Новости

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Изобретая Бога

16.08.2013
Американские ученые установили наличие отрицательной связи между интеллектом и религиозностью

Американские ученые установили наличие отрицательной связи между интеллектом и религиозностью

Исследование и возможное объяснение результатов

Ученые из Нью-Йоркского университета и Северовосточного университета в Бостоне сопоставили результаты 63 отдельных исследований, в которых была предпринята попытка установить связь между религиозностью и интеллектом. Религиозность полагалась как принятие догматов и соблюдение ритуалов. Оценка интеллекта проводилась согласно стандартным методикам.

Найденный отрицательный коэффициент корреляции -0,24 (от -0,21 до -0,25, но -0.24 – самое вероятное значение) говорит о наличии отрицательной связи между интеллектом и религиозностью. Согласно ученым, люди с высоким интеллектом менее склонны к конформизму и принятию религиозных догм. Аналитическое мышление мешает им принять на веру религиозные тексты. И, наконец, умные люди, как правило, успешнее и образованнее, следовательно, им не нужна религия для того, чтобы сделать свою жизнь лучше.

Бог, Высший Разум, Закон?

Образованные люди с высоким интеллектом часто тоже во что-то верят. В нечто такое, что можно назвать Высшим Разумом. Для них этот разум не воплощен в божественное обличье, но, тем не менее, реален. Причем, это, как правило, представители гуманитарного знания. Физики, химики и математики говорят о существовании законов, которым подчиняется все сущее. Совокупность этих законов можно представить как Закон, то есть наличие связей между всем и всем. Получается, что Закон управляет Вселенной.

В некоторых древних языках Бог, Разум, Закон, Слово обозначались одним словом. Очевидно, что разделение по степени абстрактности произошло позднее, и, не исключено, что формирование отдельного понятия Бога было поддержано искусственно. Мирный договор о принадлежности 99 процентов власти и собственности 1 проценту населения не мог быть достигнут без убедительной легенды о том, почему это справедливо.

Бедные представители среднего класса ищут убежище в стенах Церкви. Для них Бог – это некая самостоятельная сущность, которая существует параллельно с нами, предварительно установив законы, по которым существуем мы. Они говорят о потрясающей разумности законов физики и чудесном согласованном устройстве биологических систем, которые могло изобрести только сознательное существо. Но биологические системы обязаны были развиваться в соответствии с предъявляемыми средой условиями. Результат был неизбежен: системы приспособились, в противном случае они бы прекратили существовать.

Таким образом, мы можем предложить свой механизм связи: с ростом интеллекта и образованности нарастает абстрактизация образа: Бог, Высший Разум, Закон... На одном полюсе – религиозность, на другом - атеизм, но это не противоположности, а количественные характеристики мировоззрения, которые коррелируют с интеллектом. Однако, выражаясь математическим языком, религиозность – функция как минимум двух переменных, кроме интеллекта есть некий психологический фактор х, что-то вроде готовности верить. Было бы любопытно обнаружить в мозгу гистофизиологические предпосылки этого фактора, аналогично с обнаружением отсутствия некоторого количества связей между структурами мозга у оптимистов.

По образу и подобию?

В сказках животные наделены человеческими качествами. Кусты и деревья в сумеречном лесу видятся нам живыми существами. Человеку свойственно очеловечивать, оживлять и одушевлять объекты, с которыми он имеет дело. Интересно, что в случае изобретения Бога очеловечено было явление связи, закона. Наблюдались устойчивые связи между явлениями, но, вместо того, чтобы принять связи как связи, закономерно вытекающие из свойств самих явлений, эти связи были признаны вторичными по отношению к существу/разуму, которое их придумало.

После очеловечивания Бога происходит обожествление человека: «человек создан по образу и подобию Божьему». Но ведь все как раз наоборот! Это человек изобрел Бога по своему образу и подобию, наделив его неограниченной властью над всем сущим в попытке компенсировать несбыточность своей вечной мечты о доминировании.

Библия как устойчивая легенда

Почему библейская легенда оказалась настолько убедительна, что живет уже две тысячи лет? Нужно признать, что авторы легенды были умнейшими людьми и неслабо постарались. Они использовали реальные факты, но окутали их флером чуда. Они заложили в религиозные тексты всем понятные и близкие истины, завернули их в удобную для восприятия упаковку. Джордж Карлин как-то заметил, что число 10, выбранное для заповедей, было маркетинговым решением. Замечали ли вы, что все 10 заповедей перечислить на память трудно, нужно помнить их формулировки, а не суть. Если акцентироваться на сути, неизбежно получаются повторы. Так мог ли Бог – существо с совершенным разумом – дать человеку столь небрежно составленный документ?

Библия так популярна, поскольку она удовлетворяет потребность человека верить в то, что есть нечто, более сильное и ответственное, чем он сам, которое, если хорошо попросить, может предоставить протекцию от всяческих неприятностей. Закон бесстрастен, Разум чуть менее бесстрастен, Бог видит все, активно участвует в делах людей, может гневаться, награждать, наказывать, что отвечает ожиданиям безответственного большинства.

Верить или исследовать?

Удивительно, но предметом спора верующих и атеистов является вовсе не существование Бога, а приоритет веры. Атеисты говорят «надо исследовать, а не верить!», на что верующие отвечают «надо верить, а не исследовать!». Этот спор невозможно разрешить логически, потому что о вкусах не спорят. Люди с высоким интеллектом могут и предпочитают исследовать. Остальным проще верить, и это в какой-то степени, даже более рационально.

Эксперимент – фуфло?

Доктор филологических наук, профессор Института гуманитарного образования ЧелГУ Марина Загидуллина высказала сомнения в адекватности исследования:

«Я думаю, эксперименты по корреляции интеллекта и религиозности не очень-то корректны изначально. Тут все наоборот. Интеллект – лишь часть мозговой активности, и вовсе не обязательно ценностно значимая, «лучшая».

Активность может проявляться в чем угодно – например, можно все силы тратить на какое-нибудь хобби, увлечение, быть спортивным фаном или, скажем, геймером, маниакально играть в домино, пить и вести глубокомысленные разговоры с собутыльниками, еще что-нибудь такое. А можно верить в Бога. Это тоже вид мозговой активности.

Вот если проверить интеллект у любого такого «сильного сообщества» и потом сопоставить результаты: в группе «верующие» такие показатели, в группе «фаны» такие, в группе «геймеры» такие и т. п. И тогда – если бы группа «верующие» показала значительную разницу (например, у всех остальных -0,1 или -0,01, а там -0,24), то можно было бы заняться исключительно спецификой мозговой активности человека религиозного. Впрочем, сомнение вызывают и сами современные представления об интеллекте.

Если говорить о религиозности, то можно заметить, что верят все. Неважно, бог или что-то попроще, а то и посложнее. Вера - разновидность инсайта: ты приходишь к истине (лично для тебя безусловной), минуя логическое подтверждение, «открываешь» ее, а не строишь. Нет сомнений, что есть такая «встроенная» в мозг сфера иррационального, организму (личности) жизненно необходимая».

Корректен ли эксперимент и ценен ли интеллект? Вот, получается, в чем вопрос. Одно безусловно: дискуссия о Боге всегда остается открытой.

Комментарии
Комментариев пока нет