Новости

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Как ребенку научиться не пасовать перед трудностями?

03.04.2015
Школа учит решать типовые задачи, но для того, чтобы разобраться в нестандартной жизненной ситуации, требуется особая подготовка.

Школа учит решать типовые задачи, но для того, чтобы разобраться в нестандартной жизненной ситуации, требуется особая подготовка.

Традиционный урок в школе – веками сложившаяся система. Еще в средние века детей усаживали за парты, и всезнающий учитель просвещал своих учеников, обучая их тому, чему не мог научить никто другой, рассказывая о том, о чем дети не могли услышать ни от кого больше.

С тех пор прошло очень много времени, жизнь сильно изменилась. Знания ребенок может получить из множества источников (книги, интернет, телевидение, поездки за границу, окружающие люди). Научиться читать и писать может при помощи увлекательных игр, как реальных (кубики Зайцева), так и виртуальных (система обучения чтению Л. Штернберга).

Нередки случаи, когда ребенок самостоятельно обучался читать (потому что у него был на это свой, личный мотив), за месяц до сдачи экзаменов осваивал всю школьную программу по предмету, удивляясь при этом, что в школе предмет изучают пять лет.

Мир стремительно меняется. Технологии развиваются непрерывно, электронные системы совершенствуются, и дети разбираются в них лучше, чем их взрослые учителя. Но система передачи знаний от учителя к ученику как основная форма обучения остается неизменной.

Наша современная действительность требует от человека активной позиции, креативности, способности решать нестандартные задачи, быстро ориентироваться в большом потоке информации. А школа учит детей по-старому: передает детям готовые знания, которые уже не актуальны. И вряд ли те, которые прилежно сидели за школьной партой, учили все уроки, получали «4» и «5» и считались хорошими учениками, - вряд ли они станут работать над усовершенствованием технологий и решением очень сложных проблем, которые возникают в обществе и мире.

Но даже если смотреть на вопрос менее масштабно – в рамках жизни одного человека – с проблемами каждый из нас сталкивается постоянно.

Это и есть открытые задачи, которые человек либо решает эффективно, либо полагается на авось и «как-нибудь», либо позволяет другому человеку решать проблему за него – каждый действует так, как приучен. В большинстве случаев взрослые люди действуют по второму либо по третьему варианту, потому что так их научили в детстве, к этому они привыкли.

Как же формируется мышление решателя – человека, который занимает активную позицию в своей жизни, умеет решать жизненные задачи? Конечно, закладывается это в детстве, когда ребенку не дают готовых решений и рекомендаций, как сделать, как поступить, а дают ему возможность самому подумать, попробовать, понять.

А еще в развитии активного мышления большую роль играет решение открытых задач – по реальным ситуациям из жизни, из истории, по проблемным ситуациям в художественных произведениях.

Возьмем, к примеру, сказку «Гуси-лебеди» для работы с проблемой с детьми 5 – 8 лет. Проблема возникла из-за того, что девочка убежала играть с подружками и оставила малыша без присмотра. Теперь она бежит спасать брата.

Но с детьми можно подумать над тем, как девочка могла бы и с подружками поиграть, и чтобы гуси-лебеди братика не унесли. Ребята думают над решением задачи, предлагают разные варианты:

- Взять братика с собой.

- Оставить его в доме.

- Спрятать, накрыть чем-нибудь.

- Сделать ловушку для гусей…

Ребята думают, предлагают выход, и вариантов решений возникает множество. Как и во многих открытых задачах. И это очень ценно.

Или проблемная ситуация в известной сказке «Малыш и Карлсон»: главные герои играли с паровой машиной и разбили ее. Карлсон со словами «Дело-то житейское» улетел, а Малышу оставил расхлебывать проблему. Как сказать родителям, что паровая машина сломана? ведь они запрещали играть с ней без взрослых. И игрушки сломанной жаль – она так нравилась, так интересна была малышу!

Подобные ситуации случаются у детей в жизни. И решая проблему за Малыша, дети учатся решать и проблемы, с которыми они сталкиваются сами.

При решении задач формируется стиль мышления, который потом уже не позволит человеку пасовать перед трудностями или перекладывать ответственность на другие плечи – он сам будет знать, как решать возникающие перед ним задачи.

Вот еще пример реальной проблемной ситуации, с которой столкнулся когда-то вполне реальный человек.

«Одному американскому фермеру не давали покоя соседские ребятишки. Они облюбовали лужайку перед его домом для своих шумных игр. Постоянная беготня и крики выводили фермера из себя. Первое, что он сделал — накричал на мальчишек. Результат оказался нулевым, «бесчинства» продолжались. Тогда фермер сменил тактику. Он пригласил ребят в дом, угостил сладким и заключил с ними договор. Через несколько дней на ферме воцарился покой. Что предложил фермер ребятам?»

Как бы вы поступили на его месте, что бы вы сделали? Обратите внимание – с детьми был заключен договор, дело обошлось очень спокойно, без всяких репрессивных мер.

- Он сказал: «Я буду давать вам сладости, только не играйте на моей лужайке».

- Он построил для них площадку недалеко от своего дома.

- Ему нужно пожаловаться их родителям, и тогда дети не будут приходить…

Такие решения предлагают ребята второго класса. Они исходят из своего опыта, им сложно, они думают, высказывают свои мысли, слушают друг друга, дополняя высказывания. На таком эмоциональном подъеме, на волне общего интереса происходит очень эффективное обучение детей. На традиционном по своей форме школьном уроке.

Так о чем же договорился фермер с детьми?

«Фермер задушевно сказал: «Я так рад, мальчики, что вы играете перед моим домом. Я уже старый, и мне так приятно смотреть на вас. Пожалуйста, приходите каждый день к моему дому и играйте. За это я буду платить каждому по 20 центов». Мальчишки с радостью согласились, и игры на следующий день продолжились. Но через пару дней фермер снова созвал детей и сказал: «Дела мои идут плохо, поэтому я буду вам платить по 10 центов». Мальчишки, поворчав, разошлись. Но на следующий день пришли отрабатывать жалованье. Правда, уже без прежнего энтузиазма. Потом фермер сообщил мальчикам: с деньгами у меня туговато, так что придется снизить вам жалованье до 5 центов.

- Ну уж нет, старик! За такие гроши сам бегай по своей лужайке!

С того дня на ферме и воцарился покой».

Ирина Кузьмина

Комментарии
Комментариев пока нет