Новости

Дозы для наркоманов семья наркодилеров прятала среди могил.

Возгорание в заведении общепита произошло утром в субботу.

Девятнадцатиместный двухмоторный лайнер успешно приземлился в аэропорту Большое Савино.

Движение транспорта затруднено в обе стороны.

Покупатель лишился 449 тысяч рублей.

Полицейские подозревают, что 23-летний мужчина в течение месяца крал имущество у владельцев отечественных машин.

Юноша, живой и здоровый, возвращен родителям.

Преступление стражи порядка раскрыли по горячим следам.

Разбойники нападали на водителей на трассе Челябинск-Екатеринбург.

В апреле 2016 года гастарбайтеры совершили жестокое убийство 66-летнего мужчины.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы эпидемии СПИДа боитесь?






Результаты опроса

Регион должен стать системой

12.03.2014
Глобализация и сокращение поступлений из федерального бюджета заставляют нас думать в категориях реального экономического федерализма. Какие задачи это ставит перед регионами?

Нынешние дискуссии о концепции социально-экономического развития Челябинской области связаны не только с заменой на «капитанском мостике». Есть еще, как минимум, два обстоятельства: нарастание кризисных явлений в экономике России и перенос центра тяжести в решении социально-экономических задач с Центра на регионы.

Доцент кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Челябинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ Алексей Слепышев считает, что в этих условиях выиграет тот субъект Федерации, который сможет стать эффективной региональной системой.

- Глобализация и сокращение поступлений из федерального бюджета заставляют нас думать в категориях реального экономического федерализма. Какие задачи это ставит перед регионами?

- Одной из ключевых современных тенденций социально-экономического развития субъектов РФ является двухполюсный процесс развития региональных экономик. С одной стороны - нарастание конкурентной борьбы региональных экономик и их хозяйствующих субъектов не только с субъектами экономики других государств, но и между экономиками регионов самой России за ресурсы, рынки сбыта, финансовую обеспеченность, качественный человеческий капитал и т.д.

С другой стороны - усиление необходимости налаживания внешнеэкономического и межрегионального экономического сотрудничества, обусловленного экономической целесообразностью дальнейшего развития специализации, кооперации хозяйствующих субъектов, а также и отдельных регионов в целом.

Чтобы успешно вписаться в этот непростой диалектический процесс, регион должен быть преобразован из аморфной, хаотичной, слабоструктурированной территории в региональную систему. Как известно, сама по себе система более результативная и эффективная конструкция, чем какая-либо простая общность. Субъект РФ, который быстрее это поймет и, самое главное, осуществит эту трансформацию на практике, получит в конечном итоге свое «место под солнцем».

- Но ведь у регионов далеко не равные стартовые условия.

- Наличие изначальной форы в виде природно-производственно-финансового и иного ресурсного преимущества имеет значение на первоначальном этапе реформирования. В дальнейшем, при неверных стратегически и тактически управленческих действиях, это преимущество будет быстро и безвозвратно исчерпано.

Определяющими успеха здесь будут интеллект, культура, профессионализм и легитимность руководства региона. Его способность и воля провести это преобразование, идеологическая совместимость как единой команды. Другим условием успеха будет активное положительное восприятие этих преобразований населением региона и бизнес-сообществом.

- Если территории обязаны теперь прежде всего сами обеспокоиться своей судьбой, что нового может появиться в повестке власти на местах?

- Анализируя процессы реформирования региональной экономики в контексте становления федерализма и местного самоуправления, экономисты В.Н. Лексин и А.Н. Швецов замечают: «Руководителям регионов, городов и районов предстоит овладеть специальными навыками, инструментами и технологиями, еще в недалеком прошлом казавшимися чистой экзотикой.

Причем источником ноу-хау и предметом заимствования объективно становится сфера бизнеса, механизмы которой при соответствующей адаптации способны принести успех и в области территориального развития».

- Мысль о том, что власть должна учиться у бизнеса, не нова…

- Добавлю: не только «знаю как», но и «знаю что», и «знаю зачем». Естественно, с определенной трансформацией этих понятий с учетом, в первую очередь, социальной направленности государственного управления. И начинать надо с разработки стратегии социально-экономического развития региона с включением в нее дополнительно двух разделов по стратегическому маркетингу: определения роли и места региона в экономических пространствах России и мировой экономики и одновременно определении роли и места каждого муниципального образования в экономике самого региона.

- Это, вероятно, потребует изменений самих органов власти?

- Необходимо изменение структуры органов власти и, возможно, их властной компетенции для придания им системного взаимодействия и координации. С позиции системного подхода к управлению регионом как цельной социально-экономической территорией начинать надо с ревизии и создания, возможно, иных исполнительных органов власти.

Например, вместо существующего министерства экономического развития образовать министерство территориального развития. Основными целями вновь создаваемого органа исполнительной власти будет разработка и оперативная корректировка «идеологии и технологии» трансформации региона в системное высококонкурентное территориальное образование.

- Но ведь существует минэкономразвития Челябинской области. В чем разница?

- В отличие от министерства экономического развития, отвечающего в первую очередь за состояние региональной экономики, новый орган должен взять на себя проведение стратегического маркетинга региона и, на основе его результатов, подготовку концепции его социально-экономического развития. А в дальнейшем вести сопровождение ее воплощения в реальность.

- Уменьшение роли Центра потребует и изменения вектора экономической политики.

- Да, другим важнейшим направлением деятельности данного органа исполнительной власти должны стать выработка и реализация межрегиональной политики - политики «горизонтального» взаимодействия и одновременно конкурентное соперничество с другими субъектами РФ, а также политики внешнеэкономических отношений с зарубежными государствами и субъектами мировой экономики.

- Это мы говорим о внешнем мире, но есть и территории внутри самого субъекта…

- Следующим направлением могло бы стать определение и осуществление предметной региональной политики в отношении каждого муниципального образования.

Вся эта работа, еще раз подчеркнем, должна быть выстроена на основе всестороннего мониторинга и концепции социально-экономического развития региона, в свою очередь базирующейся на проводимом регулярно стратегическом маркетинге региона и его муниципальных образований.

- Какие критерии являются ключевыми для оценки социально-экономического развития?

- В настоящее время государственное управление регионом как бы «скользит по поверхности» региональных явлений, не углубляясь и не оценивая в полном объеме происходящие процессы.

Предположим, речь о благополучии населения. Какими показателями оперируют нынешние органы государственного управления, оценивая социально-экономическое положение?

Как правило, это валовой региональный продукт на душу населения, уровни занятости и безработицы, среднегодовая численность занятых в экономике, среднедушевые денежные доходы населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и т.д. То есть показатели так называемой «средней температуры по больнице». Да, их использование для оценки общего состояния региона правомерно. Но только в совокупности с показателями, показывающими внутреннее состояние явления.

- Приведите, пожалуйста, пример.

- За период с 2003 по 2010 год валовой региональный продукт на душу населения в Челябинской области вырос с 61 444,7 рубля до 185 680,6 рубля, среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) увеличились с 4000,5 до 16 713,7 рубля. Если ограничиться только этими показателями, то в целом по региону получается положительная динамика улучшения материального состояния населения. Но если взять дополнительно показатели той же государственной статистики, то картина уже не будет такой благодушной.

- Что это за показатели?

- Например, коэффициент фондов (децильный коэффициент дифференциации доходов, в разах) и коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), характеризующие материальное неравенство населения. За тот же период времени децильный коэффициент вырос с 11,0 до 14,3 (при оптимальном, признанном мировой практикой, значении в пределах 7 - 10), а коэффициент Джини с 0,363 до 0,400. Мы видим, что наблюдается весьма опасный процесс социальной дестабилизации населения Челябинской области, механизм перераспределения доходов работает не совсем эффективно.

- Каков вывод?

- Говорить об успехах в решении вопросов улучшения материального благополучия населения в целом в Челябинской области весьма проблематично. Кстати, показатель имущественного неравенства населения является одной из основных внутренних угроз безопасности страны.

Иными словами, мы имеем цифры вполне объективные, но не имеем полной картины реальности?

- И поэтому необходимым и обязательным условием преобразования региона в цельную социально-экономическую территорию является организация системного мониторинга состояния его сфер жизнедеятельности.

С позиции мировой практики управления административно-территориальными единицами целесообразно создание регионального и муниципальных ситуационных центров по комплексному мониторингу состояния территории.

Целью деятельности центров должно стать раннее обнаружение кризисных и опасных проявлений в различных сферах жизнедеятельности, прогнозирование их возможных последствий. Системный мониторинг органов государственного и муниципального управления целесообразно дополнить «гражданским аудитом».

Предлагаемый мониторинг должен охватывать все сферы жизни региона в их взаимодействии: политическую, социальную, экономическую, культурную, экологическую, управленческую и другие.

Андрей Валуев

СПРАВОЧНО:

Алексей Львович Слепышев родился в 1947 году в г. Копейске. В 1971 году окончил Челябинский политехнический институт, в 1996 году - Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «экономист».

Кандидат исторических наук.

В 1997-1999 годах председатель комитета по управлению госимуществом Челябинской области, начальник главного управления по госимуществу, член правительства Челябинской области. В 2000-2007 - федеральный инспектор по Челябинской области. В настоящее время - доцент кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Челябинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ.

Комментарии
Комментариев пока нет