Новости

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Мама дошкольницы успела отдернуть дочь и льдина ударила по плечу ребенка.

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Чудаки и инвестиции

10.06.2011
Интересно посмотреть, в каком состоянии имидж Челябинской области находится сейчас и, возможно, попытаться дать ответ на вопрос, каких же инвесторов мы ждем?

В прошлом году губернатор области Михаил Юревич объявил буквально следующее: «Я дал задание изменить имидж Челябинской области». Коррекция имиджа есть часть курса молодого руководителя на привлечение новых инвесторов в регион.

Возможно, года с небольшим мало для того, чтобы денежные мешки со всего мира поняли, что вкладываться нужно именно в Южный Урал. Однако интересно посмотреть, в каком состоянии наш имидж находится сейчас, какие заметные события в связи с этим произошли и, возможно, попытаться дать ответ на вопрос, каких же инвесторов мы ждем?

Самый, самая, самое

Итак, в назывном порядке.

В Челябинском зоопарке живого ослика покрасили в розовый цвет.

Памятник «Сказ об Урале» снова одели в платье Деда Мороза, а нынешней зимой ему приклеили «самую длинную» бороду (блогеры сразу же уточнили: «фальшивую бороду»). Причем ее размер не с потолка был взят: 74 метра - «74» автомобильный код региона.

На масленицу в городском саду имени Пушкина решили соорудить самый высокий торт из блинов.

Весной в Челябинске появился таинственный «Мститель», о чем свидетельствовала «вирусная» реклама в виде ролика на YouTube и страничка в соцсети «ВКонтакте». Челябинский «Мститель» скрывал свое лицо и обещал бороться с хулиганами примерно так же, как его «старшие товарищи» - Бэтмен и Супермен. Интересное совпадение: после того как губернатор области выразил недоумение («Кому он собрался мстить?»), «Мститель» вдруг прекратил медийную активность.

В Миассе сделали самую большую в мире канцелярскую скрепку (высота сооружения - 9 метров). На днях пресс-служба губернатора сообщила, что скрепка попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Ранее самый большой хоровод в России провели в Кыштыме.

И вот совсем свежая новость: в Чесменском районе завтра, в День России, хотят собрать самый большой (уж не в мире ли?) хор для исполнения гимна Российской Федерации.

Это лишь некоторые примеры того, как за последнее время имидж Челябинской области изменяют.

Настолько суровы, что…

Даже беглый анализ обнаруживает тягу наших креативщиков (чаще - чиновников муниципального уровня) к гигантомании. Клиническая психология объясняет ее, исходя из наблюдений за пациентами, но мы, пожалуй, не будем углубляться в тайны человеческой души.

Напротив, попытаемся найти смысл. Понятно тщеславие главы района, который может согнать на патриотическое пение бюджетную часть сельчан. А людям-то что с этого? Будем искать…

Все эти события объединяет известное озорство и легкомысленность. Зачем они? У каждого подобного мероприятия обязан быть адресат. Если мы держим в уме инвесторов, то, следовательно, хотим что-то рассказать миру о себе, с чем-то поспорить.

Можно предположить, что все это шутовство есть некая антитеза образу «суровых челябинских мужиков».

Как ни странно, этот образ оказался прилипчивым. Автор этих строк, бывая в командировках, не раз слышал про «суровых» земляков. Шутка из телепередачи «Наша Раша» пошла в народ. Удивительно, но если в поисковой системе «Яндекс» набрать слово «суровый», то первый вариант словосочетания, который тут же выскочит сам, будет «суровый Челябинск».

А уж сколько всяких фолклорных вариаций на эту тему ходит в Интернете - не сосчитать!

Вот лишь некоторые образцы.

Челябинские мужики настолько суровые, что за оголенный провод берутся так же решительно, как и за оголенную женщину.

Челябинские мужики настолько суровые, что лечат триппер зеленкой.

Челябинские мужики настолько суровые, что не пьют кофе, а жрут его ложкой из банки.

Челябинские доярки настолько суровы, что челябинские быки прячутся в лесах.

Челябинские медсестры настолько суровы, что хрен их знает, сестры это или братья.

Челябинские тараканы настолько суровы, что их невозможно раздавить тапком.

Челябинские женщины настолько суровы, что их боятся даже суровые челябинские мужики.

Челябинские наркоманы настолько суровы, что вместо уколов ставят себе капельницу.

Челябинские админы насколько суровые, что пользователи предпочитают работать на счетах.

Челябинские мужики настолько суровы, что гаишники сами дают им взятки.

Челябинские жильцы настолько суровы, что топят соседей этажом выше.

Смысл данного мема в трактовке сайта Луркоморье (это такая народная энциклопедия) звучит следующим образом:

«Используется с целью намека на умопотрясающую крутизну и брутальность, а также на дремучую провинциальность какого-либо события».

Грубость, черствость, дикость

Отчасти пресловутая «суровость» имеет под собой некоторые основания. Челябинская область - регион промышленный, пролетарский. Да и находится он в полосе резко континентального климата - не забалуешь.

В советском изобразительном искусстве середины ХХ века существовал так называемый «суровый стиль». В нем Челябинск, Магнитогорск и другие наши города и веси, а главное - их жители, узнаются легко.

Вот что пишет петербургский критик и историк искусства Алексей Бобриков в своей статье в «Художественном журнале»:

«Культ «суровой» - то есть лишенной всяких иллюзий, бескомпромиссной и беспощадной - «правды» о человеке, истории и даже природе (пустынная и мрачная природа «сурового стиля» не имеет ничего общего с солнечной идиллией середины 50-х). Никаких чудес - только работа».

«Герой «сурового стиля»- это в первую очередь «просто человек» вне социальной иерархии, вне специальных различий внешности, возраста и пола, не знающий разделения на публичное и приватное, не признающий противопоставления «высокого» и «низкого»…»

«Задача героя на картине - не столько действовать, сколько постоянно пребывать в этом состоянии предельной собранности и готовности к действию. В состоянии бескомпромиссности и непримиримости - почти аутическом…»

«По отношению к внешнему миру труд понимается … как «покорение природы»… Чаще всего в основе подобного сюжета лежит именно героическое противостояние человека и дикой природы; «борьба», имеющая целью «власть»; некое «насилие» над природой, близкое к изнасилованию…»

В общем, возникает объемный типаж человека «сурового стиля»: «Твердый, непреклонный, не знающий снисходительности к себе и другим».

Можно вспомнить и классиков русской литературы, например Некрасова:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

А вот какие аспекты отмечал, в частности, В.И. Даль в своем словаре:

«СУРОВЫЙ, вост. суровой, (от сырой.) - грубый, неровный, шероховатый, черствый, неприятный на ощупь…

О нраве: крутой, черствый, бранчивый, взыскательный, строгий, жестокий.

Сев. и сиб. резвый, шаловливый, своевольный; бойкий, дикий или бешеный. Суровость нравов, грубость, черствость, дикость».

Последнее значение примечательно. Вот фрагмент интервью знаменитого пермского писателя Алексея Иванова газете «Челябинский рабочий» в прошлом году:

- У нас сейчас обсуждается бойня на рок-фестивале под Миассом. Говорится, что это серьезный удар по имиджу региона…

- А это имидж в чьих глазах? Если в глазах Москвы, то никакого удара по имиджу и не было. Столица считает, что здесь живут дикие люди, вот они и подрались, как положено диким людям.

Почти юродивые

Очевидно, этому «суровому» и даже «дикому» имиджу и вправду нужно что-то противопоставить, поскольку все перечисленные выше смыслы автоматически возникают в сознании человека, живущего внутри русской культуры. Сможет ли озорство вытеснить суровость - это уже следующий вопрос. И здесь главная проблема состоит в том, что может произойти не вытеснение, а наложение этих характеристик. И тогда получится просто-таки гремучая смесь: суровый челябинский мужик настолько суров, что может убить миасской канцелярской скрепкой.

Суровые (в быту), чудаковатые, с легкой безуминкой люди - это же почти юродивые!

Выдающийся филолог А.М. Панченко, изучая феномен юродства, особенно отмечал «намеренное старание казаться глупым, безумным». В этом был глубинный смысл. А.М. Панченко пишет: «Отчуждая себя от общества, подвижник как бы получает право обличать».

Если попытаться применить географическую аналогию, то глубокая провинциальность «суровых мужиков», отмеченная Луркоморьем, есть как раз это самое «отчуждение от общества».

Следовательно, «суровые челябинские мужики» - это потенциальные юродивые в полном культурном смысле этого понятия. Люди, чья функция и смысл в культурном (или медийном) пространстве РФ, - говорить правду. То есть именно правда, гласность может стать новой идентичностью для жителей Южного Урала.

Для подтверждения этой гипотезы нам, конечно, не хватает типажа вроде майора Дымовского и Алексея Навального. Но почему бы ему вдруг не появиться в исторической перспективе?

Злой инвестор, я не твой

Почему-то считается, что для инвестиционной привлекательности региона нужны образованные люди, мягкий климат, культурный и туристический потенциал. Для каких-то проектов это действительно важно. Но посмотрим правде в глаза. На мировом туристическом рынке сейчас жесткая конкуренция даже среди тех регионов, где мягкий климат, а туристам не устраивают «Торнадо» и о клещевом энцефалите не ведают. Наукоемкая и инновационная индустрия существует в кластерах вроде Силиконовой долины (если очень повезет, то будет и в «Сколково»). Молоко (даже частью то, из которого делают челябинский творог) получают в Новой Зеландии. А есть еще, скажем, японские корпорации с их традициями дисциплины и качества.

Но кто-то же должен выполнять грязную работу? Выплавлять металл, разрабатывать недра, складировать у себя радиоактивные отходы, утилизировать старые боеприпасы. Кто этим будет заниматься?

Чудаковатые, глуповатые и, разумеется, весьма суровые люди.

Мы слышим много разговоров о потенциальных инвесторах. Пока их нет, ждем. Вопрос - кто это будет?

Недавно в местном минпроме прошло совещание. Власти рассматривают целесообразность разработки крупного месторождения золота. Оно тянется от Аргазинского водохранилища на 27 километров вдоль реки Миасс. Уже есть потенциальный разработчик - ООО «Уральская горная компания» из Свердловской области. По всем статьям это реальный такой инвестор, готовый вложить немалые, между прочим, деньги. Однако представители Росприроднадзора, присутствовавшие на совещании, высказались категорически против такого проекта. Если начнут копать, то последствия для главного питьевого источника Челябинска могут оказаться непредсказуемыми. Сегодня судьба проекта не решена, минпром хочет «вернуться к этому вопросу позже».

Еще один потенциальный инвестор - Росатом. Тоже ведь готов вкладывать деньги. И здесь масса вопросов. Во-первых, общественность очень смущена непрозрачной системой принятия решений. Во-вторых, АЭС требуется много воды, а в последние годы некогда «озерный край» обмельчал, два засушливых лета - и возникнет ее дефицит. Наконец, сомнительна сама уместность разговоров об АЭС на фоне «Фукусимы»…

Своеобразным инвестором можно считать Министерство обороны, переместившее из бурятской степи в черту города Челябинска крупную авиабазу. О ней в прямом смысле наслышаны все челябинцы.

Писатель Алексей Иванов в том же интервью нашей газете отмечал, что имидж - это производное от идентичности. То есть мы понимаем, кто мы есть и зачем, а уж потом возникает какой-то образ для повседневного (или коммерческого) употребления. Сначала смысл, а потом - имидж. Это почти закон природы.

В нашем перевернутом мире, разумеется, может случиться обратное. Бывает так, что и хвост вертит собакой.

Ну, он и навертит…

Комментарии
Спасибо, Айвар, великолепная статья!
Марина Волкова
16.06.2011 16:29:38
Хорошая статья, как всегда прямо в точку.Да уж, с имиджем у нас действительно неважно. Раньше хотя бы "Ариэль" и "Трактор" все знали, а теперь вот перешли на примитивные маразматические шутки.Потом скажут,что нам(народу) только это и нравится.
Для "суровости" нам еще добавили военные самолеты, которые над С/З гудят днем и ночью.Так что мы о них не только наслышаны, но и видим, и нюхаем каждый день. Не над Москвой же им летать, даже если и упадет,что с этого, мы же "суровые". У нас здесь и так помойка, получается нам уже терять нечего. Остается в центре города поставить склуьптуру мужика с "соской" пива в руке,- окончательный штрих. Вот и весь "привлекательный" имидж региона.
Sonya
19.06.2011 11:27:37