Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Александр Невский или Достоевский?

11.01.2011
Российских старшеклассников научат делать искусственное дыхание и любить Родину

Российских старшеклассников научат делать искусственное дыхание и любить Родину.

Педагогическое сообщество страны взбудоражено известиями об очередном витке реформы национальной системы образования. Речь идет о новой редакции главного учительского закона - «Об образовании в Российской Федерации». Точнее, шума наделали так называемые стандарты среднего (полного) общего образования. Если верить проекту документа (в декабре минувшего года он был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru), то российскую школу в ближайшие годы ждут поистине революционные потрясения.

ЗАТОЧЕННЫЕ НА УСПЕШНОСТЬ

Для родителей, чьи отпрыски сейчас грызут гранит науки в 9-11-х классах, не секрет: чтобы рассчитывать на благополучную сдачу грядущего ЕГЭ, детям нужно проводить в школе почти весь световой день. Шесть, семь, а то и восемь уроков подряд для современного старшеклассника - не редкость. Плюс дополнительные курсы, плюс репетиторство…

Перегруженность подростков и педагогами, и родителями, и самими школьниками воспринимается как данность: хочешь поступить в солидный вуз - зубри до посинения.

Однако подобному подходу скоро может быть положен конец. В недрах федерального Министерства образования вызрели новые стандарты обучения в старших классах. Цель заключается в том, чтобы, с одной стороны, разгрузить учеников выпускных классов, с другой - воспитать в них гражданские чувства. Вот что рассказал о предлагаемых новеллах в одном из недавних интервью их автор, гендиректор издательства «Просвещение» Александр КОНДАКОВ:

- Сегодня старшеклассники изучают от 18 до 21 предмета одновременно. Предполагается снизить это количество до 9-10. Будем «затачивать» школьника на дальнейшую успешную социальную и профессиональную деятельность, поэтому 3-4 предмета предлагаем оставить на профильном уровне. Остальные - на базовом. Три предмета (ОБЖ, физкультура и «Россия в мире») станут обязательными. Все содержание образования и духовно-нравственного развития в школе должно направляться на гражданственно-патриотическое воспитание подростка. Ведь основная задача школы будущего - формирование гражданского общества России.

ДОЛОЙ ИЗБЫТОК ЗНАНИЙ!

При этом вся прежняя система российской школы кардинально ломается. Каждому здравомыслящему человеку ясно: если в еженедельном учебном расписании школьника стоят три урока физкультуры, три урока основ безопасной жизнедеятельности и три урока «России в мире» (это своеобразный сплав географии, истории и культурологии), а общее количество часов снижено, то придется чем-то жертвовать. Скорее всего, теми предметами, которые не значатся в проекте закона об образовании под грифом «обязательные».

Реформаторы предлагают простой путь. Зачем мечтающей стать врачом девушке ломать голову над уравнениями высшей математики? Или юноше, нацеленному на карьеру металлурга, напрягать себя чтением «Преступления и наказания» или «Отцов и детей»? Времени будет потрачено уйма, а практической отдачи - никакой (придуман даже термин «избыточные знания»). Не лучше ли сконцентрироваться на той области, которой собираешься посвятить жизнь?

Таким образом, уже в начале десятого класса каждому школяру нужно будет сделать выбор: в общем списке из шести предметных областей подчеркнуть шесть-семь дисциплин, которые пригодятся при поступлении в вуз и при освоении будущей профессии. Три или четыре предмета при этом предполагается изучать весьма основательно (им отдается по пять часов в неделю), такое же количество будет изучаться на «базовом» уровне (еженедельно по три урока). Остальное школьное время, по-видимому, предстоит посвятить прыжкам через «козла», овладению теорией оказания первой помощи и изучению подвигов Дмитрия Донского и Александра Невского. При таком раскладе действительно времени на Ивана Тургенева и Федора Достоевского почти не остается.

Но сразу же возникает ряд вопросов. Каждый ли подросток способен в 14-летнем возрасте выбрать для себя профессию на всю жизнь? А если он позже осознает свою ошибку? Можно ли будет в этом случае «переформатировать» учебный курс? Ответов на эти вопросы у реформаторов от педагогики пока нет.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - ПАТРИОТЫ?

Надо ли говорить, что у предложенного проекта сразу же появились оппоненты. Александра Кондакова, к примеру, яростно критикуют за то, что в угоду патриотической риторике правящей партии он якобы собирается штамповать из юных россиян накачанных зомби. Эдаких готовых кандидатов в «Молодую гвардию».

Сам Кондаков не скрывает, что государственные чиновники (особенно после недавних событий на Манежной площади, где буйствовала преимущественно молодежь) обеспокоены отсутствием у юных сограждан патриотического настроя и конфессиональной терпимости. Но тут же цитирует известного реформатора начала ХХ века Петра Столыпина: «Прежде надо воспитать гражданина, а потом гражданственность сама воцарится на Руси».

Но есть и более взвешенные противники предлагаемых стандартов. По мнению заместителя председателя думского комитета по образованию Олега Смолина, слабая сторона проекта - его финансовая неподкрепленность. Если с тремя обязательными предметами все более или менее понятно, за их изучение заплатит муниципалитет, то что будет с «необязательными»?

Не придется ли раскошелиться родителям, которые настаивают на том, чтобы их чад обучали не только лазанию по канату, но и физике, химии, русскому языку? Тревогу депутата вызывает и тот факт, что необязательным в старших классах российской школы становится изучение русского языка и литературы. Он вопрошает: если в национальных школах Якутии, Чечни, Чувашии прекратят изучать русский язык, то чем будет цементироваться единое образовательное пространство России? Неужели параграфами из учебника по ОБЖ?

МНЕНИЯ

Ирина КУРАВИНА, директор гимназии № 100 Челябинска:

- Новые стандарты для старшеклассников еще только обсуждаются, а мы уже третий год работаем по обновленным стандартам для начальной школы. И я вам скажу, что в целом ходом эксперимента довольна. Необходимость их введения продиктована самой жизнью, с каждым годом она становится сложнее, разнообразнее. Сейчас ребенку нужен не столько «чемодан», набитый знаниями, сколько умение распорядиться имеющейся информацией. Но проблема в кадрах, ведь измениться должен не только ученик. Нужно перестроить свою голову и учителю, который через свою дисциплину вводит ребенка в большой мир. И еще мешает система ЕГЭ, не оставляющая простора для творческой мысли. Думаю, с введением новых стандартов она изменится.

Александр ПОПОВ, директор челябинского лицея № 31:

- Глупость это очередная! Известно: все, что экономически не просчитано, - обман и фикция. Три урока физкультуры в неделю это, конечно, замечательно. Но где их проводить? В наших школах, в лучшем случае, один спортзал, а не по три-четыре, как на Западе. От введения новых стандартов ничего не жду, кроме дальнейшего падения грамотности россиян. Мы и так уже откатились по этому показателю в пятую десятку. По уровню образованности своих граждан Россия сейчас наравне с Перу и Киргизией находится.

Комментарии
Комментариев пока нет