Новости

Возгорание в заведении общепита произошло утром в субботу.

Девятнадцатиместный двухмоторный лайнер успешно приземлился в аэропорту Большое Савино.

Движение транспорта затруднено в обе стороны.

Покупатель лишился 449 тысяч рублей.

Полицейские подозревают, что 23-летний мужчина в течение месяца крал имущество у владельцев отечественных машин.

Юноша, живой и здоровый, возвращен родителям.

Преступление стражи порядка раскрыли по горячим следам.

Разбойники нападали на водителей на трассе Челябинск-Екатеринбург.

В апреле 2016 года гастарбайтеры совершили жестокое убийство 66-летнего мужчины.

По информации Следственного комитета, извращенец совершил в отношении девочек 18 преступных деяний.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы эпидемии СПИДа боитесь?






Результаты опроса

Александр Машуков: «На уроке детям должно быть хорошо»

12.08.2015
«Учитель года» рассказал о самых важных школьных предметах.

«Учитель года» рассказал о самых важных школьных предметах.

Образование - пожалуй, самая интересная сфера жизни. Хотя бы потому, что начинается оно с первой секунды появления на свет и заканчивается с последним вздохом. Мы познаем мир, открываем для себя его тайны, что-то принимаем, что-то отвергаем. Выбор бывает судьбоносным, поэтому так актуален вопрос: кто и как формирует культуру восприятия мира?

Школьный этап – одно из основополагающих звеньев этого процесса. Какой предмет важнее? Чего ждем мы от школьного образования, и что оно нам в действительности дает? Помощник ректора Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, учитель русского языка и литературы, победитель областного конкурса «Учитель года-2004» Александр Машуков делится своими мыслями на этот счет.

- Наша жизнь стремительно меняется. Меняются приоритеты и требования. Сегодня, на мой взгляд, учитель может не помнить всех законов Ньютона, но он должен знать, что они существуют. Потому что это культура, и современный человек должен к этой культуре иметь прямое отношение.

Но если учитель не помнит законы Ньютона, как же он объяснит их своим ученикам?

- Я имею в виду учителей других предметов, не физики. Мне, преподававшему русский язык и литературу, дети, к примеру, задавали вопрос: «Когда мы падаем, мы же не вспоминаем в этот момент первый закон Ньютона, а вспоминаем, что надо сгруппироваться, чтобы получить минимум ссадин и ушибов». «Но вы же знаете, что он существует, вы же потом вспоминаете об этом», - отвечал я. Знания, которые даются в школе, в жизни нам пригождаются не так часто и не в таком объеме. Но это необходимые знания. Есть непреложные вещи. На мой взгляд, каждый ребенок должен знать русский язык, историю и уважительно к ней относиться.

Второй язык тоже, говорят, необходим?

- Это, к слову, спорный вопрос. Я достаточно часто езжу за границу, и путешествия показывают, что в принципе можно и не знать второй язык хорошо. Есть общемировая лексика, понятная всем: кофе, такси, чек… Плюс язык жестов и мимика, которые иногда больше помогают, чем попытка объясниться на корявом английском. И, конечно, надо знать культуру. Не даром «мировая художественная культура» - в школе отдельный предмет, хотя вопросы культуры также изучаются в рамках истории и обществознания. Что касается литературы, то это настолько всеобъемлющий предмет! Он включает в себя и философию, и социологию, и обществознание, и историю. Без понимания контекстов объяснить ученику, что написано и как это можно воспринимать, очень трудно.

Вы не назвали математику… В школе я была уверена, что она мне никогда в жизни не пригодится, хотя учителя убеждали в обратном. Однако не пригодилась.

- Пригодилась вам математика! Она позволяет вырабатывать логику и, что необходимо сегодня в жизни, выбирать стратегию успешного поведения. Дает возможность поэтапного продумывания шагов. По большому счету, в любой задаче (и в математике, и в русском языке) есть условия и нужно получить ответ. Но как пройти к этой истине? Каждый предмет учит этому по-разному.

Если было бы все так просто, математики были бы самыми счастливыми людьми на свете…

- В науке и профессии у каждого свой путь. Может быть, они были счастливы тем, что искали и ошибались? Именно ошибки помогают по достоинству оценить момент счастья. Хотя лучше, конечно, учиться на ошибках других. Математика, кстати, как раз и позволяет это делать, анализировать.

И все же образование нередко обманывает наши ожидания?

- Сейчас родители школьников - представители двух поколений: те, кто до 90-х учился и воспитывался, и те, кто делал это в 90-х. И хотя, по большому счету, это два разных мира и менталитета, но от образования они ждут одного: школа должна вложить в ребенка определенное количество знаний. Однако ситуация изменилась.

Когда мы с вами учились, было все проще. Знаниевую парадигму советской школы никто не отвергает. Пока ты не выучишь, что дважды два четыре, а корова пишется с двумя «О», никакой экспериментальной инновационной деятельностью заниматься не сможешь. В основе должны быть знания. Причем знания, научно обоснованные.

Как было в нашу пору? В школе учитель рассказал, дома открыли учебник - там то же самое, включили телевизор - и там тот же информационный поток. Неважно, какая была политическая основа. Мы получали знание, которое укреплялось. Сегодня у ребенка количество информационных каналов увеличилось. И контролировать эти потоки мы уже не можем.

…Как-то включил телевизор, и меня цепанула фраза «обезьяна произошла от человека». Начал слушать - там доказательно все объяснили. Спрашивается, что делать учителю биологии, который дает теорию Дарвина? Ребенок скажет: «Извините. Я тут слышал, что не человек от обезьяны произошел, а наоборот». А другой заявит: «Я вообще - от Бога и соседка за партой сделана из моего ребра…» И тогда хороший учитель ответит, что существует множество теорий, но, с точки зрения науки, эта версия наиболее доказательна.

Мы можем иметь разные каналы информации, но каждый факт нужно оценивать с точки зрения науки, философии, бытия. Важно анализировать и обрабатывать информацию, и в этом разница между нами и нашими детьми. Мы получали информацию и принимали ее, у нас не было задачи ее анализировать, потому что мы получали «истину». И это тоже хорошо, было такое время. А сейчас необходимо уметь анализировать.

Этому в школе учат?

- Учат. Конечно, в русском языке все гораздо жестче. Я говорил ученикам: «Есть языковая норма, которой нужно придерживаться, если хочешь показать себя как культурного и воспитанного человека».

С литературой сложнее. Здесь надо уметь объяснить, что есть разные точки зрения на персонажей, события, но все равно подвести к тому, что тот нравственный выбор, который стоит перед любым литературным героем, чем-то предопределен. Ошибки, которые совершают литературные герои, не зависят от времени. Такие же ошибки можно совершать и не совершать в нашей жизни. Ситуации и события вечные, просчитанные кем-то когда-то. Важно понять, чем руководствовались герои и какой нравственно воспитательный момент ты можешь для себя вынести. Хотя это очень сложно.

История тоже один из самых сложных предметов, на мой взгляд. Есть непреложные моменты истины. Если мы говорим о Великой Отечественной войне - это подвиг! По-другому к этому относиться нельзя, независимо от того, сколько было жертв. Но есть события, к которым можно по-разному относиться в зависимости от того, как тебя воспитывали в семье, какие были заложены ценности.

Учитель должен понимать, с чем пришел ребенок. Это не чистый лист, который ты берешь. Это уже шесть с половиной лет жизни, воспитания, устоев, традиций, и надо понимать, от чего отталкиваться. Потоки информации разные, опять же и задатки у детей разные. Задача школы - не сделать всех отличниками, а дать образование, возможность приобщения к культуре.

По большому счету, если учителя научат анализировать и выбирать успешную стратегию, то необязательно поступать в вуз. Ты можешь найти хорошую профессию и быть прекрасным и достаточно востребованным водителем, слесарем…

Три года назад проводился опрос родителей первоклассников «Зачем вы привели ребенка в школу?». Свыше 70 процентов ответили: чтобы мой ребенок поступил в институт. Представляете, какую задачу ставят первокласснику?! Вопрос - зачем? Диплом вуза не является абсолютным мерилом успешности в жизни.

Да, в культуре, в образовании, в журналистике он необходим, поскольку это несколько другой контекст восприятия мира. А если таких целей нет и ты можешь быть хорошим механиком или хорошо точить детали на заводе, то какой смысл терять пять лет и потом безуспешно искать работу?

Но вернемся к русскому языку, в котором, по вашей мысли, все «жестко». Между тем словари так противоречат друг другу! Вы уже смирились с йогуртом, в котором ударение надо ставить на второй слог?

- Телевидение и культура дают нам сегодня эту языковую вариативность, но с йогуртом и с кофе среднего рода я не смирился. И мои дети не смирились и будут говорить так же, как я. Опять же все зависит от примера, и учитель в формировании культуры - ключевая фигура. Потому что современным родителям, живущим в ускоренном темпе, к сожалению, некогда заниматься воспитанием детей.

Поэтому задача учителей - демонстрировать культуру. А она воспитывается только личным примером. Учитель всегда должен хорошо одеваться, опрятно выглядеть, грамотно говорить. Что касается норм, вариативность будет всегда. От чего-то отказываемся, но к чему-то и возвращаемся. Надеюсь, пройдет еще немного времени и кофе вновь будет определен в словарях, как существительное мужского рода, и, надеюсь, по-прежнему будет несклоняемым.

Было время - с физкультуры мы сбегали целыми классами… Что об этом предмете думаете?

- Это не проблема сегодня. Современные дети очень хорошо понимают: чтобы достигать серьезных результатов, надо быть здоровыми. Мы уже в течение семи лет проводим профильную смену для детей, которые показали высокие результаты во Всероссийской олимпиаде школьников и позволяют Челябинской области быть в России пятой из 85 регионов. Мне часто говорят знакомые: «Ну вот опять ботанов повезешь на отдых…» «Вы не видели этих ботанов!» - отвечаю. Они красивые, занимаются спортом, убеждены, что знания и физическое здоровье - это две вещи, которые позволяют сегодня быть успешными.

Задача учителя физкультуры - не нормативы выполнить. Надо смотреть, на что способен ребенок. Могу сказать, что в школе я хорошо бегал, прыгал, плавал, но не подтягивался. Однако это не помешало мне стать человеком, отслужить в армии, быть успешным. Благо был хороший физрук, который мне не ставил двойки. Это касается любого предмета. Каждый урок должен быть построен так, чтобы это было продвижение. У каждого ученика - свое. Их 25 в классе. Учитель должен думать о том, как эти 25 за сорок пять минут продвинутся и кому какой для этого надо сделать шаг. Важно, чтобы каждый ребенок понимал: мне хорошо на уроке. И тогда будут бежать не из школы, а в школу.

- И все же, какой предмет самый важный по-вашему?

- Предмет под названием «жить». Причем, получая удовольствие.

А этому учат в школе…

- Учат! Сегодня образование к этому готово. Ситуация меняется. Люди преданы профессии. В педвузы стали идти те, кто действительно хочет работать в школе. Понятно, что учителя разные, но большинство учит жить.

Банальная ситуация из личной практики. Дети прочитали «Грозу» Островского. Девчонки стоят перед уроком и обсуждают Катерину: «Ну дура дурой! Зачем рассказала? Если я буду всем своим мальчикам рассказывать, с кем я в кино хожу!..»

Я понимаю, что мне детей надо погрузить в контекст, в историю, в те нравственные ценности, которые были тогда, и попытаться объяснить, какие уроки мы можем вынести… И вы знаете, дети покидали класс с мыслью о том, что Катерина все-таки луч света в темном царстве и мир надо любить.

Фото автора.

Комментарии
Талантливый,умный собеседник,завидую его ученикам и коллегам и с горечью констатирую,что таких творцов мало!Я не голословна,в школе долгожитель и сгоречью наблюдаю процесс деградации,при " полном порядке" в бумагах,тонны которых заполняем салютуя вышестоящим органам,давно выплеснув ребёнка.Увы,"всё гнило в Датском королевстве!"
Спасибо Александру- энтузиасту,подлинному профессионалу с прекрасным человеческим звучанием.Успехов!
Елена Петровна,учитель
13.08.2015 15:07:32
Таких преподавателей как Александр Машуков в школах не сыскать.Просто это редкий талант,исключение...Большинство наших школьных педагогов-это занудные и равнодушные пенсионерки,хорошо адаптированные к бюрократическим процедурам и владеющие методами сдерживания психической(внутренней)энергии. А иначе в школе не выжить.
Юрий Доронин
21.08.2015 08:57:38