EUR 75.58 USD 66.33

Челябинские маршрутчики произвольно повышают стоимость проезда

Челябинские маршрутчики произвольно повышают стоимость проезда

Городская администрация не в силах справиться с частными перевозчиками. Чиновники считают, что обуздать маршруточный бизнес им должна помочь прокуратура.

С конца мая в челябинских маршрутных такси стали появляться объявления о росте тарифа. Одним из первых огорчил своих пассажиров перевозчик, работающий на маршруте №91 «Трубопрокатный завод – ул. Бейвеля». На проезд в утренний и вечерний час-пик он установил цену в 21 рубль, но при этом понизил тариф в остальные часы до 15 рублей. Спустя некоторое время тариф в маршрутках №91 стал составлять 21 рубль вне зависимости от времени поездки. Позже дурному примеру последовали и другие коммерсанты: стоимость проезда повысилась до 20-21 рубля в маршрутных такси №3, 19, 72, 84. Также подорожали некоторые пригородные маршруты. Например, №189 и №300 – с 25 рублей до 30.

Пассажиры ценовыми новшествами недовольны. В самом тяжелом положении оказались те из них, кто вынужден пользоваться услугами перевозчика-монополиста. А сильнее всех пострадали студенты, живущие в пригородах.

– Ехала на маршрутке от «Метро» в Ленинский, надо было проехать две остановки, чтобы пересесть на другой маршрут, так водитель взял мои 20 рублей и сдачу не вернул, – рассказывает челябинка Ирина Казанцева. – Когда я спросила с него два рубля, он стал с меня требовать еще пять, говорит Копейск Челябинск – 25 рублей. Я ему объясняю, что мне ехать от «Метро» пару остановок, я же не через Копейск еду по всему Ленинскому, но он так ничего и не вернул, еще и оскорблять начал. Альтернативы на этом участке нет никакой, хоть пешком иди.

– А вообще я раньше тоже старался подорожавшие маршрутки игнорировать. В городе пользуюсь больше транспортом МУП, а вот из Долгодеревенского ехал на том, что дешевле. Одно время ездил даже через ЧМЗ, так как по трассе до поворота проезд стоил дороже (№189 тогда повысил, а №300 возил еще по старым ценам). Но сейчас интересная ситуация: №189 и №300, как и №№ 151, 197, 199, 185, 321, принадлежат одному и тому же коммерсанту. 372 отменили, МУП давно убрали. Итог: сразу на всех маршрутах стало 30 рублей за проезд. И в игнор не поставить – не ходить же пешком в Каштак на городской автобус! – делится бедой Александр Агарков.

– Я езжу из села Долгодеревенское на 189 или 300 маршрутке. Они подняли цены, а я – студент. С пересадкой до вуза получается 100 рублей в день. И 2400 в месяц. Написали в местную администрацию и никакого движения по нашей жалобе не увидели, – делится бедой Руслан Гарифуллин.

Чиновники регионального уровня считают, что повышение стоимости проезда в челябинских такси произошло незаконным образом. Дело в том, что в Челябинской области действует система, при которой маршртучик не может самостоятельно устанавливать тариф. За него это делает государственный комитет «Единый тарифный орган» (ЕТО). Как разъяснили в этом комитете, коммерсанты в праве требовать повышения тарифа, подав в ЕТО соответствующее заявление с необходимым пакетом документов. «Перевозчик ООО «Сервис-Транс» (маршрут №91) 19.02.2015 обратился в адрес Министерства тарифного регулирования за повышением установленного предельного тарифа, при этом экономически обоснованные расчеты и материалы не были представлены в полном объеме, ответ на запрос Министерства со стороны перевозчика до настоящего времени не поступил».

Кроме того, в открытом доступе существует протокол совещания, которое проходило в Управлении транспорта еще 23 апреля текущего года. В нем отдельным пунктом указано, что начальник Управления транспорта Олег Козлов разъяснил собравшимся маршрутчикам, что «на сегодняшний день лишь некоторые из перевозчиков заявились в Министерство тарифного регулирования о повышении тарифа. Для того чтобы тариф был повышен, должны заявиться 80 процентов перевозчиков».

Депутаты челябинской городской Думы солидарны с мнением региональных чиновников. Впрочем, плана по борьбе с нарушениями никто из них на ближайшем заседании Думы так и не озвучил. Вместо них это сделал глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев.

– Будем принимать меры к перевозчику. Проведем контрольную закупку, проверку ФАС. Такие вещи надо пресекать, и мы будем это делать, – сказал градоначальник.

«Провинившиеся» руководители таксомоторных компаний в свою защиту приводят факты роста цен на другие товары и услуги. В частности руководство компании, обслуживающей маршрут №91 утверждает, что за последнее время подорожали топливо, смазочные материалы, запасные части и расходные материалы. Он вынужден увеличивать амортизационные отчисления, платежи на социальные нужды и другие расходы.

Солидарность с коммерсантами проявляют и наемные водители маршруток.

– Давно пора в маршрутке ввести круглые числа (20 рублей оптимально, я считаю, на данный момент, а в будущем повышать сразу до 25), – уверен водитель маршрутного такси Мехман. – Постоянно сдачу выдавать для водителя должно быть опасным занятием, ему лучше рулить, а не отсчитывать копеечки. А так человек зашел, дал 20 рублей без сдачи, и все спокойны.

Пресс-секретарь ЕТО Ольга Кабанова советует несогласным пассажирам направлять заявления правоохранителям. Жалобы в Прокуратуру нужно сопровождать указанием времени, места посадки, высадки и государственного номера автобуса. Жалобу можно подать через интернет-приемную.

Юристы добавляют, что судится с перевозчиками бессмысленно.

– Вы заплатили 25 рублей – это повод для обращения в суд. Но насколько реально идти и взыскивать разницу в размере семи рублей (заплатили 25 вместо 18)? Экономической целесообразности нет никакой. Услуги юриста стоят намного дороже. Наверное, на это во многом и рассчитывают перевозчики, – комментирует профессиональный юрист по вопросам защиты прав Никита Дементьев. – Опять же есть конкретный перевозчик, который поднял цену, один из многих. И пассажира никто не обязывает пользоваться его услугами. А если пассажир сел в маршрутку, значит, он согласен, что в данной маршрутке проезд будет стоить 25 рублей. С правовой точки зрения ситуация явно не однозначная.

А эксперт по транспортным системам, генеральный директор ООО «КЭМП» Яков Гуревич полагает, что главная причина подорожания проезда в маршрутках – это действия самих же городских чиновников.

– Абсурдные заявления и действия (метро, третий автовокзал на привокзальной площади, стратегия развития транспорта, платные парковки и т.п.) провоцируют рост цен на проезд. А в Златоусте после мартовского совещания у Губернатора чиновники сделали простейшие разумные действия, и маршрутки немедленно подешевели безо всякого административного ресурса, – говорит эксперт.

Вопрос о том, почему же Челябинск не может перенять опыт построения транспортных систем Москвы, Сингапура, ну или хотя бы Златоуста остается открытым. Чиновники комментируют эту тему крайне неохотно.

VK31226318