Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

В ближайшее время жестокий убийца предстанет перед судом.

Отца двоих детей искали двое суток.

Натуральные киллеры и лекарство от рака

16.09.2013
Активность клеток натуральных киллеров регулируется фосфорилированием специфического белка. Изучая этот процесс, ученые пришли к новой стратегии лечения рака.

Затаившиеся убийцы: активность клеток натуральных киллеров регулируется фосфорилированием специфического белка. Изучая этот процесс, ученые пришли к новой стратегии лечения рака.

Существуют клетки, назначением которых является уничтожение других клеток организма – больных, инфицированных представителей собственных клеточных популяций или клеток опухоли. Они называются натуральные киллеры (англ. Natural Killers), или NK-клетки. Ученые из Университета Ветеринарной медицины в Вене показали, что активность NK-клеток, скорее всего, регулируется фосфорилированием специфического белка STAT1 (Signal Transducer and Activator of Transcription 1, сигнальный трансдуктор и активатор транскрипции).

Белок STAT1 играет ключевую роль в передаче сигнала между иммунными клетками, обеспечивая быструю и соразмерную угрозе реакцию организма на проникновение вирусов и других патогенов. Животные, у которых отсутствует данный белок, проявляют склонность к развитию опухолей, что говорит об участии белка в защите против злокачественных клеток. STAT1 относится к семейству STAT-белков с аналогичной функцией – то есть функцией передачи сигнала о внешнем воздействии в ядро клетки. Это позволяет клетке адаптироваться к изменениям внешней среды и, в частности, адекватно реагировать на сигналы от других клеток.

Фосфорилирование – один из видов постсинтетической модификации белка, который заключается в присоединении к молекуле белка остатка фосфорной кислоты.

Смысл фосфорилирования состоит в активации/инактивации белковой молекулы. Это универсальный и в то же время довольно простой способ регуляции активности. Мы, например, пьем кофе, чтобы привести организм в бодрое состояние. А белок «употребляет» остаток фосфорной кислоты. Это приводит к изменениям пространственной структуры, локально меняет карту электростатических и прочих взаимодействий, что, в свою очередь, разрешает выполнение конкретной функции.

В скобках и для иллюстрации распространенности «фосфатных» превращений напомним, что механизм бодрящего действия кофе также связан с фосфат-содержащими соединениями. В больших дозах кофеин ингибирует фермент фосфодиэстеразу, в результате чего накапливается циклическая форма соединения со сложным названием «аденозинмонофосфат», что, отчасти, обуславливает эффект бодрости.

Ученым удалось детализировать процесс фосфорилирования STAT1. Они выяснили, что присоединение фосфорного остатка сначала происходит по тирозину-701 (число указывает на расположение внутри белковой молекулы). Эта модификация позволяет белку проникнуть в ядро клетки, где он проявляет свои эффекты. Последующее фосфорилирование аминокислоты серина-727 изменяет взаимодействие STAT1 с другими белками, то есть влияет на его функцию.

Натуральные киллеры – первая линия защиты против вирусной инфекции и злокачественных клеток. Определив «плохого парня», натуральный киллер «стреляет» по мишени, но не пулями, а специфическими молекулами (протеины гранзим В и перфорин). Эти протеины проникают в инфицированные клетки и разрушают их изнутри. Так, например, перфорин формирует поры в мембране клетки, что приводит к ее гибели. Очевидно, эта смертоносная активность должна находиться под строгим контролем, чтобы NK-клетки не направили агрессию против собственных здоровых клеток организма. Как это делается?

Мутация в положении серин-727 вызывает значительное увеличение продукции агрессивных протеинов – гранзима В, перфорина и других. Это делает NK-клетки гораздо более эффективными в уничтожении различных популяций опухолевых клеток. У мышей с мутацией реже развивается меланома, лейкемия или метастазирующий рак груди. С другой стороны, когда остаток серина фосфорилирован, NK-клетки менее способны к убийству.

Исследователи обнаружили, что существует другой путь фосфорилирования серина, не требующий предварительного фосфорилирования по тирозину. Оно осуществляется с помощью фермента CDK8 (cyclin-dependent kinase 8 – циклин-зависимая киназа). Таким образом, агрессия натуральных киллеров может быть строго регулируема.

Руководитель группы Ева Мария Путс сообщает о возможной значимости этого открытия:

«Если мы сможем ингибировать фермент CDK8 и таким образом предотвратить инактивацию ею белка STAT1 в NK-клетках, мы сможем стимулировать собственный опухолевый контроль и, возможно, получим новое лекарство от рака».