Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Более 50 процентов научных статей, по выводу американских ученых, невоспроизводимы

24.09.2013

Воспроизводимость – неотъемлемое свойство научного эксперимента и главное требование к любой методике. Это и водораздел между наукой и мифотворчеством или философией. Философия наукой не является, прежде всего, потому, что масштаб обобщений слишком велик, что делает невозможным их проверку на практике.

Наука начинается там, где мы перестаем верить на слово и ставим собственный эксперимент. Мы четко фиксируем условия и получаем определенный результат. Другие исследователи, установив те же условия, должны получить тот же результат, иначе наши действия не имеют научной ценности.

Известно, что редакторы научных журналов очень тщательно подходят к принятию для публикации научных статей. Однако недавно проведенное исследование показало, что около 50% всех статей грешат неполным указанием информации о методах исследования. Это делает невозможным воспроизведение эксперимента, а, следовательно, не выполняется главный критерий научности.

Ученые из Университета в Орегоне (Oregon Health and Science University) проанализировали раздел «методы» около 240 научных статей из более чем 80 журналов. Изучались публикации по следующим дисциплинам: нейробиология, иммунология, биология клетки, биология развития и фундаментальные науки. Исследователи прицельно искали точные номера биотехнологических продуктов пяти типов: антител, модельных организмов, клеточных линий, конструкторов ДНК и блокаторов.

Около 50 процентов статей, причем даже в журналах со строжайшей процедурой отбора, не смогли полностью идентифицировать материалы, использованные в эксперименте. Обозначая тенденцию, данное исследование, однако, не показывает, как часто недостаток информации о материалах эксперимента, является помехой для воспроизводимости.

Как отметили организаторы исследования, проблема заключается еще и в том, что требования к разделу «методы» широко варьируются от журнала к журналу. Престижные журналы, вследствие строгих ограничений по объему, устанавливают неточные, меняющиеся критерии.
Некоторые авторы сами до конца не понимают, что они должны написать в разделе «методы». Другие возражают против рассмотрения своих статей в качестве точных инструкций:

«История эксперимента, лежащая в основе научной статьи, совсем не обязательно является инструкцией для воспроизведения», - говорит Мелисса Хэндел, онтолог Университета в Орегоне. «Это исследование показывает, что если мы хотим использовать научную литературу в качестве руководства к действию с гарантированной воспроизводимостью, авторы должны быть гораздо более конкретны».

Представитель гуманитарного знания, профессор кафедры теории массовых коммуникаций Института гуманитарного образования ЧелГУ, доктор филологических наук, Марина Загидуллина считает, что нужно отказаться от формального подхода в описании метода:

- Метод в научном исследовании - это четкое изложение порядка работы с данными, - говорит Марина Викторовна. - Правильное объяснение метода должно вызвать у читателя ощущение солидарности - да, если действовать так и так, то результат будет свидетельствовать о том-то и том-то. Если повторение эксперимента точно по описанному методу невозможно, то метод инвалидный (ненаучный). Если интерпретация данных в научной работе отклоняется от метода - значит, его описание дано формально, для отписки.

- В российской гуманитарной традиции, - продолжает Марина Загидуллина, - принято как-нибудь свой метод называть, что чаще всего только мешает сути и затемняет смысл сделанного.
Вместо всех этих громких слов ("метод включенного наблюдения", "метод сплошной выборки", "метод контент-анализа", "метод структурного анализа" и так до бесконечности) правильнее было бы четко называть имена ученых, чьи труды действительно впечатлили исследователя и были им пережиты как своеобразное откровение, и показывать, как осуществлялась работа с конкретным материалом.

Представитель точного знания, заведующий кафедрой математики, медицинской информатики, информатики, статистики и физики Южно-Уральского государственного медицинского университета, кандидат технических наук, Анатолий Болотов подчеркнул необходимость полноты и однозначности в изложении метода:

- Что есть методы? Мысленно зададим вопрос - как поджарить картошку? Есть полный перечень обязательных действий, без которых желаемого блюда не получится. Так и с методами в медицинских статьях.
Если описывается эксперимент, то должен быть приведен полный перечень действий, не допускающих двойного толкования. "…Если мы хотим использовать научную литературу в качестве руководства к действию с гарантированной воспроизводимостью, авторы должны быть гораздо более конкретны". Поэтому и более 50% статей есть просто "экзерсисы".