Спецпроект
Новости

12-летняя девочка пропала 15 января, в полицию обратились ее родители.

Авария, устроенная автоледи, произошла в минувшую субботу в Мотовилихинском районе.

В пробах продукта лабораторные анализы показали наличие тетрациклина.

48-летнего мужчину задержали, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Водитель легковушки от полученных травм скончался на месте.

Школьницу ищут с воскресенья.

Мужчина приехал в Пермь в 2016 году работать на стройке, после чего потерял память и устроился дворником.

По версии следствия, бывший депутат сельского поселения почти два года выводил деньги со счетов бюджетной организации.

Сотрудникам полиции, оперативно прибывшим на место, удалось разоружить дебошира.

Молодой мужчина был обнаружен в петле в собственной квартире.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Вы сколько на новый год потратите?
    1. в этом году не праздную - 4 (40%)
       
    2. больше 10,000 - 3 (30%)
       
    3. до 5000 рублей - 2 (20%)
       
    4. до 10,000 рублей - 1 (10%)
       

Малый бизнес. Велик он или мал?

14.08.2015
Хотите пельмешек? Вам сколько? Порцию? Две? Хорошо, две. А два килограмма не возьмете? А двадцать килограммов?  А два центнера? А две тонны? Я не шучу.

Хотите пельмешек? Вам сколько? Порцию? Две? Хорошо, две. А два килограмма не возьмете? А двадцать килограммов? А два центнера? А две тонны? Я не шучу.

Есть пельменный аппарат-автомат, который сам замешивает тесто, сам его раскатывает, сам выкраивает кружочки-заготовки. После этого вакуумный насос впрыскивает на кружочек теста фарш-начинку и останется только пельмень слепить. Не пройдет и часу, как аппарат выдаст две тонны пельменей.

Цены у них разные. Тесто для всех одно - по 16 рублей за килограмм. А фарш - трех сегментов: дешевый, средний и дорогой. Один килограмм дешевых пельменей будет стоить 54,4 рубля, а дорогих - 102,4 рубля. Вам каких? Дешевых или дорогих? Ах, вы интересуетесь, какой фарш… Простите, но фарш - это отдельный разговор.

Так завелось, что у нас в холодильнике всегда найдется пачка магазинных пельменей. На всякий случай. Если что - через полчаса на стол будут поданы горячие пельмени. Очень удобно. Значит, все хорошо? Не совсем.

Магазинные пельмени мы едим, но каждый раз вздыхаем: сейчас бы своих, настоящих, домашних пельменей… А эти… Вроде пельмени, но не совсем… Фарш в них - не прожевать. Уж слишком жилистый. И запах мяса едва угадывается. И уж чтобы глоток сока в пельмене - это уж слишком… Но так и быть. Не отравили - и ладно.

Всякий раз - вопрос: покупать или не покупать? Покупаем. Но - другой фирмы. Перебрали несколько поставщиков _ никого не предпочесть. До домашних пельменей не «тянет» никто, хотя все уверяют, что «домашние», что «ручной лепки» и что «без добавок». А цены - от 100 до 500 рублей за килограмм. Это бы еще ничего, если бы высокая цена соответствовала высокому качеству, а она совпадает не всегда. Иногда, у особенно «продвинутых» знатоков рынка, высокая цена на плохие пельмени - такой маркетинговый ход, то есть хитрый, изощренный обман покупателя. И еще вопрос: пельмени, килограмм которых стоит сто рублей, - это все-таки пельмени? Мясные?

В городах наш кормилец - малый бизнес. Он будто бы очень старается. Вот он взялся за полуфабрикаты. В магазинах - что угодно: котлеты, супы, пирожки, блинчики, те же пельмени. Весь ассортимент. Прежде об этом можно было только мечтать, а теперь - пожалуйста: по пути с работы домой купить полуфабрикаты, дома их разогреть и ужин готов. Но… Попробуешь ту котлетку - вроде котлета, но не совсем… И на следующий день пройдешь мимо замороженных полуфабрикатов…

Малый бизнес нас кормит, но есть у него загадка: мы не знаем, чем он нас кормит. Едим, но в сомнениях. Кому-то - неизвестно кому - мы доверяем свои желудки, обмен своих (или чужих) веществ, весь свой «внутренний мир». Не слишком ли мы доверчивы?

Взялся писать о малом бизнесе и сам, признаюсь, не знаю, что это такое. Уж извините. Я бы знал, если бы было, у кого спросить. А спросить не у кого. Никто не знает. Известно только, что бизнеса должно быть мало. Но как мало и какого именно бизнеса - неясно. Например, семейство открыло торговую лавку - да, это похоже на малый бизнес. А куда его прилепить на металлургическом заводе? Или в науке? По умолчанию ни одна отрасль не отлучена от малого бизнеса, но где-то он легко вписывается, а где-то едва ли не отторгается.

После долгих прикидок государство объявило: малый бизнес - тот, в котором не более ста работников. Сто так сто. Хотя напрашивается вопрос: каких? Сто человек, занятых ручным трудом, - это одно, а сто квалифицированных специалистов при современном техническом оснащении - другое.

Как бы то ни было, считается, что развитие малого бизнеса - важная экономическая задача нашего государства. Может быть. Спорить не буду. Хотя есть сомнения. Наше правительство уже который год норовит создать, умножить и укрепить малый бизнес. Дело как будто благое, но почему-то непослушное. Малый бизнес неохотно создается, медленно умножается и слабо укрепляется.

Оно бы хорошо. Допустим, человек не у дел. Проблема? Проблема. У человека нет работы, значит, нет денег, нет ничего. А у правительства - головная боль. С ним, с этим «бездельником», надо что-то делать. Искать ему работу или платить как безработному.

А если тот же человек нашел себе дело, завел свой бизнес, то _-что? Да, проблема отпала. Уж не до того, чтобы от его бизнеса что-то капнуло в бюджет, сам себя прокормит - и прекрасно. От государства - отвалил. Правительство избавил от протекции, опеки и хлопот. Человек перешел на самообслуживание и самообеспечение.

Поощряя малый бизнес, правительство хотело бы возродить в стране мелкую буржуазию. Да-да, дать простор той самой мелкобуржуазной стихие, которая, как говаривал В.И. Ленин, каждый день и каждый час творит в экономике капитализм. У нас-то что? Капитализм. Он у нас какой? Еще слабый. Вот и надо размножить мелкую буржуазию. Она придаст сил нашему капитализму. Да?

Но… Стихия - это когда все происходит само собой, вот именно стихийно, да и не просто происходит, а неудержимо напирает, захлестывает без меры и без удержу. Так было будто бы в 1921 году, когда в России был объявлен НЭП. Мелкобуржуазная стихия тогда едва не опрокинула революцию.

А теперь никакой стихии нет. Правительство поощряет малый бизнес, а он - не поощряется. Вроде тесто замесили, а не хватило дрожжей. Стихия не взбухла, ее опара не разлилась по всей экономике, не подняла, не взбодрила ее.

Помнится, в советские годы, вопреки всему и всем, тут и там возникали чуждые социализму энергичные люди, в которых кипело частное предпринимательство. Тогда их гнули и давили, а они пробивались сквозь частокол запретов, находили лазейки, выкручивались, выворачивались. Никакие чиновники и бюрократы не могли их укротить. Где же они теперь? Давно уже олигархи? И что? Лимит предпринимательства в обществе исчерпан?

Однако государство не унимается - взывает к малому бизнесу, так и сяк лебезит перед ним, заманивает, открывает калитки, ворота, разрешает перелезать через забор. На все закрывает глаза - только удостой, сделай милость, появись, возникни. Чего тебе, малый? Льготы? Хорошо, так и быть. Без налогов? Хорошо, договоримся. Без проверок? Хорошо, не потревожим. И в самом деле, государство обязалось: три года нога контролера или инспектора не ступит на территорию малого бизнеса. Никаких инспекций! О внезапной проверке и не заикаться, как бы с испугу у малого бизнеса не случился разрыв сердца. Дошло до явной несуразности: если и случится какая проверка, то о ней надо предупредить за месяц, а то и за квартал: мол, ждите, будем - приготовьтесь.

Значит, так: малый бизнес - во что бы то ни стало, любой ценой. Хорошо. О предпринимателях государство позаботилось. А о потребителях? О тех, кто будет пользоваться услугами малого бизнеса? Они - не в счет? Что даст людям этот освобожденный от всякого контроля и всякой ответственности бизнес?

Не секрет, что крупный бизнес, пришедший на рынок всерьез и надолго, склонен следить за качеством своего товара и своих услуг самостоятельно, без внешнего контроля. Чего не скажешь о малом бизнесе. В нем велика доля людей случайных, всякого рода проходимцев, любителей быстрых денег, нечестных на руку, искателей халтуры и халявы. Но малый бизнес таков, что и добропорядочных предпринимателей соблазняет на «скользкие» поступки.

Учтем, что малый бизнес - это, прежде всего, малые деньги. То, что удалось наскрести. Едва-едва. Как правило, денег хватает только на то, чтобы открыть дело и продержаться месяц-два. Поэтому с самого начала - экономия на всем. И когда подопрет, ничего не останется, как сэкономить на качестве своей продукции. Оно, качество, и так балансирует на нижнем пределе, потому что условия производства самые примитивные.

Если, допустим, на крупном мясоперерабатывающем предприятии технологический поток с электроникой, автоматикой и другими техническими прибамбасами держит качество в узких допусках, то колбасный цех, втиснутый в подвальное помещение даже у добросовестного бизнесмена обречен на брак.

Малый бизнес не свободен от таких дельцов, которые и не помышляют работать на рынке честно и добросовестно. Их расчет - на первую покупку. Пусть покупатель с первой же покупки поймет, что его откровенно обманули, пусть в следующий раз он уже не обманется, но таких, один раз обманутых покупателей, наберется сотни и тысячи. А когда все раскусят обманный товар, предприниматель-временщик откроет новую «фирму», в расчете опять-таки на первую попытку. Так можно долго и вполне безнаказанно околачиваться на рынке, отравляя и развращая его.

Часто используется и другой прием: на первых порах поставлять на рынок «истинную» продукцию, а когда покупатель проникнется к ней доверием, «плавно» перейти на фальшивый продукт.

Скажу так: с малого рынка нельзя спускать глаз. Может быть, ему достаточно одного контроля - контроля качества у входа на рынок. Но в том-то и дело, что качество изделия не оценить вприглядку, без осмотра условий производства. А несметное число контролеров, которые систематически контролировали бы условия производства сотен и сотен малых бизнесов - абсурд. Так что малому бизнесу не нужен мораторий на контроль, он бесконтролен в принципе. Нет на него контроля.

Конечно, можно сказать, что потребитель разберется. Не разберется. Точнее, разберется - и уже разобрался: он перестает покупать продукцию малого бизнеса. Потому что ему все труднее в развале товаров отыскать такой, которому бы доверял.

Наш малый бизнес, как и вся экономика, остановлен и застопорен низким спросом. У бизнеса нет денег, чтобы повысить качество продукции, а у потребителя нет денег, чтобы купить качественный товар. Стоим, чего-то ждем.

Вообще ставка на малый бизнес сомнительна. Не сам он, малый бизнес, сомнителен, а сомнительная ставка на него. Мелкая буржуазия - весьма неустойчивая группа населения. Она постоянно возобновляется и распадается. «Течет». Ведь малый предприниматель - буржуа только наполовину. Второй своей частью он труженик. И живет он, балансируя, как канатоходец. Кто-то переберется на «тот берег», где «жируют» состоявшиеся буржуины, а кто-то, большинство, упадет вниз, где копошатся трудяги. Ясно, что мелкий предприниматель не настроен на то, чтобы всю жизнь оставаться мелким. Он только о том и думает, чтобы разбогатеть и в какой-то степени олигархиться. Он ощущает себя на рынке не постоянным, а временным игроком. Такая среда.

Наконец, мелкое производство по сути своей не претендует ни на высокую производительность труда, ни на высокое качество продукции, ни на достойную рентабельность. Вся экономика пронизана стремлением к концентрации, то есть к поглощению малых форм.

Будущее принадлежит крупному производству. Это, может быть, не значит, что у малого бизнеса нет будущего, но в чем оно я, признаться, не знаю. Боюсь, что малый бизнес «поднимает голову» тогда, когда рушится крупное производство.

Я вспоминаю годы в конце прошлого века, когда вдоль трассы М5 у Тимирязевского поселка бабушки и тетушки продавали беляши и что-то еще съедобное. Мы там несколько раз останавливались, потому что знали: у бабушек и тетушек беляши - вкусные. Настоящие. Домашние. По той же причине там останавливались не только мы. Я не знаю, что это было - там, у Тимирязевского, - малый бизнес или какой-то другой. Наверное, нет, не бизнес, потому что бабушки и тетушки представления не имели о маркетинговых ходах, они были наивно добросовестны и простодушны, пекли беляши честно и чистосердечно. Как себе. Чем и сделали себе рекламу. Не думаю, что тогда они разбогатели, но уверен, что - выживали. И выжили. Никого не обманули и не взяли грех на свою душу. Потому и вспоминаются добрым словом.

Комментарии
Комментариев пока нет