Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Алкоголь и интеллект: найти причину и следствие

23.07.2013

Социально опасное заболевание алкоголизм, согласно последним научным данным, может быть связано с высоким коэффициентом умственного развития (IQ).

Не первый год ведется дискуссия о том, снижает ли употребление алкоголя умственные способности. Всем известно, что чрезвычайное употребление (алкоголизм) действительно влечет за собой деградацию личностных и когнитивных показателей («белая горячка», синдром Вернике-Корсакова).

Но на этот раз ученые решили поменять местами причину и следствие. Возможно, предположили они, высокие умственные способности становятся причиной вредной привычки (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23443272)? Эта гипотеза в определенной степени отражает общераспространенную концепцию о связи гениальности и психической нестабильности.

По окончании исследования, ученые сделали вывод о наличии положительной корреляции между высоким интеллектом и количеством потребляемого алкоголя. Иными словами, согласно исследователям, умные люди больше пьют. Может быть, умные люди более критичны в определении количества выпитого алкоголя?

С другой стороны, интуитивно мы склонны согласиться с организаторами эксперимента, и вот почему. Всем нам с детства знакомы истории об «умницах», талантливых людях, чья жизнь и карьера пали жертвой вредной привычки.

Другим дискуссионным вопросом является влияние наследственности на пристрастие к алкоголю. Экспериментами на лабораторных животных доказано, что влияние наследственности опосредованно через активность фермента, отвечающего за метаболизацию алкоголя (этилового спирта) – алкогольдегидрогеназы. Чем активнее этот фермент, тем большая способность у организма как биохимической лаборатории метаболизировать алкоголь, тем большая склонность у существа – как субъекта, способного испытывать зависимость, – к формированию вредной привычки (аддикции, зависимости, пристрастия).

Общим местом является генетически обоснованная интеллектуальность, иными словами, если ваши родители были умными, то и вы, как правило, не полный болван. (Розанов: «Все в человеке – от Бога, от вечности, от родителей», персонаж Энтони Хопкинса Ганнибал Лектор: «Надеюсь, Ваши родители летали не очень высоко, иначе вы рискуете обжечь перья из-за близости к Солнцу»).

Таким образом, мы получаем следующие зависимости:

алкоголизм – интеллект;

алкоголизм – наследственность;

интеллект – наследственность.

Американский генетик Морган около века назад открыл феномен генетического сцепления – совместного наследования признаков. Гены, кодирующие определенные признаки, могут образовывать группу сцепления (около 50 генов)
.

На картинке показано, что близко расположенные гены А и В наследуются совместно («linked»), а отдаленные Е и D – независимо («independent»)). Что если ген активной алкогольдегидрогеназы и некий ген, отвечающий за интеллект, находятся внутри такой группы сцепления? Очевидно, что интеллект определяется несколькими генами. Но IQ-тест, используемый американскими и британскими психологами, выявляет именно сцепленный вариант?

Данная статья вовсе не претендует на сенсационное открытие. Целью является всего лишь показать закономерное направление научной мысли. Если между фенотипическими признаками обнаруживается положительная связь, то логично предположить генетическую подоплеку, вариантом коей является моргановская группа сцепления.

Анна Кныш