Новости

Утром в субботу жители дома 13а по Краснопольскому проспекту пришли в ужас от окровавленных стен и выбитых дверей в подъезде.

Казах выпытывал у пермячки пин-код от отобранной банковской карты.

Страшное ДТП произошло накануне утром около поселка Усовский на заснеженной трассе.

Сообщается, что пожилую женщину будут судить.

Грабитель зарезал 30-летнюю женщину прямо на улице, после чего она скончалась в больнице.

В столице Южного Урала ощущается кризис мест «последнего упокоения».

На радость детям установят весной.

Уф… Результат – отрицательный!

Установить вопиющий факт фальсификации сроков годности детского питания удалось в ходе прокурорской проверки.

Лечение девятилетней Насте оплатило государство и неравнодушные жители Перми.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Заслужил ли глава "Почты России" премию в 95 млн рублей?






Результаты опроса

Нина Ягодинцева: «Самая большая проблема местной литературы – тусовка»

21.11.2014
Известную челябинскую поэтессу Нину Ягодинцеву наградили медалью Союза писателей Беларуси «За большой вклад в литературу».

Известную челябинскую поэтессу Нину Ягодинцеву наградили медалью Союза писателей Беларуси «За большой вклад в литературу»

Деятельность Нины Александровны действительно разнообразна. Помимо занятия творчеством она преподает в ЧГАКИ сценарное мастерство, ведёт литературные курсы и молодежную литмастерскую «Взлетная полоса», уже три года подряд возглавляет жюри Южно-Уральской литературной премии, проводит творческие семинары в разных городах России.

Как вы получили эту награду? У вас были какие-то творческие контакты с белорусскими писателями?

Представитель Белоруссии Сергей Трахимёнок вручил медали мне и координатору Ассоциации писателей Урала (АсПУр) Александру Кердану в Сургуте. В рамках Ассоциации, которой в этом году исполнилось 15 лет, мы сотрудничаем с писателями ближнего зарубежья. Работа АсПУр – интересный и актуальный опыт, возможно, Белоруссии он тоже каким-то образом пригодился.

Тогда расскажите о работе Ассоциации – в чем ее особенность?

Она объединяет литературные силы Урала, Сибири, Поволжья. Эта работа в какой-то степени компенсирует ту раздробленность, которая образовалась в литературе с начала 1990-х годов. Раскол Союза писателей России тяжело отразился на литпроцессе.

По сути, и Москва откололась от провинции, и, по словам моего мастера в Литинституте, критика Александра Михайлова, литература стала крутиться на пятачке Москва — Петербург — русское зарубежье. А огромные силы провинции оставались разозненными и невостребованными. Каждая организация была сама по себе и делала свою маленькую литературку. Ассоциация писателей Урала создала общий литературный контекст для огромного региона, и сегодня это уже стратегическая работа.

А не мешает ли творчеству организационная, преподавательская, просветительская ваша деятельность?

Как может мешать работа с молодежью? Это же постоянная необходимость расти, не останавливаясь! Сегодня для молодых много различных совещаний, конкурсов. И выводить молодежь в общероссийский литературный контекст – значит, давать им возможность развиваться. Ведь самая большая проблема местной литературы сейчас – это тусовка, где все друг другу нравятся и весело проводят время. А на самом деле где-то дальше и выше существует большая российская литература. И если молодой человек не выйдет туда вовремя, грамотно, правильно, то он и сам не реализуется, и общий контекст без него обеднеет.

В своей теоретической серии книг «Поэтика» вы говорите о различных периодах творческого развития, создании жесткого опыта, из которого нужно выходить, чтобы продолжать развиваться. А насколько сложно в вашем творчестве происходил переход от одного периода к другому?

Всё, что я преподаю в теме «техника поэтической безопасности», пройдено на собственном опыте – творческом и педагогическом. Творчество циклично: только что ты мог очень многое, и вдруг полная немота… Это переживается очень тяжело, сложно пройти через кризис без внутренних разрушений. Потом, оглядываясь назад, понимаешь, что это был не кризис, а этап развития. Этим инструментом только нужно научиться пользоваться. И дальше всё становится, не скажу, что проще, но яснее.

Два года назад на встрече в редакции журнала «Урал» вы сказали, что считаете себя более близкой к екатеринбургским литераторам, чем к челябинским. С чем это связано?

С Екатеринбургом меня связывают добрые литературные контакты и творческая дружба. Там живут два моих соавтора по книгам – Вадим Осипов и Андрей Расторгуев. Семь лет я работала в жюри Бажовской литпремии, много лет сотрудничала с екатеринбургскими журналами «Урал» и «Уральский следопыт». Там создана Ассоциация писателей Урала. Литературная среда сложная и разнородная, но и активная. Они осознают себя столицей и аккумулируют, собирают литературный, культурный опыт. В этом плане Челябинск – город странный.

Я до сих пор не могу привыкнуть к местной ситуации, хотя живу уже здесь с 1987 года. Это город, в котором есть всё, город культурно необычайно богатый, но в нём очень мало занимаются собирательством и структурированием. В этом плане для меня знаковым стало создание Южно-Уральской литпремии. Она сделала Челябинск литературным центром.

Тогда вопрос, связанный с премией. Какие тенденции вы прослеживаете в творческих работах, присылаемых на соискание?

Потребность писать о своей жизни, истории края велика. И пишется много. Но если рукопись – дело автора, то книга – коллективный труд редактора, дизайнера, художника, корректора... А наши авторы в основном в одиночку бьются над изданием своих творений, и многие из них губит отсутствие элементарной редактуры. Профессиональные писатели с этой проблемой, конечно, справляются, а вот самодеятельные – очень редко. В этом году открытием – и лауреатом – нашей премии стал Геннадий Скобликов, автор тончайшего психологического романа «Провожая отца». Конечно, культура и профессионализм в его книге ощущались во всём.

У премии уже есть какой-либо формат?

Каким может быть формат у премии, которая призвана живо реагировать на современный литературный процесс? Разве возможно его отформатировать? Наша задача – не подходить с какими-то стандартами, а отмечать литературное качество и достойный уровень сверхзадачи произведения.

А насколько, по вашему мнению, сегодня ощущается потребность в «большом поэте» (по некоторым мнениям, последним в России был Иосиф Бродский, в Европе – Пауль Целан)?

Большой поэт не появляется просто так. Он – замковый камень в своде определённого периода культуры. Почему Пушкин – «наше всё»? Потому что его творчество – во-первых, итог огромного этапа пути развития русской литературы, а во-вторых, – начало нового, то есть точка схождения исторических, культурных смыслов. Потребность в большом поэте существует, но сейчас все-таки пока ещё идет строительство стен.

До свода очень далеко, и самое важное – ощущение восходящей вертикали. Потому что вокруг нас – глобальная игра на понижение смыслов, нас старательно сбрасывают вниз, в примитивную бытовуху, а потом и ещё ниже – в инферно. Но стены культуры строятся совсем из другого материала...

Беседовал Владимир Гулящих

Справка

Нина Александровна Ягодинцева – секретарь Союза писателей России, кандидат культурологии, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств. Автор более 20 книг, изданных в России и Германии, переводов с азербайджанского и башкирского языков, а также более 500 публикаций в литературной и научной периодике России, Испании и США. Лауреат всероссийских и международных литературных премий в области поэзии, литературной критики, переводов и научных трудов. Член Совета по критике Союза писателей России.

Комментарии
Поздравляем Нину Александровну с наградой!)Меня волнует тема культуры, "ощущение восходящей вертикали", как не понижать смыслы. Спасибо за интересную статью!
Мария Жукова
25.11.2014 05:36:03