Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Центр и окраина

06.02.2009
Нет ничего более жалкого, чем «претензии на столичность».

Украина в самом начале битвы за «незалежность» исправляла нюансы собственного имени: не «на Украину» ехать теперь надо было, а «в Украину». Если оставить «на» — значит, признать себя «Окраиной», провинцией, какими-то задворками империи, в которой ты, собственно, играешь роль «заднего двора», и дальше прихожей не суйся.

Но, не вдаваясь в тонкости языковой политики «сестры», увидим в этом знак глубиннейшего комплекса неполноценности: провинциализма. Именно провинциализм и есть источник самых лютых «контр» между центром и окраиной. И главное выражение его, как ни парадоксально, в слепом стремлении стать «таким же, как центр» (заметим — не центром стать, но «таким же, как центр», похожим на него). Если ты самодостаточен, уважаешь сам себя, то к чему глупые «состязания» с кем (чем) бы то ни было?

В «Законах подражания» великого социолога XIX века Ж. Тарда говорится о центростремительном устройстве цивилизации вообще: деревня равняется на уездный город, тот — на губернский, а уж губернский жмется к столичному формату (стоит ли говорить, что столица столице рознь, и среди них все та же модель тяготения к всеобщему центру — Парижу). Получается бесконечная пирамида. Нет ничего более жалкого, чем «претензии на столичность» - во всем, в моде, архитектуре, организации событий, в языке. Грибоедовский Чацкий иронично обозначил это как «смешенье языков… французского с нижегородским».

Но ведь на все эти «потуги» можно посмотреть с неожиданной стороны. Почему бы не задуматься о совершенно иной стратегии «борьбы с центром» (что, собственно, есть одна из главных форм самоутверждения)? У Г. Ибсена в «Пер Гюнте» это сформулировано как всеобщий девиз человечества вообще: «Будь собой». Стоит только стать собой, в своем «малом кругу» найти центр, как вся механика «внешней» центростремительности опрокинется. Ведь это и есть обретение корней.

Сужение может быть бесконечным — главное, в любом таком круге ощущать себя неравнодушным исследователем и путешественником — как у Жюля Верна — «к центру земли». Твоя собственная «локальность» тебе самому должна быть важна и интересна. И место, где ты живешь, и семья, в которой ты вырос, и ты сам, наконец — уникальная локальность. Здесь важен такой момент, как гордость.

Если гордиться нечем, то неизменно появится тоскливая мечта (чеховские сестры — «В Москву! В Москву!»). А кто, собственно, делает локальность предметом гордости? Только мы сами, ощутившие свою самодостаточность, интересность себе самим.

Европе существует традиция «кузинад»: раз лет в десять семейный клан «прокачивает связи»: созваниваются родственники до третьего колена, договариваются о встрече, съезжаются в каком-то живописном месте, занимают гостиницу, придумывают «культурную программу» на пару дней. К кузинаде все относятся свято: едут с детьми и внуками, везут фотографии тех, кто не смог приехать. Во время этой семейной встречи, между прочим, все стремятся заполнить свои «генеалогические карты» — так называемые «деревья», на которых обозначены родственные ветви.

И вот я задумываюсь — у меня только самых ближайших родственников по линии отца и матери не менее 50, а со многими из них я никогда в жизни не виделась! Понятно, что разметало всех по странам-заграницам, денег нет на похороны-то съездить, а то перессорились «старшие» — какие уж там кузинады. Но я понимаю, что если бы была традиция — была бы и такая семейная встреча.

Это лишь один из способов обретения центра — не географически-мифического, но своего собственного, той самой «уникальной локальности». И здесь уже нет места провинциализму, хотя географически ничего не изменилось, ты житель «обочины». Но это ведь как посмотреть! Земля круглая. Здесь нет вершин, острых и тупых углов. Где есть Человек, там есть и центр, нужный этому конкретному человеку. Сменить пирамидальное мышление на сферическое — значит, обрести себя самого.

Комментарии
Когда за претензиями на столичность ничего не стоит, это, действительно, жалко. Статья точно отражает мои собственные переживания и мысли, в ней только нет вот чего: жизнь на окраинах и в глубинках, действительно, резко отличается от столичной. В чем-то у нас меньше возможностей, и с этим трудно смириться. Можно комплексовать, можно убеждать себя в том, что ты - центр вселенной, можно рваться в столицу. А можно приложить какие-то усилия и попробовать изменить жизнь вокруг. Не хватает интересных событий - организовать их; не хватает средств - заработать; не радует вид за окном - выйти, почистить мусор, покрасить забор и посадить деревья, цветы... Я к тому, что нет ничего плохого в том, чтобы быть "как столица", "как центр", "как империя" в лучших их проявлениях. Если сравнивать свой быт и жизнь с чем-то лучшим, открываются перспективы для роста и развития.
Лена
06.02.2009 13:01:31
"Если гордиться нечем, то неизменно появится тоскливая мечта (чеховские сестры – «В Москву! В Москву!»). А кто, собственно, делает локальность предметом гордости? Только мы сами, ощутившие свою самодостаточность, интересность себе самим."
ТОЧНО! Надо уметь быть интересным САМИМ СЕБЕ!
Орбит
06.02.2009 13:01:31
Пральна. Надо. Но.

Надо просто знать, откуда ты родом. Просто? Надо там бывать. Городскому непросто радоваться родству с домом №... на улице.., где сейчас либо другие люди живут, либо все перестроено. Мне проще, деревенскому, я знаю, где мой дом. Он до сих пор стоит там, где и был. Моему дому неинтерсно, интересен ли я сам себе в данный момент, он просто стоит и ждет меня всегда. Вот такая ностальгическая херня :)
mediazavod.ru
07.02.2009 20:35:13
При всем уважении к госпоже Загидуллиной, не могу согласиться с тем, что комплекс провинциальной неполноценности необходимо в себе подавить и примириться с существующим положением. Само стремление стать автономными от центра и самодостаточными, то есть самим стать собственным центром - к которому призывает автор - это уже проявление комплекса провинциальной неполноценности и один из способов компенсировать его.
Скиф
07.02.2009 05:49:37
нуууу так можно все в жизни комплексами объяснить ;))
844
07.02.2009 06:23:02
ну так самолюбие, самомнение и раздражающие их комплексы - основной двигатель прогресса :)
Скиф
07.02.2009 06:25:12
ну разве что в ентом смысле
в коммерсанте была хорошая статья, точнее заголовок: "С комполексами ты мне нравишься больше" - там про всех этих пчихртерапевтов и т.д.
844
07.02.2009 06:32:28
Встречались мне люди без комплексов. Это страшно
Скиф
07.02.2009 06:49:07
Свободное и независимое мышление - вот что приравнивает провинциала к жителю столицы. Но с этим у нас сложно. Все оглядываемся на центр, радуемся как дети, когда он отметит.
челябинец
08.02.2009 00:20:57