно дорожным. Многие преуспели в ресторанном бизнесе. В Челябинске больше 25 армянских кафе и ресторанов, в области – около 50. Есть частные предприниматели, занимающиеся торговлей, но преимущественно оптовой или в магазинах. На рынках армян практически не встретишь. Есть среди южноуральских детей Арарата преподаватели вузов, врачи, спортсмены. Почти 400 армянских юношей и девушек учатся в вузах области.

Несколько лет назад министром строительства региона был Радик Ванунц, он приехал в Челябинск в начале 80-х. Все думали, что руководитель-армянин помогал своим, но он, отмечают армяне, работал по закону и справедливо распределял подряды. Предприниматель Гагик Лапоян стал известен благодаря своим натуральным тортам. Эдуард Аракелян руководит асфальто-бетонным заводом. В области хорошо знают:Геворга Кочаряна (руководитель компании “Уралремстрой”), Артура и Левона *Хубларян (стоматологическая клиника), Арсена Унаняна (председатель совета директоров Группы компаний “Компаньон”, президент Южно-Уральской ассоциации риэлтеров, вице-президент Российской гильдии риэлтеров), Алексея Овакимяна (руководитель консалтинговой компании “Авуар”), Сурена Айрияна (руководитель Челябинского отделения “Юнистримбанка”), Рубена Арояна (президент компании “Палитра”). Успешно ведут свой бизнес предприниматели Грайр Мхитарян, Грач Габоян, Мушег Асатрян. Александр Григорьянц (буква «ц» на конце – признак аристократического происхождения) работал начальником милиции Центрального района Челябинска. Валерий Карапетян руководит в Еманжелинске Домом культуры. Вальтер Магакян – депутат троицкого представительного органа власти, Гаяне Власян заведует кафедрой на факультете иностранных языков ЧелГУ. Карен Далакян – известный ветеринарный врач. Артур Григорян – заведующий детским отделением Брединской районной больницы. Артуш Карапетян – троицкий художник, выставки которого проводились в Челябинске и в Москве. Тигран Авдалян – призер Кубка мира по кикбоксингу.

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Дед Гагика Мхитаряна был писателем, редактором газеты, отец – директором школы, мама занималась ковроткачеством. Гагик Суренович хорошо играет на аккордеоне и поет армянские песни. Он уже семь лет возглавляет армянскую общину области. При знакомстве он дает мне визитку, на которой нет отчества – у армян это не принято, просит называть себя просто по имени. Дом Гагика – одновременно национально-культурный центр. Пока Нано (так “для удобства” предлагает назвать себя Вардитер) хлопочет на кухне, Гагик показывает комнаты, армянскую утварь и многочисленные альбомы. Мое внимание привлекает ковер.


Ковер ручной работы с портретом писателя Хачатура Абовяна

- Это моя мама соткала, – поясняет хозяин дома. – На нем изображен писатель Хачатур Абовян. Он знаменит своей фразой «Да будь благословен тот день, когда нога русского солдата ступила на армянскую землю».

Полностью Армения присоединилась к России в 1828 году после русско-персидской войны. Дети Арарата были этому так рады, что даже называли своих детей фамилиями русских генералов (был, например, армянин по имени Паскевич).

Дочке Гагика и Нано Наринэ 22 года, она окончила с отличием исторический факультет ЮУрГУ, пока не замужем.

- Будет выходить за своего? – спрашиваю я.

- За того, кого полюбит, – отвечает мама.

- Но лучше, если она полюбит армянина, – улыбается папа. – Тогда свадьбу сыграем по-своему.

Нано подает на стол овощи, тушенные по-армянски на открытом огне. Их изысканный вкус усиливается ароматом дыма. На ура идет и приготовленная на огне свинина. По примеру хозяев заворачиваю овощи и мясо в лаваш (в Челябинске его пекут несколько армянских фирм).

Нано рассказывает, что думает на армянском, потом переводит про себя на русский. Наринэ думает уже на русском и переводит на родной язык. Она с шести лет в России. Дома на 90 процентов звучит армянская речь. С братом Нареком Наринэ общается на русском. “И на русском они ссорятся!” – смеются родители.

При культурном центре в школе N123 действует армянская воскресная школа. Сейчас она переходит в дом дружбы народов. Челябинская студентка Елена Дойдоян стала победителем конкурса «Моя далекая, близкая, святая Армения», который был организован Всемирным армянским конгрессом и Союзом армян России.

13 февраля, через 40 дней после Рождества Христова, армяне области отмечают в челябинском парке Победы праздник Тэрндзез (буквальный перевод – Бог с вами), он перешел из язычества в христианство. Идет застолье, вместе сидят юноши и девушки, люди среднего возраста и старики. Молодые прыгают через костер, так они очищаются от всего плохого. В последнее воскресенье июля дети Арарата отмечают Вардевар (праздник воды). Поливают друг друга водой, это повелось со времени засухи. Никто не обижается, если на его выплеснут ведро с пятого этажа. В Армении есть районы, где этот день отмечают особенно ярко – люди поднимаются в горы, играет живой оркестр. Ну и конечно, каждый год 24 апреля у армян – День памяти жертв геноцида армян 1915 года, в Челябинске они несут цветы к Вечному огню. Южноуральские дети Арарата каждый год отмечают День независимости Армении и День армянской письменности.


Траурный митинг

Гагик Мхитарян задумал построить в областном центре армянскую церковь (христианскую Григорианскую). Место определено, есть эскиз. В Магнитогорске такой храм уже возводится.


Макет армянской церкви в Челябинске

- Не заслужишь уважение среди своих, трудно добиться его среди людей других национальностей, – говорит Гагик.

В начале обеда хозяин дома включил запись концерта, на котором российские актеры и певцы с заметным удовольствием исполняют песни на армянском языке. Нам всем хорошо, и тут раздается звонок. Гагик разговаривает по-своему, но сразу понятно, что речь о чем-то тревожном. Он сообщает, что звонят активисты национально-культурного центра, они приглашают Гагика обсудить ситуацию, связанную с арестом миасского предпринимателя Роберта Назаряна после побоища на рок-фестивале “Торнадо”. Мы едем на встречу вместе с руководителем общины.

- Зачем власти акцентируют внимание на том, что он «армянин по национальности»? – спрашивают Мхитаряна активисты диаспоры. – Пусть тогда называют национальности всех, кто причастен к организации фестиваля и к произошедшему на нем.

- В сводках ГУВД армянских фамилий практически нет. Надеемся, что следствие во всем разберется. Виновники должны быть наказаны по всей строгости закона вне зависимости от национальности, – комментирует ситуацию Гагик.

САМОИРОНИЯ НАЦИИ

В семье Мхитарян мне показали много шуточных, милых открыток, на которых как-то по-доброму изображены армяне.

А кто из нас не слышал забавных вопросов «Армянского радио»? Дети Арарата любят пошутить, особенно над собой. Самоирония – признак морального здоровья нации. Мне по ходу жизни все время встречались армяне, начиная с детского сада в райцентре Тюменской области, где мы ходили в одну группу с мальчиком по фамилии Патваканян. И никогда среди них не было скучных, занудливых людей. Армяне всегда живые, остроумные. Таковыми их делает и обаятельный акцент. Когда я сказал Гагику Мхитаряну, что он похож на актера Фрунзика Мкртчяна, ему было очень приятно (помните из «Мимино»: «Если тебе приятно, то мне очень приятно"). Не случайно русские, которые родились и выросли в Армении, считают себя армянами. К таковым относится один из знаменитых челябинских хирургов.

В США есть город Глендейл, там живет 70 процентов армян (он под Лос-Анджелесом, который иногда в шутку называют Лос-Арменос). Один китаец приехал в этот городок, стал искать работу. По-английски не понимал. Его взяли в ресторан, он трудился там два года, стал официантом, выучил язык. Однажды за его столик села коренная американка и стала делать заказ, а он ее не понимает. Она возмутилась и вызвала хозяина. И только тогда китаец понял, что два года учил не английский, а армянский язык.

Армяне выбирают для своих детей имена разных наций. Есть у них Наполеон, Гамлет, Офелия, Джульетта, Вермонт и даже Пушкин и Лермонтов. Однажды армянская сборная по футболу поехала в Данию. Когда там узнали, что среди игроков есть Гамлет, приняли его с соответствующими почестями.

Во многом благодаря своему остроумию и природной харизме армяне хорошо адаптируются в других странах. В каждой диаспоре есть очень известные люди. Нас уважают, говорят активисты челябинской общины, потому что мы сами относимся к людям с уважением.

КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ?

Сасун ГРИГОРЯН, предприниматель:

- Я жил в Челябинске в 70-х годах, женился на русской девушке. Потом мы поехали в Армению, а после 1991 года вернулись. Невестка у меня тоже русская, у внуков 25 процентов армянской крови. Они уже мало понимают наш язык, а жена очень хорошо говорит, она даже работала корректором в армянской газете. Вот такая у нас интернациональная, дружная семья. Мы отмечаем армянские и русские праздники.

Ваграм ОГАДЖАНЯН, военнослужащий:

- Моя кандидатура, наверное, не совсем подходит для вашего опроса. Я не уезжал из Армении после 91 года, мне не надо рассказывать, как меня здесь приютили. Я военный человек, учился в Санкт-Петербурге, в Царском Селе, затем в академии в Москве. Сейчас служу в ЧВАКУШе, заместитель командира по тылу. Если закончу службу в Челябинске, останусь в этом городе. Он мне очень нравится, сын учится в ЮУрГУ. Мы здесь хорошо общаемся с русскими, татарами, евреями, с представителями других национальностей и очень это ценим.

Сергей ДАВЫДОВ, предприниматель:

- У меня отец русский, мама – армянка, она приехала сюда с Кубани. Я родился на Южном Урале, по документам русский. А сестра записалась армянкой. Ощущаю себя русским человеком, но мне очень близка армянская культура. Во мне просыпается зов крови, когда слышу музыку этой закавказской республики. Я и сам пою. Люблю армянские танцы. Хорошо знаю историю, традиции Армении, они мне близки. Считаю, что диаспора, живущая на Южном Урале, очень достойно представляет здесь армян. Они много работают, ценят семейные узы, стоят друг за друга – русским надо у них этому поучиться.

Елена ДОЙДОЯН, победитель международного конкурса сочинений об Армении, менеджер компании:

- Я родилась в Ереване, приехала на Южный Урал восьмилетней девочкой, с родителями – мама у меня русская. Ереван навсегда остался в душе, это мой любимый город, бываю там каждые два года. В Челябинске многому научилась, недавно окончила академию госслужбы, сейчас работаю в хорошей компании. Я не делаю выбор в пользу одной из культур, живущих во мне, одна дополняет другую, иначе это была бы не я. От армян у меня базовые моральные ценности, отношение к семье, к взаимоотношениям внутри нее. По-русски я веду себя в социуме, хожу в баню и собираю грибы.

Рецепт норбаязетских фрикаделек

На 125 г телятины: 20 г репчатого лука, 9 г сухарей, 3 г риса, 1/2 яйца, 15 г топленого масла, 50 г маринованных овощей (разных), 15 г сливочного масла; соль, перец по вкусу.
Мякоть пропустить два раза через мясорубку. В молотое мясо добавить мелко нарезанный обжаренный репчатый лук, отваренный рис, соль, перец и перемешать. Приготовить шарики, припустить их в бульоне, откинуть на сито и охладить. Отварные шарики смочить во взбитом яйце, обвалять в сухарях и обжарить в кипящем масле. Подать шарики горячими, полив их растопленным сливочным маслом; отдельно подать маринованные овощи.

Самые известные в Челябинске армянские кафе и рестораны:

«Победа» – летнее и зимнее (парк Победы, Тракторозаводский район), «Ной» (рядом с бизнес-домом «Спиридонов»), «Севан» (на улице Энгельса), «Гюмри» (на Братьев Кашириных), «Арагац» (в «Горках»), «Старый Ереван» (на Молодогвардейцев).

Анекдоты про армян

Ниагарский водопад, туристы, экскурсоводы, зеваки. Экскурсовод говорит: «Господа, это Ниагарский водопад, самый большой в мире, самый громкий в мире. Для того чтобы заглушить звук падающей воды, нужно стрелять одновременно из тысячи винтовок, пятисот автоматов, из ста пушек и из сорока танков! А теперь, господа, попросим армянскую делегацию замолчать на минутку, чтобы мы, наконец, смогли услышать шум водопада!”.

Вопрос Армянскому радио:
- Может ли женщина сделать мужчину миллионером?
Ответ:
- Может, если он миллиардер.

Национальный костюм

В национальной одежде армяне не ходят даже в селах. Ее надевают только танцоры и певцы. Армянского мужского головного убора вообще нет. Неудивительно, что в области не оказалось национального костюма. Чтобы не отступать от идеи, мы решили найти изображение национальной одежды детей Арарата и «вмонтировать» в него мое лицо. В итоге я оказался первым человеком на Южном Урале, кто пусть таким образом, но все-таки облачился в армянский национальный костюм.

Лев ЛУЗИН

P.S.

Мы будем подробно рассказывать о народах Южного Урала, которых по Всероссийской переписи населения 2002 года больше тысячи. Поместить большие материалы обо всех 132 национальностях и этнических группах, живущих в области, просто невозможно. Поэтому сегодня мы на время прощаемся с буквой «а» нашей живой энциклопедии. Оставим на будущее подробные рассказы об аварцах (их в области 578 человек), ассирийцах (122), абхазах (67), арабах (48), адыгейцах (37), алтайцах (16), американцах (15), абазинах (10). Есть у нас также три агула, один англичанин и один среднеазиатский араб. Представителей этих национальностей прошу позвонить по телефону в Челябинске: 263-82-43 или отправить письмо по электронной почте: lnl@chelrabochy.ru.

Комментарии

Новый комментарий

*
*
Подсказка по разметке
Прежде, чем добавить комментарий, ознакомьтесь с правилами
По желанию клиента рукавный фильтр для всех и каждого.