Новости

Встречи пройдут на трех площадках Челябинской области.

Человек, голос которого похож на голос президента, рекомендовал всем местную комнату квестов.

На момент совершения убийства один из преступников еще не достиг 18-летия.

Уральские госслужбы и госкорпорации стали значительно чаще использовать в своей работе мобильный интернет и M2M-сервисы.

Омбудмен утверждает, что число детских суицидов выросло в разы.

Поправки в законопроект освободят от штрафов муниципальные учреждения.

Подавляющее большинство южноуральцев проблемой номер один считают грязный воздух.

Гибель бывшего депутата подтвердили в полиции.

20 мигрантов организовали преступную сеть, продававшую героин в Перми и крае.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Вы опасаетесь прослушки ЦРУ?







Результаты опроса

Ринат Раев: «Настраивать людей против власти - грех»

14.08.2015
В кабинете главного муфтия Уральского федерального округа Рината Раева висит фотография Президента РФ Владимира Путина в тюбетейке, она снята во время визита в Татарстан.

В кабинете главного муфтия Уральского федерального округа Рината Раева висит фотография Президента РФ Владимира Путина в тюбетейке, она снята во время визита в Татарстан.

Рядом - знамя, отражающее историю ислама в России, с прихода сподвижников пророка Мухаммеда к волжским булгарам; эскиз старинной мечети в городе Булгар, которую начали восстанавливать в последние годы; макет комплекса соборной мечети и медресе, который будут строить в Тракторозаводском районе Челябинска.

Ринат Афраемович - духовный лидер мусульман большого российского региона. Только в Челябинской области более 100 приходов, из них зарегистрировано 89 местных мусульманских организаций, остальные действуют как религиозные группы. Старинные мечети есть в Челябинске, две - в Троицке, по одной - в Пласте и Караболке. Мы говорим о том, как сохранить мир на нашей земле, как строить будущее.

Ринат-хазрат, Россия - страна многонациональная. Как чувствует себя на ее просторах ислам?

- Наша страна многонациональная и поликонфессиональная, только на Южном Урале живут представители более 100 этносов. Славяне и тюркские народы со всеми уживаются, делят с соотечественниками радости и горе. Когда были гонения на религию, навязывание властью атеизма, пострадали все: и мусульмане, и христиане, и представители других конфессий.

До революции в России было 7,5 тысячи мечетей, до 1922 года - 14 тысяч. Но потом были порушены мечети, медресе, полностью развалена система образования. Я являюсь ректором Российского исламского университета, мы сейчас по крупицам восстанавливаем дореволюционную систему образования.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Габдрахман-хазрат Расулев, муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Советского Союза и Сибири, призвал верующих собирать пожертвования для закупки оружия, самолётов, формирования танковой колонны, сам сделал личный вклад - 50 тысяч рублей.

Все мусульмане поддержали призыв. То же самое делали и православные, и представители других конфессий: забыли обиды на государство и встали на защиту своего Отечества. Потому что Родину, как и своих родителей, мы не выбираем - это дается по предопределению Всевышнего.

Выиграв войну, Сталин в 1946 году в знак благодарности разрешил строительство двух мечетей. Сам видел в Уфе телеграмму, адресованную председателю духовного управления Габдрахман-хазрату Расулеву. Одна из мечетей находится в Челябинске, в поселке Миасском, другая - в городе Ишимбае Республики Башкортостан.

Отличается ли российский ислам от арабского?

- Ислам в переводе означает «покорность Богу». Но у народов, живущих на разных континентах, есть свои обычаи, традиции, этнологические компоненты.

Естественно, российский ислам отличается. Мы уживаемся со всеми этносами, этому нас учат и религия, и сама история народов России, чьи потомки сохраняют идеалы и традиционные ценности. К сожалению, в мире есть силы, которые религией прикрывают другие цели. Пытаются навязывать псевдоучения, ложные идеи не только народам - целым государствам. Но ислам - религия мира и добра.

Христианство, иудаизм и ислам имеют общие корни. Мы должны сотрудничать со всеми народами и даже с теми людьми, кто пытается отрицать веру в Бога. Всевышний говорит: хотите - верьте, хотите - не верьте. Это право дано Богом, и никто не может его отнимать. Наша задача - просвещать и разъяснять, а выбор - за человеком.

Когда в 90-х годах в Россию приезжали гости из арабских мусульманских стран, они удивлялись: за 70 лет атеистической идеологии наши бабушки и дедушки смогли сохранить не только язык, религию, традиции, но даже сунну пророка, забытую в арабских странах. И все это - благодаря высокой просветительской деятельности. Нигде не было татарского театра, а в Троицке был, и через него воспитывали подрастающее поколение.

Именно Южный Урал, Троицк были центром образования и просвещения. В городе много мечетей и медресе, там находилось знаменитое медресе «Расулия», которое основал Зайнулла Расулев - просветитель, богослов и учитель. Это духовное учреждение было известно во всем исламском мире и в арабских странах. Троицк является духовным центром Южного Урала и для мусульман, и для христиан. Недавно появилась Троицкая епархия, нас это тоже радует. Наша история и традиции переплетены.

Из всех субъектов РФ Челябинская область стала первой, где подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве между региональным духовным управлением и тогда еще Челябинской и Златоустовской епархией. Вместе реализовали несколько проектов в ЮУрГУ, в академии культуры и искусств, других учреждениях, провели встречи с молодежью. И мы увидели у нее жажду познания.

Молодежь разная. В 90-е годы на учебу в исламские образовательные заведения отправляли наших детей, и в Россию стали проникать крайние, эктремистские взгляды...

- Да, было время, когда кого попало - мальчишек 13-14 лет эти вновь созданные духовные параллельные структуры отправляли в Саудовскую Аравию, Кувейт. Они возвратились, и мы увидели, что не только на Северном Кавказе, но и в Татарстане, Башкортостане, Сибае, Баймаке происходили захваты мечетей. Эти ребята пришли с другими идеями, с другой идеологией, не имея своей твердой основы.

Экстремизм появился не сегодня и не вчера, и если искать корни, то виной тому - государства, которые навязывали свои идеи, разветвляли ислам на псевдоучения различного толка, создавали колонии в арабских государствах. Это проявляется и сегодня, когда пытаются политизировать ислам. Сейчас мы видим, что происходит в Сирии, Ираке, «ручной» ислам нужен для уничтожения каких-то государств, порабощения народов. Это целая политика, и с исламом она не связана.

Деструктивные организации и у нас появились. Поэтому наша задача - иметь свою, отечественную систему подготовки кадров.

ЦДУМ и ректорат нашего университета решили развивать международное сотрудничество с теми государствами, где традиционный ислам. Например, Марокко, Тунис, Иордания, Турция, Египет. Человек получает образование у нас, а туда отправляем только для получения языковой практики. В 1989 году появилось первое медресе в постсоветском пространстве - в Уфе, позже оно стало институтом, потом - университетом. Планируем и в Троицке готовить отечественные кадры.

Как вы взаимодействуете с властью?

- Несмотря на попытки посеять смуту, отношения духовенства с государством ровные. Конфессиональным отношениям у нас уделяется особое внимание, в том числе ЦДУМ России, которое возглавляет Талгат Таджутдин (мы, региональное управление, являемся структурным подразделением). Еще губернатор Петр Сумин, а после него и полпред президента России Петр Латышев подписали соглашение о сотрудничестве.

В этом году на Расулевских чтениях побывал губернатор Борис Дубровский, подписано соглашение между ЦДУМ и правительством Челябинской области. Решено восстановить комплекс мечети и медресе в Троицке, построенный в XVII веке.

Где-то пытаются жить по принципу «разделяй и властвуй», но Челябинская область по этому пути не пошла. У нас, слава Богу, есть понимание и с духовным управлением, и с правительством. Со всеми органами государственной власти работают имамы, священнослужители, преподаватели, мы следуем четко налаженной системе.

Когда в Уфе отмечалось 225-летие ЦДУМ, которое посетил глава государства Владимир Путин, верховный муфтий Талгат Таджутдин привел в пример, как в Челябинской области налажено сотрудничество духовенства и органов государственной власти.

Но иногда в муниципальных образованиях не знают проблематику, мы стараемся вести разъяснительную работу, выезжаем на места.

Экстремизм пришел извне, у нас его не было. Мы испокон веков всегда дружили, уважали друг друга, и по сей день, если Пасха или Курбан-байрам, - мы всех соседей угощаем, в гости приглашаем. И чтобы был этот стержень, мы должны и дальше развивать совместные проекты.

Когда начнут строить комплекс соборной мечети и медресе в Тракторозаводском районе Челябинска?

- Сейчас идут подготовительные работы, в будущем году должны начать. К слову: года два назад в интернет-пространстве пытались забастовки проводить скинхеды и приверженцы других радикальных течений: нам мечеть не нужна, это не Багдад. Почему им не нужны мечети? Потому что там молодёжь воспитывают в духе традиционного ислама, а тем, кто придерживается экстремистских течений радикального толка, это невыгодно. Они лучше будут в подполье, в домах собирать своих сторонников.

Состояние умов молодежи, падение качества образования вызывает тревогу. На кого мы оставим Россию? Какой выход видите вы как духовный лидер?

- Да, к сожалению, система образования разрушена, многие специалисты потеряны. Но когда мы говорим в школе о воспитании, преподаватели отвечают: мы воспитанием не занимаемся, мы даем знания. Но и знания-то не те, слабые. Надо опираться на традиции, которые уже были, создавать систему духовного воспитания детей - может быть, по типу православной гимназии. А нас, как духовных пастырей, в школу не пускают. Пригласят раз в год или раз в пять лет.

Но ту основу, тот стержень, что есть и в православии, и в исламе - они идентичны, мы должны детям дать. Откуда человек пришел, зачем он живет, куда возвращается. Если мы не будем прививать корни, веру в Бога, у человека теряются ориентиры, ценности, ему становится все дозволено, он начинает жить по-своему и думать, что прав.

Мы, конечно, прикладываем усилия, но необходимы более масштабные преобразования. А если не будем уделять внимания молодёжи, проблем не избежать.

Кто-то считает: не надо ничего навязывать молодежи, пусть сама выбирает. Но если мы не станем воспитывать ее в том русле, в каком нужно для нашей страны, можем получить то, что происходит на Украине или в некоторых исламских государствах. К чему нам это?

Это тоже идеология, мина замедленного действия. Сегодня не сработает, но через 20 лет сработает - как на Украине. Там у молодёжи совершенно другие ориентиры. Они и не помнят, что Киевская Русь является колыбелью христианства, православия. И когда мы видим в СМИ такое гонение на религию, на священнослужителей, это, конечно, больно. Чтобы такого не происходило, мы должны работать и с детьми, и с родителями, восстанавливать семейное образование.

Когда в каникулы проводим обучение, приглашаем на олимпиады родителей, они радуются, что вместе с детьми познакомились с основами религии, а ведь не знали самого элементарного.

В 2010 году, когда мы готовили проект будущей соборной мечети и медресе на улице Героев Танкограда, подписали соглашения со всеми национальными культурными областными центрами. Оно предусматривает, что в будущем в этих классах станут изучать родной язык, люди не должны забывать свою культуру и религию, а иммигранты там станут учить русский язык. В дальнейшем мы должны создавать и такие школы.

Есть хороший пример - иудейские общины: у них и школа, и творческие развивающие занятия, мы проводили там семинары с учителями. В православной гимназии, в приходских школах, и при мечетях это тоже есть, но пока мало, надо распространять опыт шире. В том числе в летнее время.

Были же раньше пионерские лагеря! Надо просто их перепрофилировать, отдав предпочтения здоровому образу жизни, духовно-нравственному воспитанию. Детей надо просвещать, а иначе противоречивая информация в Интернете сделает свое небогоугодное дело, необходимо блокировать интернет-ресурсы с призывами к экстремизму и массовых беспорядкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наша задача - воспитать, чтобы они верили в Бога, уважали своих родителей, старших. Это и в коммунистическое время не забывалось, постулаты были взяты из священных писаний традиционных конфессий.

Как вы считаете: на Южном Урале есть признаки таких негативных процессов, как на Украине. Возможно развитие событий, как на Донбассе?

- Нет, таких предпосылок я не вижу. Что произошло на Украине? Ну, не православные же христиане это сотворили! Там секты вышли на государственный уровень и сделали переворот. То же самое в принципе могут устроить и в других странах. Что мы видим в Сирии, в Ираке? Все перевернули. В Ливии целое государство уничтожили. Это все - как мина замедленного действия. Они не просто средства вкладывали, колонии строили - для каких-то своих целей.

Как владыка Феофан говорил: все радикальные течения, которые есть в исламе, в первую очередь созданы для уничтожения ислама. Ислама традиционного. Пусть они, мол, грызутся себе между собой: арабы арабов уничтожают, славяне - славян. Одна вроде бы религия, одна кровь, а почему так произошло? Потому что вкладывались средства в разделение, уничтожение, порабощение народов и государств.

Ещё наши бабушки говорили: наступят такие времена, в углу будет стоять шайтан-ящик, то есть сатана, и будет управлять вами. И мы же это видим как этот ящик-телевизор, Интернет воздействуют на молодежь негативно.

Недавно папа римский призвал католиков к гражданскому неповиновению власть имущим - мол, ситуация критическая, над человечеством нависла угроза тотального рабства.

- Наверное, опасность может появиться, если папа об этом говорит. Мне трудно судить, почему так сказано: из-за информационного фона, иммиграции или из-за проблем, которые сейчас испытывает все, в том числе Европа. Санкциями нас обложили, а сами страдают, это вернулось бумерангом.

Что касается отношения к власти… Нас критикуют, когда мы подписываем соглашения с губернатором, с муниципальными образованиями, но это все происходит от незнания. Священные писания призывают: «Повинуйтесь Всевышнему, повинуйтесь посланнику и власть предержащим». Власть, сами ли мы ее выбираем или она назначается, дана Богом. И мы должны руководствоваться этим, работать с органами власти, а противопоставлять или настраивать людей против власти - это грех.

Интервью вела Римма Галимханова

Комментарии
Комментариев пока нет