Новости

Преступники забрали награды, принадлежавшие деду мужчины и зарезали пенсионера ножом.

Шокирующее преступление было совершено в Кизеле в ночь на 28 февраля.

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

«Стану стареньким, тогда пойду в храм»

14.08.2013
Насколько осознанной и распространенной является такая позиция среди современной молодежи? Что думают об этом священнослужители и юные челябинцы?

Насколько осознанной и распространенной является такая позиция среди современной молодежи? Что думают об этом священнослужители и юные челябинцы?

…В Челябинске во дворце спорта «Юность» прошла традиционная ежегодная православная выставка «Во славу Божию» при поддержке администрации города и правительства области. Все, как обычно: обширная экспозиция, духовно-просветительская и культурная программы, беседы и встречи с представителями общественных и православных организаций.

Организованная Челябинской епархией Русской православной церкви и ООО «Первое выставочное объединение» выставка должна была представить лучшие образцы православной культуры и духовности, укрепить православную веру и культуру, развить связи между церковными и светскими организациями.

Поражало обилие людей. На православном базаре было не протолкнуться. С одинаковым энтузиазмом миряне покупали мед, платки и драгоценные камни и заказывали службы за здравие и упокой, прикладывались к чудотворным иконам, разбирали книги с проповедями. Монахи и монахини весело зазывали люд, временами казалось, что это не божьи люди, а настоящие коробейники.

- Что же вы стесняетесь, покупайте сумочки с котами, такого больше нигде не найдешь! - радостно махал руками мужчина в черной рясе. Батюшки в буфете выбирали пирожки повкуснее, откладывая набранное, чтобы дать поцеловать свою руку верующим.

Публика оставляла двойственное впечатление. Мужики в спортивных костюмах, еле сдерживающие мат в разговоре, и матушки-монахини в платочках, крестящиеся на ходу, шепчущие молитвы и не обращающие внимание ни на что мирское. Крикливые женщины, тащущие за собой непослушных детей, ругая их на ходу, и седовласые старцы, самозабвенно извлекающие мелодичные звуки из маленьких колоколов. Молодые и не очень молодые монахи, весьма игриво общающиеся с соседками по выставке, и Валерий Логачев, вдохновенный исполнитель авторских песен из Москвы…

То, что смущало больше всего, хотя это бросилось в глаза не сразу: совсем не было молодежи. Почему православие не слишком привлекает современных молодых людей? Мало его пропагандируют, рекламируют, говорят о нем? Или молодежь в принципе не склонна выбирать путь к Богу?

В церквях, как и на подобных выставках, продвинутых парней и девушек почти не встретишь. Там уставшие от быта отчаявшиеся домохозяйки, печальные, раздраженные, недовольные, там работяги, на какой-то момент поднявшиеся над своей средой, вырвавшиеся из пивной компании и идущие к чему-то традиционно-духовному, там много физически и психически больных, юродивых, но там почти нет молодежи (сужу, разумеется, по собственным впечатлениям последнего времени, у кого-то они могут быть иными).

Изменились ценности? Теперь мы верим только в золотого тельца? Или же годы советской власти сказались через поколения? Вот бабушки и дедушки, жившие во времена Хрущева, Брежнева и Горбачева, в церкви как раз ходят, замаливают полжизни вынужденного атеизма.

В СССР вместо Бога была партия, и в нее верили - добровольно или принудительно. Теперь же материализм властвует умами: «Религия отвлекает от насущных проблем и уводит в метафизические дебри»; «Нравственность и духовность - разные вещи, можно быть высокоморальным человеком без веры в мифических персонажей».

Между тем, заходя на сайт Челябинской епархии, видишь перечень из 7 молодежных православных организаций и еще около 10 просто православных. Около десятка электронных СМИ… Более того, в епархии издается 19 приходских газет, 5 православных приложений к городским и районным печатным изданиям, на телевидении и радио каждую неделю выходят передачи, где говорят о вере. То есть нельзя сказать, что челябинская молодежь не имеет выбора, куда идти, если хочет идти к Богу.

Об этой ситуации мы поговорили во время челябинской выставки со священником из Тульской области отцом Иеронимом:

- Православие вневременно, поэтому кризис ему не грозит. Есть кризис общества - так он постоянно есть. Молодежи в храмах больше, чем 10 лет назад, и уж намного больше, чем 20-30 лет назад. Годы советской власти и развала страны в 90-х еще долго будут икаться. Насчет привлечения молодежи: решение простое - праведной жизни активный священник.

Но не все настроены так оптимистично.

Священник из Барнаула, регент мужского хора Дмитрий Котов проблему духовного кризиса признает:

- Думаю, что православие не привлекает молодых людей по нескольким причинам. Во-первых, сейчас время потребительства и искаженных жизненных и нравственных ориентиров. На фоне этого внешне православие выглядит устаревшим. Во-вторых, представления о духовном настолько искажены и многовариантны, что человек просто теряется в выборе своего духовного предпочтения. Кроме того, сейчас столько сект и культов (в том числе и языческих), которые привлекают и молодежь.

За последние годы православная церковь в связи со многими нападками несколько потеряла авторитет в глазах светского общества. Молодежь в большинстве своем стихийна. Ее, как мне думается, легко настроить на определенное отношение к чему-либо. Тем более что сейчас большинство молодых активно общается в Интернете, откуда и получает наибольшее количество информации. Когда я поступал в Тобольскую семинарию в 2000 году, общее количество учащихся там было 180 человек. Нас поступило в тот год 50 человек на первый курс. В прошлом году в Тобольскую семинарию поступило на первый курс 11 человек. И общее количество учащихся там было не более 50.

В этом году исполнилось 1025 лет с того момента, когда Русь стала православной. Больше тысячи лет вера в Христа помогала нам в войнах и в миру. И теперь, когда, казалось бы, нет препон для веры в виде всевидящего ока и всеслышащих ушей советской власти, вера должна укрепиться. Но вместо этого приходится говорить о кризисе духовности, об обнищании духовной культуры. А на православной выставке среди икон, меда, тканей и трав едва ли не центральное место занимает косметическая компания Mary Kay.

Эрнест Хуснутдинов, студент-медик, 21 год:

- Почему я атеист? Потому что верю в науку и считаю абсурдным верить во всемогущего парня, существование которого никем не доказано. Все произошло путем естественных природных процессов, а не вследствие воли Божьей. В век технократии, как некоторые ученые и публицисты называют наше время, мы мыслим совершенно иными категориями. Вера, которая изначально не требует доказательств (читаем в словаре Ефремовой определение веры: «Признание чего-либо истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики»), теперь уже с трудом выдерживает отсутствие аргументации.

Сергей Аксенов, студент-математик, 18 лет:

- Не верю, потому что ненаучно и бездоказательно.

Современное состояние церкви можно назвать кризисным не потому, что мы живем в мире безбожников-содомитов, нет. Часть людей не ходит в храм, потому что скучно, часть - потому что однажды выгнали, пугает новая обстановка, нет знакомых... Современный мир полон развлекаловки: молодому человеку просто не дают времени углубиться в себя, даже просто подумать о жизни, о ее смысле и цели. Вышел прикольный фильмец - надо посмотреть, дискотека, новый гаджет, сериал, отчасти учеба. Времени нет! А если смысл и появляется - «у меня вся жизнь впереди, стану стареньким, тогда пойду в храм».

Обратимся к истории: в церковь почти во все времена ходили и пообщаться, и показать наряды, и посмотреть на возлюбленного/возлюбленную… А путь от дома до храма - это же настоящие смотрины, когда семья на обозрении всех соседей. Так все-таки можно ли говорить о кризисе духовности именно сейчас?

Мы поговорили с доцентом Челябинского университета, кандидатом исторических наук Александром Фокиным:

- Я не очень понимаю, как можно измерить уровень духовности. Количество людей, которые посещают религиозные учреждения, это не показатель духовности, а показатель посещения. Духовность и вера - это вещи, мало между собой связанные. Стоит понимать, что церковь долгие годы в России была тесным образом связана с государством и рассматривалась как часть управленческого аппарата и идентификации, поэтому в церковь надо было ходить, чтобы не потерять положения в обществе. Теперь у нас в стране формально светское государство. А советский период разрушил идею, что православие - основа России.

Скажете про объединяющий всю страну фактор? А что вы будете делать с мусульманами и буддистами, иудеями и католиками?

Да и вопрос, кого считать православным: человека, который носит крестик, но ни разу Библию не открывал? Таких, кто готов регулярно ходить в церковь и жить по религиозным предписаниям, мало, поэтому можно говорить о кризисе православия, но при этом об усилении позиции церкви как особого института, который совмещает в себе духовные и светские функции.

Я считаю падение уровня веры у молодежи, и не только у нее, хорошим признаком. На мой взгляд, в современном обществе религия уже не выполняет положительных функций, которые были у нее в прошлом. Поэтому чем меньше мы будем верить в странные догматы и больше полагаться на разум и науку, тем лучше будем жить.

Может быть, все закономерно, и вера, обусловленная инфантилизмом человечества, страхом смерти и желанием, чтобы был кто-то сильный там, наверху, исчерпала себя. Может быть, взрослеющая в духовном плане молодежь хочет принимать решения сама, не надеясь на Отца. Может быть, это все правильно, но при этом не покидает ощущение, что мы потеряли что-то очень важное, что из века в век помогало, а теперь уступило в нашем сознании место… чему?

Дарья Полякова

Комментарии
"Изменились ценности? Теперь мы верим только в золотого тельца?" - это цитата из статьи. А зачем так передергивать? Что, посещение храма (или даже реальная вера) - единственный показатель духовности? А как же те люди, атеисты и верующие любой конфессии,которые читают книги, любят и понимают музыку, а самое главное - живут по совести и занимаются делами, нужными людям? Врачи, ИТР, преподаватели, творческие работники? Среди моих знакомых большинство - атеисты, но никогда язык не повернется назвать их бездуховными, этих глубоко порядочных, честных, умных и культурных людей! И их взрослые дети, та самая молодежь, выросли достойными людьми, главное - с совестью. И с немного другими, чем у автора, понятиями о духовности. Если бы все так воспитывали своих детей, не было бы повода говорить о том, что "мы потеряли что-то очень важное". Совесть терять не надо, только и всего.
Инна
14.08.2013 06:36:34
Инна права
Аня
14.08.2013 10:06:05