Новости

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Дети решают задачу: ТРИЗ-педагогика

07.02.2014
Мальчик играл с мячом, мяч попал на высокий шкаф. Как быть, что делать? В жизни мальчик попросил бы родителей достать мяч. Но в условиях нашей игровой задачи мама с папой ушли в магазин.

В этой статье я хочу рассказать о том, как с детьми мы решали открытую задачку. Простая, казалось бы, ситуация, которая может случиться в жизни каждого ребенка: мальчик играл с мячом, мяч попал на высокий шкаф. Как быть, что делать? В жизни мальчик попросил бы родителей достать мяч. Но в условиях нашей игровой задачи мама с папой ушли в магазин. Проблему мальчику надо решать самому. Для ребенка трех – пяти лет задача оказалась не слишком простой, но они с ней справились.

Сегодня мы будем решать задачу про мальчика, – объявляю я ребятам и вешаю картинку – изображение мальчика – на доску.

– Алеша! – тут же предлагает дать ему имя самый младший из детей, Дима.

– Да, пусть будет Алеша. Мальчик Алеша остался дома один, его родители ушли в магазин. Как вы думаете, ему стало скучно или весело? – спрашиваю ребят.

– Скучно, – говорят мне дети почти хором.

– А что сделать, чтобы не было скучно?

– Можно поиграть…

– Мультфильм посмотреть…

– Да, конечно. Я расскажу вам историю про мальчика Алешу, который очень любил играть в мяч. (Примагничиваю к доске картинку – мяч). А как можно играть в мяч?

– Кидать, катать, пинать…

– Играл Алеша с мячом, и мяч попал на высокий шкаф (рисую на доске высокий шкаф). Что делать? Как быть мальчику? – озадачиваю я ребят.

– Нужно взять лестницу и забраться по ней, – предлагает пятилетний Саша.

Схематично рисую на доске лестницу как один из вариантов решения задачи.

– Как еще можно достать мяч? Как сделать так, чтобы мяч сам оказался у мальчика?

– Нужно палкой достать, – предлагает пятилетний Егор.

– Хорошо, достать палкой. Нарисуем палку (схематично изображаем на доске)

– Какие еще есть варианты?

– Потрясти шкаф, - говорит Дима трех с половиной лет.

– Потрясти шкаф, предлагает Дима. Нарисуем.

– Есть еще варианты?

– Надо веревку взять, – предлагает Левон.

– А как мы веревкой достанем мяч?

– Надо веревку взять, на конце завязать и накинуть на мяч, – предлагает еще одну версию Егор.

– Взять веревку и завязать на конце петлю. Хорошо, рисуем.

– Есть еще варианты?

– …

– Давайте попробуем. Вот мяч, он попал на высокий шкаф. Как его достать?

Беру настоящий мяч и кладу на высокий шкаф. Учебную задачу превращаем в реальную.

– Саша, неси лестницу, – говорю я мальчику, который предлагал лестницу поставить.

– А нету, – говорит мне Саша.

Надо сказать, если бы лестница была, это решение вполне бы подошло.

– Надо стул взять! – говорит Гаяне, подставляет к шкафу стул, на него пробует поставить еще один, понимает, что никак.

– Надо палку взять, – еще раз проговаривает свое решение Егор. – Можно взять клюшку.

Клюшку я принесла специально для этого занятия, чтобы использовать ее вместо палки. На вопрос Егора перед занятием «Что это за клюшка» ответила, что это клюшка моего сына, он оставил ее здесь.

И тут все дети по очереди забираются на стул и с помощью клюшки пытаются столкнуть мяч. У одного, второго, третьего не получилось – может быть, координации не хватило, может быть, клюшку неудобно взяли. Получилось у Егора. Может быть, потому что он предложил такое решение. Задача решена!

Потрясающие приемы применяются в ТРИЗ-педагогике! На таких занятиях дети не воспроизводят, не повторяют за педагогом или друг за другом – они делают все сами. Каждый из ребят может высказаться, предложить свою точку зрения. Каждый из ребят мыслит, соображает. Даже если он отвлекается и время от времени устраивает пробежку по комнате – он тоже находится в ситуации, он тоже слышит и думает. Нет неправильных ответов, нет единственно верного решения задачи - есть решение оптимальное.

Дети учатся самостоятельно решать свои задачи, используя те ресурсы и те возможности, которыми они располагают. Им не нужно будет ждать доброго волшебника или просить о помощи. Они будут знать, что очень многое находится в их руках.

Ирина Кузьмина

Комментарии
Комментариев пока нет