Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В Челябинской области и в Башкортостане разразился скандал по поводу основателя Челябинской крепости Алексея Тевкелева

20.05.2011
Алексей Тевкелев: государственник или злодей?

В Челябинской области и в Башкортостане разразился скандал по поводу основателя Челябинской крепости Алексея Тевкелева. Власти Южного Урала и столицы региона решили разместить портрет этого государственного деятеля XVIII века (вместе с другими выдающимися личностями в истории Челябинска) на билбордах, посвященных 275-летию города. Это вызвало гневную реакцию башкирских общественных лидеров.

Все знают, что Москву основал Юрий Долгорукий, Санкт-Петербург - Петр I, Екатеринбург - Василий Татищев и так далее. Но в миллионном Челябинске мало кто слышал о Тевкелеве и уже тем более - о его роли при «рождении» города. Мало того, настоящего портрета этого деятеля вообще не существует. Изображение, которое власти вознамерились повесить на рекламных щитах, - реконструкция.

Историки рассказывают, что мурза (князь) Кутлу-Мухамед Мамешев Тевкелев - личность выдающаяся и неоднозначная. Он родился в 1674 либо в 1675 году. В документах чаще упоминается как Алексей Иванович. По этой причине многие считают его крещеным. На самом деле, отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов, это не более чем форма имени, принятая для удобства общения с русским окружением, своего рода псевдоним.

При Петре I Тевкелев был «переводчиком по секретным делам». Участвовал в Персидском походе 1722-1723 годов. Этот татарин хорошо знал язык и обычаи башкир и киргиз-кайсаков (казахов). В 1731 году в Степь отправилось посольство Тевкелева. Его сопровождали башкирские старшины Таймас Шаимов и Кидряс Муллакаев. Во многом благодаря им миссия завершилось успешно - казахи Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром и часть знати Среднего жуза приняли русское подданство. Тевкелев участвовал в основании Оренбурга (1735 год) и в жесточайшем подавлении башкирского восстания 1735-1740 годов. В 1739 году был назначен начальником Комиссии иноверческих и пограничных дел. В 1742 году за участие в подавлении еще одного башкирского восстания получил чин бригадира, в 1755-м стал генерал-майором. Но жителям столицы Южного Урала он интересен прежде всего тем, что в сентябре 1736 года определил место Челябинской крепости и руководил началом ее строительства.

До поры до времени имя нашего героя оставалось в истории. О нем говорили ученые разных стран (в Казахстане, например, Тевкелева считают выдающимся представителем российской имперской дипломатии, незаурядным администратором и политиком), спорили активисты башкирских и татарских общественных движений. И вот накануне очередной, почти круглой даты со дня основания Челябинска (275 лет городу исполнится в сентябре этого года) областные и городские власти решили внедрить фигуру Тевкелева в массовое сознание. И вскоре получили резкий ответ.

На официальном сайте Всемирного курултая башкир его председатель Ильгиз Султанмуратов опубликовал обращение к губернатору Михаилу Юревичу и главе администрации Челябинска Сергею Давыдову. В нем говорится, что появление билбордов с изображением Тевкелева спровоцирует острый межнациональный конфликт. Общественный лидер требует «пресечь скандальную и оскорбительную пиар-кампанию».

Ильгиз Султанмуратов отмечает, что Алексей Тевкелев для башкир - как Гитлер для всех остальных: «Невозможно изъять из памяти потомков события, где переводчик, дипломат и впоследствии - генерал-лейтенант проявил себя как палач башкирского народа… Только в одной экспедиции весны 1736 года Тевкелев, объединившись с командой полковника Мартакова, сжег дотла более 50 башкирских деревень, истребил более двух тысяч жителей. Всего за март-апрель 1736 года было сожжено 503 аула, убито не менее 3042 человек, а за весь 1736 год, по оценке экспертов, не менее 10 тысяч.

Факты эти исторически неопровержимы… Соответственно и реакция башкир на плакаты и памятники в честь заслуженно проклятого народом персонажа будет резко отрицательной и, возможно, самой непредсказуемой. Столь вызывающая акция будет воспринята башкирами как целенаправленное оскорбление народа со стороны государства, правящей партии и региональных властей».

Председатель Всемирного курултая подвергает сомнению статус Тевкелева как основателя Челябинска. Автору этих заметок уже доводилось слышать недовольство башкирских общественных деятелей области по этому поводу. Правда, они не оспаривали статус основателя, но не соглашались с тем, что эту заслугу приписывают только Тевкелеву. Из истории известно, что на земле башкир Каратабынской волости старшиной которой был Таймас Шаимов, построили целый ряд крепостей, в том числе Миасскую, Троицкую, Уйскую и Челябинскую. И вполне возможно, что, зная свою территорию, Шаимов мог подсказать место, наиболее пригодное для возведения Челябинской крепости.

«Фигура Алексея Тевкелева очень спорная и неоднозначная, - говорит заместитель председателя областного курултая башкир Флюза Гайсина. - Этот человек запятнал честь своего мундира. Он совершал такие действия, которые нельзя оправдать войной, условиями времени. Тевкелев - единственный человек, заслуживший у башкир, в целом всегда очень спокойных и терпеливых, вечное проклятие».

То, что Тевкелев совершил в деревне Сеянтусы, называют «башкирским холокостом». По данным Гаяза Самигулова, есть один документ, свидетельствующий о его злодеяниях в ауле. Это исследования ученого и краеведа Петра Рычкова. Он пишет, что в волости, в которой располагались Сеянтусы, жило 3000 человек, в деревне - 1000, отряд сжег 100. Имеется также донесение Алексея Тевкелева «правителю Урала» Василию Татищеву. В нем ситуация выглядит иначе. Отмечается, что во всей волости - 500 человек, о сожжении ничего не говорится. Вторая подпись на документе П. Рычкова, он был помощником А. Тевкелева и участвовал в походах. Остается только догадываться, где Рычков пишет правду - в официальном донесении или в работе по истории Оренбургской губернии.

На заявление председателя Всемирного курултая башкир отреагировали наши чиновники. Их комментарии размещены на одном из новостных сайтов.

«Каждый имеет право на свое мнение, - говорит начальник управления по взаимодействию с общественными объединениями администрации Челябинска Валентина Кибизова. - Только хотелось бы спросить людей, разместивших такое обращение: а не является ли их позиция разжиганием межнационального конфликта? Сегодня другое время. И мы воздаем дань Тевкелеву как основателю Челябинской крепости, как Петру I и другим русским царям, в биографии которых тоже есть «темные» страницы».

«Рим тоже такими диктаторами строился, что мама не горюй, но мы до сих пор любуемся Колизеем, - говорит министр культуры области Алексей Бетехтин. - В прошлом году мы получали аналогичные обращения от русской диаспоры в отношении Салавата Юлаева. Его тоже обвиняли в том, что много народу порезал. Если начать перекладывать события прошлого на настоящее время, ни к чему хорошему это не приведет».

…Удивительно, но в многонациональной России нет по-настоящему осмысленной национальной политики, нет ведомства, которое бы занималось этими проблемами. Межнациональные отношения отданы на откуп второстепенному департаменту Минрегионразвития РФ. А на местах, как правило, вообще нет структур, которые бы системно, на профессиональной основе ведали этими вопросами. Смешно, но у нас межнациональными отношениями факультативно занялось… управление печати.

Между тем эта проблема очень серьезная, болезненная. На мой взгляд, потенциал конфликтности у нее даже выше, чем в отношениях между богатыми и бедными. Она требует тонкой, вдумчивой работы. Судя по вышеприведенным комментариям чиновников, по поводу Тевкелева и возможной реакции башкир они «особо не заморачивались». В администрации города вообще говорят, что в Интернете много чего на эту тему появляется накануне каждой годовщины со дня рождения Челябинска.

Во Всемирной паутине действительно есть много разных крайностей и хамских высказываний, но наши чиновники все-таки обязаны были понимать, что здесь совсем другая история. Однако легкость и какая-то даже бодрость, с которой они дают оценки, просто поражают. Похоже, эти люди не до конца представляют специфику региона, которым руководят (для этого недостаточно приехать на Сабантуй, нарядиться в башкирский костюм и поулыбаться перед телекамерами). И теперь не знают, как выходить из неудобного положения.

Наши власти, глядящие на сложнейшие жизненные явления через призму пиара, имиджа и денег, недооценили градус негативного отношения башкир к Тевкелеву. Хотя первый звоночек прозвенел еще в 2009 году, когда возникла идея поставить памятник этому деятелю в Челябинске. Тогда резко выступила башкирская молодежь. По столице Южного Урала гуляет миф о том, что башкиры срезали фамилию «Тевкелев» с монумента основателям города на Кировке (на нем четыре символические фигуры - башкир, казак, строитель и военный чиновник - как бы намек на нашего героя). Чтобы понять остроту проблемы, достаточно зайти на форумы башкирских и татарских сайтов, и не только накануне Дня Челябинска.

Тевкелев для башкир - это отрицательный символ, символ зла, говорит Гаяз Самигулов. Причем символ «живой» и очень больной. Как ни странно, он необходим для консолидации этого завоеванного, но так и оставшегося непокоренным народа. Если его каким-то фантастическим образом убрать или просто тупо продавить фигуру Тевкелева сквозь башкирское сознание, то наверняка возникнет новый символ зла - кто его знает, может, это будет уже наша региональная или вообще вся российская власть. То есть, совершая явочную «канонизацию» Тевкелева, чиновники, сами того не ведая, раздувают огонь межнациональных противоречий. Башкирское население достаточно управляемо и консолидировано. Причем многие «дети Салавата» тоже не знают, кто такой Тевкелев, но они очень импульсивны, остро воспринимают любую несправедливость и способны откликаться, объединяться, если видят, что «обижают башкир». Причем не только в Челябинской области, но и в соседней одноименной республике. Этим могут воспользоваться экстремистские элементы, которым не привыкать играть на крайних лозунгах.

Насколько я знаю, ученые предупреждали организаторов празднования. Они говорили, что их шаг вызовет негодование, но власти это предостережение не услышали. Они посчитали, что на такие «мелочи» обращать внимания не стоит. Между тем тут требуется тактичное, уважительное отношение не только к позиции башкир, но и к мнению татар, которые, с одной стороны, справедливо гордятся, что их человек основал Челябинск, а с другой, не могут не досадовать по поводу его «боевых заслуг». Тут произошло наложение, которое и не позволяет все эти годы вытащить Тевкелева из исторического небытия. Впрочем, все-таки правильнее эту фигуру рассматривать не как представителя татар (мусульманина) на русской службе (а значит, в представлении некоторых, ренегата, выслуживающегося перед имперскими властями). Вернее исходить из понимания того, что он был потомственным офицером, дворянином Российской империи и целью своей ставил служение государству. Как бы там ни было, но неумелые действия организаторов праздника напрямую столкнули коренной народ Урала с властями и косвенно - с татарами и другими этносами региона. В итоге башкиры устроили исторической фигуре Тевкелева свой ответный «холокост».

Совершая тот или иной шаг, связанный с историей, власть многонационального региона обязана опираться на знания ученых, экспертов. Необходимо также налаживать постоянный и конструктивный диалог с самыми разными движениями и общественными деятелями, а не только со своими проверенными «представителями общества», «выбираемыми» в Общественную палату области. Именно так поступили в Екатеринбурге, где памятник основателю города Василию Татищеву установили не сразу. Это желание и там вызывало протест башкир, поскольку «правитель Урала» тоже причастен к подавлению коренного народа региона. Но, как отмечает Гаяз Самигулов, свердловские власти умело подготовили общественное сознание к увековечиванию имени «отца-основателя». Информация о роли Татищева в истории России и Урала стала постоянно популяризироваться. Были организованы «Татищевские чтения». Публиковались статьи и книги по истории региона, в которых описывались деяния «главного начальника Сибирских и Казанских заводов». И только затем возле плотинки (со студенческих лет люблю это чудное место в центре столицы Урала) встал во весь рост Василий Татищев и его союзник, военный и инженер Вильгельм де Генин.

Екатеринбуржцы сразу начали гадать, кто есть кто, а подростки стали называть двойной памятник Бивисом и Бадхедом - верный показатель того, что исторические деятели вошли в массовое сознание.

Вот и челябинцам надо было сделать так же. Опубликовать материалы по истории, провести конференцию, и не одну. Эти факты необходимо вставить в образовательные программы, в курсы краеведения. Одна из причин низкого уровня знаний по истории края - отсутствие в области программы, направленной на массовое издание качественной краеведческой литературы. Только так историки, краеведы, власти и общественно-политические деятели всех народов и мастей могут окончательно определиться по фигуре Тевкелева. И либо оставят его в истории, либо придут к какому-то компромиссу и «представят массам».

Исторические инициативы властей не должны быть для коренных и других жителей области громом среди ясного неба. Прошлое у нас не только непредсказуемо, оно еще и полно мин. Хочется, чтобы власть была более искусной и осторожной при их обезвреживании...

Комментарии
Вообще говоря для каких-таких целей нашим властям понадобилась новая икона?
Какой, так сказать, меседж они посылают населению этой канонизацией?
Или просто так от скуки (а под таким аргументом, как правило, скрывается минимум непрофессионализм, а то и просто глупость) решили пантеон расширить?
pale
20.05.2011 10:23:39
Почему Челябинск был основан как крепость? Нужно было от кого-то защищаться? От диких зверей?
Александр Чирков
20.05.2011 10:47:20
Лев Николаевич, очень сильно написали! Я полностью разделяю вашу тревогу! Ситуация - не хиханьки-хаханьки, не информповод, на котором можно "оттоптаться".

Башкирское национальное движение при М.Г Рахимове мощно росло все постсоветские годы - и многие даже те, кто во власти, не понимают процесса. Сейчас наступает время, когда теория начинает случаями прорываться в повседневность, в быт. За этими прорывами - отнюдь не ватная сила, нужно хотя бы осознать это! И трижды думать, думать, думать - прежде чем делать.

bq. И либо оставят его в истории, либо придут к какому-то компромиссу и «представят массам».

... подписываюсь
Администрация
20.05.2011 17:47:40
А разве это не башкирский экстремизм?
Александр Чирков
21.05.2011 05:15:18
не знаю, что это - но процесс серьезный. особенно если рассматривать в связке с ситуацией в самой Башкирии (о которой в ЧО мало кто говорит, почему-то). из-за угрозы неконтролируемого роста процесса, в первую очередь (не из-за ТЭКа), центр и поторопился снять Рахимова. но новому руководству сходу взять в руки рычаг не удается (ситуация с БСТ показательна, хотя бы).

мне все это активно не нравится. кто-нибудь может прогнозировать, что будет через 5-7 лет, если в отношениях будут копиться эти "занозы"? нужно кому положено просто оценить серьезность ситуации - и за кулисами найти компромисс, который бы через медиа "разрядил" проблему.
Администрация
21.05.2011 09:50:34
*прошу прочитать вот эту очень сильную статью из "Русского репортера"* - "УФА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ":http://www.rusrep.ru/2010/28/baskiriya

чтобы лучше понять серьезность ситуации
Администрация
21.05.2011 20:13:02
и нужно учитывать, что курултай - это центр (хоть и рыхлый) нацдвижения, это организация в правовом поле, что курултаевцы нормально интегрированы в общ.-полит. процесс. если их за Тевкелева публично осекать, учить, навешивать ярлыки - дистанция непонимания между нами будет увеличиваться. движение может пойти в "совершенно невыгодную для нас сторону": http://www.voshod74.ru/news/vakhkhabizm_ugroza_realna/2010-12-25-313
Администрация
21.05.2011 21:10:39
То есть мы должны переписать историю? Выкинуть слова из песни? Забыть первооснователей города?

Я кстати отношусь к первооснователям крайне негативно. Но насколько знаю, жестокости было полно с обеих сторон.

И в прошлом копается тот, кому повод нужен, кому нужна дивизия ВДВ... на голову. Мы все люди современные. И можем жить мирно.
Александр Чирков
21.05.2011 05:18:30
по-моему, правильнее без громких фраз и поз (с обеих сторон) как можно скорее убить этот базар. посмотрите на Кавказ - в таких вещах армия не решает проблему.
Администрация
21.05.2011 10:12:59
Не надо связывать историю города с Тевкелевым.Ему дали указ,
строить крепости он строил,не за свои же деньги.И до крепости
здесь было башкирское селение с одноименным названием.
При царьской правительстве и при Советской власти,250 лет
заслуги Тевкелева не замечали,а сейчас вдруг вспомнили,проблем
больше нет у нас.Так можно и Гитлеру через 200лет,в Челябинске
устоновить памятник.Зачем в дружном городе порождать
национализм и экстремизм?
Урал
21.05.2011 06:40:06
Страницы: 1 2 След.