Новости

По предварительной информации, причиной ЧП стало короткое замыкание электропроводки.

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Какими должны быть памятники в Челябинске?

25.09.2014
Известный в городе историк и краевед Владимир Боже - о скульптуре и городской среде

Известный в городе историк и краевед Владимир Боже - о скульптуре и городской среде

- Владимир Стейгонович, у нас есть повод поговорить о композициях, которые с некоторых пор стали появляться на улицах Челябинска.

- В начале нашего разговора я хочу сказать о следующем. Может быть, на какое-то время стоит приостановить установку таких скульптурных композиций. Потому что система ценностей у нас еще не сложилась. И поэтому когда возводятся такие сооружения, люди на них смотрят и не понимают, что это такое и для чего. С другой стороны, проявляются акты вандализма.

Скульптуры, которые установлены в городе, делятся на две группы. Это монументальное искусство, которое должно стоять на протяжении десятилетий и столетий. Такая скульптура - в хорошем материале, она профессиональна и соответствует системе ценностей своего времени. Другие произведения призваны сделать теплее какие-то городские уголки. Сегодня мы имеем наследие прошлого в виде суровых советских памятников. Да, это наследие в большей своей части священно.

- Но все-таки эти суровые памятники уже «разбавляются» такими сооружениями, как «Сфера любви».

- «Сфера любви» из разряда утилитарных памятников. А город, он многообразен и многосложен. Например, появляются памятники композиторам - Прокофьеву и Глинке. Это хорошо. А я считаю, что должно быть место и местным персонажам. Город - это большая квартира, а в квартире принято выставлять фотографии семейные. Нам, например, нужен нормальный памятник «Урал-Сибирь». Это такая особинка города. Этот монумент не должен быть проходным, а какая-то образная вещь. Например, образы Урала-мужчины и Сибири-женщины. А что у нас? Какой-то человек из Финляндии создает какую-то железную фигуру по имени Венер, у которой вместо головы гайка, и называет ее Россией.

- Но причем тут Урал-Сибирь?

- Потому что автор говорит, что это олицетворение России. Так и написано: «Россия».

- Я что-то не заметил этой надписи.

- Она - в самом низу.

- Это, конечно, не аллегория России. Как это - с одной стороны «Венер», а с другой - «Россия»? Это не вяжется. К тому же Венер-то - явный мужик.

- Если это олицетворение России, то что о ней подумают за рубежом? Что у России много железной силы, что у нее плоховато с руками и мозгами...

- А у меня такое представление, что какой-то слесарь, мастер своего дела, которому ничего не стоит взять и сварить из труб, гаек, болтов, шестеренок, арматуры, пружин и ключей что угодно, например потешную фигуру, и назвать ее Венером, потому что не приварит ему рук. А это не Венер, а автопортрет, портрет слесаря. Ведь там - все слесарное… Впрочем, автор - не инкогнито. Это финский скульптор-металлист Камиль Сайфулин. Своего Венера он называет то образом рабочего, то богом любви, то олицетворением России. А его отец Рафаэль обещает подарить Челябинску верблюда и установить его в сквере у площади Революции. Владимир Стейгонович, вас эта штука раздражает?

- Почему раздражает? Ее надо поставить на нормальное место. И убрать надпись. Я не пойму, почему мы должны у себя дома ставить шарж на Россию.

- Да, конечно, такое впечатление, что кто-то, почти по-хулигански, привез этого Венера к зданию, где располагаются архитекторы, и поставил прямо на тротуар, понимая, что временно.

- Он стоит на массивной плите.

- Однако эту конструкцию можно передвигать с места на место.

- Если бы не надпись, - пусть бы стояла. У нас и так очень много нигилизма по отношению к тому месту, где мы живем. Мы такие самокритичные и считаем, что у нас все плохо, а где-то все хорошо. А в реалии - везде по-разному.

- В этом я с вами согласен. Но, я думаю, что автор Венера своей композицией не сказал что-то внятное. Ведь должна «говорить» не надпись где-то внизу, у самого асфальта, а сама скульптура.

- А я думаю, что автор сказал так: вы, ребята, такие тупые, и не поймете, что это такое. А я вам сказал, что вы безрукие люди с повернутой головой, в которой ничего нет.

- Но все современное искусство о том же нам твердит: смотрите и ничего не понимайте. Или понимайте, как хотите.

- Ничего такого искусство не говорит.

- Владимир Стейгонович, пока оставим Венера в покое. И от него пойдем дальше по улице Воровского. И на пути, справа и слева, мы встретим несколько явно самодельных, явно не вечных сооружений. Это и симпатичный грузовичок на высоком постаменте из плитняка, и козленок на такой же горушке, и верблюд с вазой на горбу, и недавно появившийся слон из железных лоскутов. Как вы к ним относитесь? Они вас раздражают?

- Меня не раздражает ничего, если это не китч. Например, верблюд на Кировке меня не раздражает. Потому что он сделан мастерски. А если он из фанеры и не очень понятно привязан к месту, - это китч.

- Но, может быть, люди это сделали из любви к своему городу. Как могли, так и проявили свою любовь.

- Если «как могли», это можно поставить у себя дома. Во дворе. А не на бойком месте. Когда на улицах города появляется много такого рода вещей, начинается потихоньку воспитание. Что такое хорошо и что такое плохо. И человек привыкает, его глаз замыливается, он не врубается, что это плохая вещь.

- Плохое, хорошее… В искусстве грань между ними очень зыбкая. Что касается скульптур, то их появление на улице или площади почти всегда воспринимаются негативно. Нужен срок, чтобы город принял этого нового для него «жителя». Сначала он был плохим, а потом стал хорошим. Даже очень посредственный памятник нельзя сносить, если он простоял в городе пятьдесят или сто лет.

- Но «Орленка» Челябинск принял сразу.

- Да, конечно, это так, но тому есть объяснение, и не одно. Его приняли не только потому, что его автор - прекрасный скульптор Лев Головницкий, а, может быть, и потому, что в то время город был, в сущности, свободен от памятников. Вы хотите сказать, что на улицах Челябинска есть место только для произведений высокопрофессиональных?

- Да, но уже лет пятнадцать возникла тенденция, когда все упрощается. У нас и скульпторов не осталось, один Сергей Воробьев. А кто еще? Митрошин в Москве. Авакян? Это последний из той плеяды. Речь о чем? Мы хотим, чтобы у нас была нормальная среда. И она должна соответствовать какому-то уровню. Среду должны делать профессионалы. Не те, кому что-то пришло в голову. Нам нужно найти свое лицо. Какова роль Челябинска в жизни страны? Может быть, из этого исходить. Чтобы город в этом смысле нормально развивался, надо составить план создания памятников в разных районах города.

- Владимир Стейгонович, конечно, к совершенству стремиться надо, но получится ли у нас так, что позволим ставит в Челябинске памятники только тогда, когда убедимся в их совершенстве? Все-таки все эти самодеятельные верблюды и грузовички продиктованы любовью к городу, желанием его украсить. Или, по-вашему, лучше ничего, чем - это?

- Я не говорю «запретить». Это должен рассматривать главный художник города.

- Хорошо, к этому и сведем наш разговор.

Комментарии
Проехал мимо Венера. Ничего страшного, еще станет достопримечательностью. На Западе полно таких вещей, и никто не стонет. Кому-то хочется, чтобы стояли только огромные каменные дядьки с серьезными лицами?
читатель
25.09.2014 11:30:15
Убожество. Подпись РОССИЯ следует заменить на ЧИНОВНИК и поставить возле городской администрации.
Ирина
25.09.2014 13:08:08