Спецпроект
Новости

7-летнюю девочку госпитализировали в больницу на карете "скорой помощи".

Из-за сложного финансового положения магазины закрываются в Перми, Александровске, Березниках, Соликамске, Кунгуре, Чернушке и Чусовом.

Инцидент произошел в ночь на пятницу, 20 января в Верещагинском районе.

Несовершеннолетний бандит напал на школьника в Советском районе.

Работы начнутся уже в этом году.

Почти тысяча человек примут участие в подготовке и организации Гран-при России Формулы 1.

На Южном Урале собираются судить незадачливых налетчиков-взрывников.

Им поручено представить предложения по улучшению качества очистки.

Бизнесмен как своими распорядился средствами, выделенными на реконструкцию двух аэропортов.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Вы сколько на новый год потратите?
    1. в этом году не праздную - 4 (40%)
       
    2. больше 10,000 - 3 (30%)
       
    3. до 5000 рублей - 2 (20%)
       
    4. до 10,000 рублей - 1 (10%)
       

Александр Машуков: «На уроке детям должно быть хорошо»

12.08.2015
«Учитель года» рассказал о самых важных школьных предметах.

«Учитель года» рассказал о самых важных школьных предметах.

Образование - пожалуй, самая интересная сфера жизни. Хотя бы потому, что начинается оно с первой секунды появления на свет и заканчивается с последним вздохом. Мы познаем мир, открываем для себя его тайны, что-то принимаем, что-то отвергаем. Выбор бывает судьбоносным, поэтому так актуален вопрос: кто и как формирует культуру восприятия мира?

Школьный этап – одно из основополагающих звеньев этого процесса. Какой предмет важнее? Чего ждем мы от школьного образования, и что оно нам в действительности дает? Помощник ректора Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, учитель русского языка и литературы, победитель областного конкурса «Учитель года-2004» Александр Машуков делится своими мыслями на этот счет.

- Наша жизнь стремительно меняется. Меняются приоритеты и требования. Сегодня, на мой взгляд, учитель может не помнить всех законов Ньютона, но он должен знать, что они существуют. Потому что это культура, и современный человек должен к этой культуре иметь прямое отношение.

Но если учитель не помнит законы Ньютона, как же он объяснит их своим ученикам?

- Я имею в виду учителей других предметов, не физики. Мне, преподававшему русский язык и литературу, дети, к примеру, задавали вопрос: «Когда мы падаем, мы же не вспоминаем в этот момент первый закон Ньютона, а вспоминаем, что надо сгруппироваться, чтобы получить минимум ссадин и ушибов». «Но вы же знаете, что он существует, вы же потом вспоминаете об этом», - отвечал я. Знания, которые даются в школе, в жизни нам пригождаются не так часто и не в таком объеме. Но это необходимые знания. Есть непреложные вещи. На мой взгляд, каждый ребенок должен знать русский язык, историю и уважительно к ней относиться.

Второй язык тоже, говорят, необходим?

- Это, к слову, спорный вопрос. Я достаточно часто езжу за границу, и путешествия показывают, что в принципе можно и не знать второй язык хорошо. Есть общемировая лексика, понятная всем: кофе, такси, чек… Плюс язык жестов и мимика, которые иногда больше помогают, чем попытка объясниться на корявом английском. И, конечно, надо знать культуру. Не даром «мировая художественная культура» - в школе отдельный предмет, хотя вопросы культуры также изучаются в рамках истории и обществознания. Что касается литературы, то это настолько всеобъемлющий предмет! Он включает в себя и философию, и социологию, и обществознание, и историю. Без понимания контекстов объяснить ученику, что написано и как это можно воспринимать, очень трудно.

Вы не назвали математику… В школе я была уверена, что она мне никогда в жизни не пригодится, хотя учителя убеждали в обратном. Однако не пригодилась.

- Пригодилась вам математика! Она позволяет вырабатывать логику и, что необходимо сегодня в жизни, выбирать стратегию успешного поведения. Дает возможность поэтапного продумывания шагов. По большому счету, в любой задаче (и в математике, и в русском языке) есть условия и нужно получить ответ. Но как пройти к этой истине? Каждый предмет учит этому по-разному.

Если было бы все так просто, математики были бы самыми счастливыми людьми на свете…

- В науке и профессии у каждого свой путь. Может быть, они были счастливы тем, что искали и ошибались? Именно ошибки помогают по достоинству оценить момент счастья. Хотя лучше, конечно, учиться на ошибках других. Математика, кстати, как раз и позволяет это делать, анализировать.

И все же образование нередко обманывает наши ожидания?

- Сейчас родители школьников - представители двух поколений: те, кто до 90-х учился и воспитывался, и те, кто делал это в 90-х. И хотя, по большому счету, это два разных мира и менталитета, но от образования они ждут одного: школа должна вложить в ребенка определенное количество знаний. Однако ситуация изменилась.

Когда мы с вами учились, было все проще. Знаниевую парадигму советской школы никто не отвергает. Пока ты не выучишь, что дважды два четыре, а корова пишется с двумя «О», никакой экспериментальной инновационной деятельностью заниматься не сможешь. В основе должны быть знания. Причем знания, научно обоснованные.

Как было в нашу пору? В школе учитель рассказал, дома открыли учебник - там то же самое, включили телевизор - и там тот же информационный поток. Неважно, какая была политическая основа. Мы получали знание, которое укреплялось. Сегодня у ребенка количество информационных каналов увеличилось. И контролировать эти потоки мы уже не можем.

…Как-то включил телевизор, и меня цепанула фраза «обезьяна произошла от человека». Начал слушать - там доказательно все объяснили. Спрашивается, что делать учителю биологии, который дает теорию Дарвина? Ребенок скажет: «Извините. Я тут слышал, что не человек от обезьяны произошел, а наоборот». А другой заявит: «Я вообще - от Бога и соседка за партой сделана из моего ребра…» И тогда хороший учитель ответит, что существует множество теорий, но, с точки зрения науки, эта версия наиболее доказательна.

Мы можем иметь разные каналы информации, но каждый факт нужно оценивать с точки зрения науки, философии, бытия. Важно анализировать и обрабатывать информацию, и в этом разница между нами и нашими детьми. Мы получали информацию и принимали ее, у нас не было задачи ее анализировать, потому что мы получали «истину». И это тоже хорошо, было такое время. А сейчас необходимо уметь анализировать.

Этому в школе учат?

- Учат. Конечно, в русском языке все гораздо жестче. Я говорил ученикам: «Есть языковая норма, которой нужно придерживаться, если хочешь показать себя как культурного и воспитанного человека».

С литературой сложнее. Здесь надо уметь объяснить, что есть разные точки зрения на персонажей, события, но все равно подвести к тому, что тот нравственный выбор, который стоит перед любым литературным героем, чем-то предопределен. Ошибки, которые совершают литературные герои, не зависят от времени. Такие же ошибки можно совершать и не совершать в нашей жизни. Ситуации и события вечные, просчитанные кем-то когда-то. Важно понять, чем руководствовались герои и какой нравственно воспитательный момент ты можешь для себя вынести. Хотя это очень сложно.

История тоже один из самых сложных предметов, на мой взгляд. Есть непреложные моменты истины. Если мы говорим о Великой Отечественной войне - это подвиг! По-другому к этому относиться нельзя, независимо от того, сколько было жертв. Но есть события, к которым можно по-разному относиться в зависимости от того, как тебя воспитывали в семье, какие были заложены ценности.

Учитель должен понимать, с чем пришел ребенок. Это не чистый лист, который ты берешь. Это уже шесть с половиной лет жизни, воспитания, устоев, традиций, и надо понимать, от чего отталкиваться. Потоки информации разные, опять же и задатки у детей разные. Задача школы - не сделать всех отличниками, а дать образование, возможность приобщения к культуре.

По большому счету, если учителя научат анализировать и выбирать успешную стратегию, то необязательно поступать в вуз. Ты можешь найти хорошую профессию и быть прекрасным и достаточно востребованным водителем, слесарем…

Три года назад проводился опрос родителей первоклассников «Зачем вы привели ребенка в школу?». Свыше 70 процентов ответили: чтобы мой ребенок поступил в институт. Представляете, какую задачу ставят первокласснику?! Вопрос - зачем? Диплом вуза не является абсолютным мерилом успешности в жизни.

Да, в культуре, в образовании, в журналистике он необходим, поскольку это несколько другой контекст восприятия мира. А если таких целей нет и ты можешь быть хорошим механиком или хорошо точить детали на заводе, то какой смысл терять пять лет и потом безуспешно искать работу?

Но вернемся к русскому языку, в котором, по вашей мысли, все «жестко». Между тем словари так противоречат друг другу! Вы уже смирились с йогуртом, в котором ударение надо ставить на второй слог?

- Телевидение и культура дают нам сегодня эту языковую вариативность, но с йогуртом и с кофе среднего рода я не смирился. И мои дети не смирились и будут говорить так же, как я. Опять же все зависит от примера, и учитель в формировании культуры - ключевая фигура. Потому что современным родителям, живущим в ускоренном темпе, к сожалению, некогда заниматься воспитанием детей.

Поэтому задача учителей - демонстрировать культуру. А она воспитывается только личным примером. Учитель всегда должен хорошо одеваться, опрятно выглядеть, грамотно говорить. Что касается норм, вариативность будет всегда. От чего-то отказываемся, но к чему-то и возвращаемся. Надеюсь, пройдет еще немного времени и кофе вновь будет определен в словарях, как существительное мужского рода, и, надеюсь, по-прежнему будет несклоняемым.

Было время - с физкультуры мы сбегали целыми классами… Что об этом предмете думаете?

- Это не проблема сегодня. Современные дети очень хорошо понимают: чтобы достигать серьезных результатов, надо быть здоровыми. Мы уже в течение семи лет проводим профильную смену для детей, которые показали высокие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников и позволяют Челябинской области быть в России пятой из 85 регионов. Мне часто говорят знакомые: «Ну вот опять ботанов повезешь на отдых…» «Вы не видели этих ботанов!» - отвечаю. Они красивые, занимаются спортом, убеждены, что знания и физическое здоровье - это две вещи, которые позволяют сегодня быть успешными.

Задача учителя физкультуры - не нормативы выполнить. Надо смотреть, на что способен ребенок. Могу сказать, что в школе я хорошо бегал, прыгал, плавал, но не подтягивался. Однако это не помешало мне стать человеком, отслужить в армии, быть успешным. Благо был хороший физрук, который мне не ставил двойки. Это касается любого предмета. Каждый урок должен быть построен так, чтобы это было продвижение. У каждого ученика - свое. Их 25 в классе. Учитель должен думать о том, как эти 25 за сорок пять минут продвинутся и кому какой для этого надо сделать шаг. Важно, чтобы каждый ребенок понимал: мне хорошо на уроке. И тогда будут бежать не из школы, а в школу.

- И все же, какой предмет самый важный по-вашему?

- Предмет под названием «жить». Причем, получая удовольствие.

А этому учат в школе…

- Учат! Сегодня образование к этому готово. Ситуация меняется. Люди преданы профессии. В педвузы стали идти те, кто действительно хочет работать в школе. Понятно, что учителя разные, но большинство учит жить.

Банальная ситуация из личной практики. Дети прочитали «Грозу» Островского. Девчонки стоят перед уроком и обсуждают Катерину: «Ну дура дурой! Зачем рассказала? Если я буду всем своим мальчикам рассказывать, с кем я в кино хожу!..»

Я понимаю, что мне детей надо погрузить в контекст, в историю, в те нравственные ценности, которые были тогда, и попытаться объяснить, какие уроки мы можем вынести… И вы знаете, дети покидали класс с мыслью о том, что Катерина все-таки луч света в темном царстве и мир надо любить.

Фото автора.

Комментарии
Талантливый,умный собеседник,завидую его ученикам и коллегам и с горечью констатирую,что таких творцов мало!Я не голословна,в школе долгожитель и сгоречью наблюдаю процесс деградации,при " полном порядке" в бумагах,тонны которых заполняем салютуя вышестоящим органам,давно выплеснув ребёнка.Увы,"всё гнило в Датском королевстве!"
Спасибо Александру- энтузиасту,подлинному профессионалу с прекрасным человеческим звучанием.Успехов!
Елена Петровна,учитель
13.08.2015 15:07:32
Таких преподавателей как Александр Машуков в школах не сыскать.Просто это редкий талант,исключение...Большинство наших школьных педагогов-это занудные и равнодушные пенсионерки,хорошо адаптированные к бюрократическим процедурам и владеющие методами сдерживания психической(внутренней)энергии. А иначе в школе не выжить.
Юрий Доронин
21.08.2015 08:57:38