Ник. Горькавый. История создания радио

Ник. Горькавый. История создания радио

Для этого нужно было сначала заставить летать электричество по воздуху, а потом прицепить к электричеству звук. В те времена это выглядело чистым безумием.

В один прекрасный солнечный денёк 1895 года, итальянский министр почты и телеграфа получил письмо. В нём некий изобретатель Маркони сообщал, что он научился посылать электрические сигналы телеграфа не по проводам, а по воздуху — пока только на три километра, но если министр поможет с деньгами, то обычный телеграф можно сделать полностью беспроводным. Министр, напевая весёлую песенку, написал на письме «Отправить в сумасшедший дом» — и, довольный своим чувством юмора, немедленно забыл о смешном изобретателе Маркони.

Отец Маркони был итальянским аристократом, а мать — ирландкой, поэтому Гульельмо Маркони, родившись в итальянском городе Болонье, провёл свои детские годы в Англии. Когда Маркони стал учиться в итальянском университете, то заинтересовался беспроводным телеграфом.

Ведь несколько лет до этого Генрих Герц показал, что электрический сигнал может распространяться на десяток метров — и это давало надежду на создание дальнодействующей электрической связи. Впрочем, сам Герц полагал, что никакого практического интереса его открытие не имеет, а лишь подтверждает теорию Максвелла о существовании электромагнитных волн.

Но другие исследователи не были столь скептичны — и во многих странах мира изобретатели стали крутить контуры из проволоки, подсоединять их к электрическим батареям, строить антенны и пытаться поймать «волны Герца» или «эфирные волны» на расстоянии большем, чем десяток метров.

Среди этих изобретателей был двадцатилетний Маркони, который, взяв в помощники дворецкого, устроил лабораторию прямо на отцовской вилле.

Однажды ночью 1894 года он разбудил мать, привёл её в свою секретную лабораторию и показал, что нажатием кнопки в одной комнате он может заставить зазвенеть колокольчик в другой комнате — и без всяких проводов! Мать была очень рада за успехи сына. Наутро этот эксперимент был продемонстрирован отцу — и тот был поражён ещё больше. Когда отец внимательно осмотрел установку сына и убедился, что в ней нет никаких проводов, то вытащил все деньги из своего бумажника и отдал их сыну на приобретение нужного оборудования и материалов.

Маркони с удвоенной энергией принялся за изучение литературы, поиск нужных технических решений и разработку собственных деталей. В 1895 году он приступил к экспериментам на больших расстояниях, используя территорию болонского поместья отца.

Как ни старался Маркони, он не мог получить дальность сигнала более 800 метров. Английский исследователь радиоволн Оливер Лодж считал, что именно такое предельное расстояние доступно для распространения радиоволн.

Но Маркони не сдался перед авторитетом известного исследователя. Маркони обнаружил, что, подняв антенну над землей, он может передать сигнал на дистанцию в три километра. И тогда он написал письмо итальянскому министру почты с просьбой о поддержке.

Не получив ответа, Маркони через влиятельных знакомых связывается с итальянским послом в Англии — и тот советует ему попробовать найти поддержку своего проекта в Великобритании. В сопровождении матери, Маркони в возрасте 21 года прибывает в Великобританию с багажом, полным таинственных приборов и устройств. Увидев их, таможенный офицер немедленно доложил в Адмиралтейство. Прибором Маркони заинтересовался британский директор почты и телеграфа. Он предложил молодому изобретателю продемонстрировать свой аппарат.

Маркони установил передатчик на крыше лондонского почтамта и передал азбукой Морзе сигнал в другое здание, на расстояние в полтора километра. Эта демонстрация вызвала большой интерес. 2 июня 1896 года Маркони подал заявку на британский патент, через год получил его — и немедленно организовал акционерное общество по разработке дальнодействующей связи.

Уже в 1897 году его компания создала первую постоянную радиостанцию и осуществила беспроводную связь на расстоянии в 23 км между материком и островом Уайт. В 1898 компания открыла радиозавод, на котором работало 50 человек. Ещё через три года команда Маркони установила трансатлантическую радиосвязь.

Интересно, что Маркони добился радиосвязи через Атлантику благодаря своему невежеству. Всем образованным физикам того времени было понятно, что волны Герца не могут распространяться в воде или земле, поэтому радиосвязь возможна только в пределах прямой видимости.

Но Маркони придерживался совершенно ошибочной точки зрения, что радиоволны могут свободно проникать в воду и камень, поэтому не оставлял своих попыток наладить радиосвязь на сверхдальних расстояниях. И ему удалось! Но не потому, что радиоволны проникали сквозь толщу Земли, а потому что они отражались от ионосферы — от электропроводящего слоя в верхней атмосфере. Этот эффект был ранее неизвестен, но именно благодаря ему сигнал от передатчика Маркони и смог обогнуть земной шар.

В 1909 году Гульельмо Маркони и немецкий учёный Карл Браун (который, кроме практических экспериментов, активно публиковал научные работы по беспроводной связи), получили Нобелевскую премию за вклад в беспроволочный телеграф. Маркони быстро разбогател, стал маркизом и президентом Итальянской академии наук.

Сначала беспроволочные телеграфы обменивались лишь писком — азбукой Морзе, но вскоре был придуман способ накладывать на радиоволну человеческий голос. Радиоволна имеет высокую частоту, а человеческий голос — низкую. Чтобы заставить радиоволну нести на себе звук, сделали так: у радиоволны стали медленно менять высоту её гребней.

Возьмём длинную гребенку или расческу: если укоротить длину её зубчиков, так чтобы получилась плавная кривая, то получим хорошее представление о радиоволне, на которую наложен звук. Волна приходит на приемник, который регистрирует не только частые электромагнитные колебания в своих контурах, но и плавные изменения силы этих колебаний — и переводит эти плавные изменения в низкочастотный человеческий голос или в музыку.

В 1910 году состоялась первая радиотрансляция концерта из Нью-Йоркского зала «Метрополитен-Опера», в котором принимал участие великий певец Карузо. В мире быстро возникла гигантская индустрия радио. В 30-х годах радиоприемники размером с комод пришли во многие дома, тарелки репродукторов повисли на столбах, захрипели и забормотали разными голосами о разных новостях.

Возникли специальные студии, где люди целыми днями сидели и приятными голосами читали в микрофоны различные фразы, которые им готовил огромный штат сотрудников и репортеров. Стала возможной прямая трансляция различных событий — от речей политических лидеров до передачи со стадионов, где проходили футбольные и хоккейные матчи.

Появилась специальная профессия — радиокомментатор, который сидел на стадионе, видел матч своими глазами — и рассказывал об игре. Комментатор переводил видимую картинку в звуковую информацию, а радиослушатели, слыша его объяснения, воображали себе футбольную игру в своих головах — и вовсю переживали за своих любимых спортсменов.

Научившись посылать электрическую речь по воздуху, люди немедленно принялись искать способ посылать таким же способом и картинки — и даже движущиеся изображения, которые демонстрировались в кино, но это уже другая история.

История радио интересна тем, что множество исследователей работали параллельно — и Маркони среди них не был первым, передавшим сигнала на многие километры.

Например, в 1896 году, когда аппарат Маркони послал сигнал на 3 километра, Никола Тесла в Америке уже улавливал волны на расстоянии в 50 километров. Но Тесла полагал, что радиосвязь возможна только на расстоянии прямой видимости, а значит, для больших расстояний нужны высокие башни — и он строил эти дорогостоящие башни, в то время как Маркони работал с портативными и гораздо более дешёвыми устройствами. Пожар, уничтоживший лабораторию Теслы в 1895 году, тоже помешал его радиоисследованиям.

Александр Попов, которого не без оснований считают в России создателем радио, не только осуществил радиопередачу в 1895 году, но ещё и разработал удобный приемник для поимки радиосигнала. Радиоаппараты профессора Попова были установлены на кораблях российского военно-морского флота. Но секретность, окружавшая работы учёного, не позволили его работам стать основой для коммерческого предприятия. Неожиданная смерть Попова в 1905 году прекратила его исследования.

Секрет успеха Маркони — в его настойчивости и семейной поддержке, которые позволяли ему двигаться вперёд, огибая любые препятствия. Он был молод и энергичен — и сумел создать процветающее предприятие по выпуску радиоаппаратов. Но самое главное — он, получив патент, сразу собрал команду видных учёных и специалистов, который стали быстро развивать нужные для новой индустрии технологии.

Тесла был гениальным одиночкой, но в деле развития новой технологии команда всегда побеждает одиночек. И это был важный урок, который можно извлечь из истории радио. Компания Маркони впоследствии оставит в истории яркий след, участвуя в создании радаров, телевидения и авиационной аппаратуры.

Историки интересуются — кто первый придумал, а для истории важно — кто первый внедрил. Изобретателей много, внедрителей мало. Из телеграфа Шиллинга не возникла индустрия, зато аппарат Морзе сделал революцию, связал континенты телеграфными проводами. Белл с компаньонами создал телефонную компанию, а его конкуренты-изобретатели — нет.

Так и в радио — Маркони организовал целую индустрию радиопередатчиков и радиоприемников, а Тесла и Попов — нет, как и десяток других пионеров радиосвязи. Самый первый патент на беспроволочную связь получил в 1872 году американский дантист Малон Лумис. Правительство собиралось профинансировать его работы, да так и не собралось. В США, кроме Теслы, в радиопионеры включают Дэвида Хьюза и Томаса Эдисона. В Германии создателями радио считают Генриха Герца и Карла Брауна. В Англии есть свой первый конструктор радио — Оливер Лодж; во Франции — Эдуард Бранли. Свои открыватели радиосвязи есть в Белоруссии — Яков Наркевич-Йодка; в Индии — Джагадиша Бозе; в Бразилии — Ландель де Мура.

Когда какая-то страна настаивает на том, что именно у неё было сделано данное важное изобретение, то часто возникает неудобный для этой страны вопрос: а почему тогда не в этой стране возникла новая индустрия вокруг этого изобретения? Почему итальянец Маркони не нашёл поддержки у себя в Италии и создал британскую компанию по производству радио?

Хвастаясь умом своих великих соотечественников, надо признавать недальновидность своих правительств и неповоротливость общества, которые не оценили в своё время талантливых людей.

Фото из Википедии.

Reutovmebel.ru шкафы Реутов

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

дизайн-проект в Челябинске
VK31226318