Спецпроект
Новости

7-летнюю девочку госпитализировали в больницу на карете "скорой помощи".

Из-за сложного финансового положения магазины закрываются в Перми, Александровске, Березниках, Соликамске, Кунгуре, Чернушке и Чусовом.

Инцидент произошел в ночь на пятницу, 20 января в Верещагинском районе.

Несовершеннолетний бандит напал на школьника в Советском районе.

Работы начнутся уже в этом году.

Почти тысяча человек примут участие в подготовке и организации Гран-при России Формулы 1.

На Южном Урале собираются судить незадачливых налетчиков-взрывников.

Им поручено представить предложения по улучшению качества очистки.

Бизнесмен как своими распорядился средствами, выделенными на реконструкцию двух аэропортов.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Вы сколько на новый год потратите?
    1. в этом году не праздную - 4 (40%)
       
    2. больше 10,000 - 3 (30%)
       
    3. до 5000 рублей - 2 (20%)
       
    4. до 10,000 рублей - 1 (10%)
       

Нина Ягодинцева: «Самая большая проблема местной литературы – тусовка»

21.11.2014
Известную челябинскую поэтессу Нину Ягодинцеву наградили медалью Союза писателей Беларуси «За большой вклад в литературу».

Известную челябинскую поэтессу Нину Ягодинцеву наградили медалью Союза писателей Беларуси «За большой вклад в литературу»

Деятельность Нины Александровны действительно разнообразна. Помимо занятия творчеством она преподает в ЧГАКИ сценарное мастерство, ведёт литературные курсы и молодежную литмастерскую «Взлетная полоса», уже три года подряд возглавляет жюри Южно-Уральской литературной премии, проводит творческие семинары в разных городах России.

Как вы получили эту награду? У вас были какие-то творческие контакты с белорусскими писателями?

Представитель Белоруссии Сергей Трахимёнок вручил медали мне и координатору Ассоциации писателей Урала (АсПУр) Александру Кердану в Сургуте. В рамках Ассоциации, которой в этом году исполнилось 15 лет, мы сотрудничаем с писателями ближнего зарубежья. Работа АсПУр – интересный и актуальный опыт, возможно, Белоруссии он тоже каким-то образом пригодился.

Тогда расскажите о работе Ассоциации – в чем ее особенность?

Она объединяет литературные силы Урала, Сибири, Поволжья. Эта работа в какой-то степени компенсирует ту раздробленность, которая образовалась в литературе с начала 1990-х годов. Раскол Союза писателей России тяжело отразился на литпроцессе.

По сути, и Москва откололась от провинции, и, по словам моего мастера в Литинституте, критика Александра Михайлова, литература стала крутиться на пятачке Москва — Петербург — русское зарубежье. А огромные силы провинции оставались разозненными и невостребованными. Каждая организация была сама по себе и делала свою маленькую литературку. Ассоциация писателей Урала создала общий литературный контекст для огромного региона, и сегодня это уже стратегическая работа.

А не мешает ли творчеству организационная, преподавательская, просветительская ваша деятельность?

Как может мешать работа с молодежью? Это же постоянная необходимость расти, не останавливаясь! Сегодня для молодых много различных совещаний, конкурсов. И выводить молодежь в общероссийский литературный контекст – значит, давать им возможность развиваться. Ведь самая большая проблема местной литературы сейчас – это тусовка, где все друг другу нравятся и весело проводят время. А на самом деле где-то дальше и выше существует большая российская литература. И если молодой человек не выйдет туда вовремя, грамотно, правильно, то он и сам не реализуется, и общий контекст без него обеднеет.

В своей теоретической серии книг «Поэтика» вы говорите о различных периодах творческого развития, создании жесткого опыта, из которого нужно выходить, чтобы продолжать развиваться. А насколько сложно в вашем творчестве происходил переход от одного периода к другому?

Всё, что я преподаю в теме «техника поэтической безопасности», пройдено на собственном опыте – творческом и педагогическом. Творчество циклично: только что ты мог очень многое, и вдруг полная немота… Это переживается очень тяжело, сложно пройти через кризис без внутренних разрушений. Потом, оглядываясь назад, понимаешь, что это был не кризис, а этап развития. Этим инструментом только нужно научиться пользоваться. И дальше всё становится, не скажу, что проще, но яснее.

Два года назад на встрече в редакции журнала «Урал» вы сказали, что считаете себя более близкой к екатеринбургским литераторам, чем к челябинским. С чем это связано?

С Екатеринбургом меня связывают добрые литературные контакты и творческая дружба. Там живут два моих соавтора по книгам – Вадим Осипов и Андрей Расторгуев. Семь лет я работала в жюри Бажовской литпремии, много лет сотрудничала с екатеринбургскими журналами «Урал» и «Уральский следопыт». Там создана Ассоциация писателей Урала. Литературная среда сложная и разнородная, но и активная. Они осознают себя столицей и аккумулируют, собирают литературный, культурный опыт. В этом плане Челябинск – город странный.

Я до сих пор не могу привыкнуть к местной ситуации, хотя живу уже здесь с 1987 года. Это город, в котором есть всё, город культурно необычайно богатый, но в нём очень мало занимаются собирательством и структурированием. В этом плане для меня знаковым стало создание Южно-Уральской литпремии. Она сделала Челябинск литературным центром.

Тогда вопрос, связанный с премией. Какие тенденции вы прослеживаете в творческих работах, присылаемых на соискание?

Потребность писать о своей жизни, истории края велика. И пишется много. Но если рукопись – дело автора, то книга – коллективный труд редактора, дизайнера, художника, корректора... А наши авторы в основном в одиночку бьются над изданием своих творений, и многие из них губит отсутствие элементарной редактуры. Профессиональные писатели с этой проблемой, конечно, справляются, а вот самодеятельные – очень редко. В этом году открытием – и лауреатом – нашей премии стал Геннадий Скобликов, автор тончайшего психологического романа «Провожая отца». Конечно, культура и профессионализм в его книге ощущались во всём.

У премии уже есть какой-либо формат?

Каким может быть формат у премии, которая призвана живо реагировать на современный литературный процесс? Разве возможно его отформатировать? Наша задача – не подходить с какими-то стандартами, а отмечать литературное качество и достойный уровень сверхзадачи произведения.

А насколько, по вашему мнению, сегодня ощущается потребность в «большом поэте» (по некоторым мнениям, последним в России был Иосиф Бродский, в Европе – Пауль Целан)?

Большой поэт не появляется просто так. Он – замковый камень в своде определённого периода культуры. Почему Пушкин – «наше всё»? Потому что его творчество – во-первых, итог огромного этапа пути развития русской литературы, а во-вторых, – начало нового, то есть точка схождения исторических, культурных смыслов. Потребность в большом поэте существует, но сейчас все-таки пока ещё идет строительство стен.

До свода очень далеко, и самое важное – ощущение восходящей вертикали. Потому что вокруг нас – глобальная игра на понижение смыслов, нас старательно сбрасывают вниз, в примитивную бытовуху, а потом и ещё ниже – в инферно. Но стены культуры строятся совсем из другого материала...

Беседовал Владимир Гулящих

Справка

Нина Александровна Ягодинцева – секретарь Союза писателей России, кандидат культурологии, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств. Автор более 20 книг, изданных в России и Германии, переводов с азербайджанского и башкирского языков, а также более 500 публикаций в литературной и научной периодике России, Испании и США. Лауреат всероссийских и международных литературных премий в области поэзии, литературной критики, переводов и научных трудов. Член Совета по критике Союза писателей России.

Комментарии
Поздравляем Нину Александровну с наградой!)Меня волнует тема культуры, "ощущение восходящей вертикали", как не понижать смыслы. Спасибо за интересную статью!
Мария Жукова
25.11.2014 05:36:03