Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Часть ограждения и покрытия крыши были повреждены тающим снегом.

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Лекарство от гепатита С, генетический сиквенс коронавирусов и переосмысление теории эволюции

18.11.2013
Краткий обзор научных событий недавнего времени

Краткий обзор научных событий недавнего времени. Эти события отобраны случайным образом.

Проблема, с которой пришлось столкнуться уже на первых порах существования научной рубрики, - это проблема выбора. В мире ежечасно совершается огромное множество научных открытий, солидные журналы еженедельно выпускают сотни очень серьезных и содержательных статей. Как и что выбирать из этого шквала информации? Единственным критерием до сих пор было очень субъективное ощущение «важности» того или иного открытия, которое, увы, не всегда отвечало запросам потребителя.

Посвященным рубрика может показаться слишком простой, непосвященные, напротив, говорят о ненужной и неуместной сложности. Наверное, и те, и другие правы. Попытка примирить эти два мира и создать некое подобие «среднего интеллектуального класса» пока что остается только попыткой.

Язык современной науки чрезвычайно сложен, и перевод на язык обывателя – задача нетривиальная. Такой перевод не всегда возможен. Так, невозможно объяснить, что такое белок, не употребляя слова «полимер», «аминокислота», «пептидная связь». С другой стороны, все эти термины можно найти в Википедии, так что заинтересованный читатель никогда не почувствует, что им пренебрегают.

Коронавирусы – скрытая угроза

В организме китайских летучих мышей семейства подковоносов обнаружены вирусы, схожие с коронавирусом SARS. В статье, опубликованной в журнале Nature , говорится об опасности коронавирусной угрозы для современного общества (SARS-синдром 2002-3, продолжающаяся инфекция MERS 2012-13). Распространенность представителей этого семейства оказалась шире, чем предполагалось ранее.

Летучие мыши известны как природные резервуары коронавирусов. Однако попытки выделить вирус-предшественник SARS-коронавируса до сих пор оканчивались неудачей. Был даже введен термин «SARS-подобные» (SARS-like, Sl-CoV) для обозначения похожих коронавирусов, в разное время изолированных от летучих мышей в Китае, Европе и Африке. Однако все они генетически и физически отличались от оригинала.

Одним из наиболее существенных отличий была неспособность протеиновых «шипиков» - молекул белка, экспрессированных на поверхности вируса – взаимодействовать со специфическим рецептором ACE2 клеток человека.

Результаты генетического сиквенса двух новых коронавирусов, выделенных от китайских летучих мышей семейства подковоносов (см. картинку «Электронная микрофотография…»), показали, что эти вирусы наиболее близки к вирусу SARS. Принципиальным моментом является то, что установлено фенотипическое сходство, а именно сходная структура белкового домена, взаимодействующего с рецептором ACE2 клеток хозяина.

Использование рецептора ACE2 в качестве «ворот» в клетку хозяина считается ключом к способности SARS-коронавируса передаваться от одного биологического вида к другому.

Рецептор ACE2 может быть мишенью для действия лекарств

Возможно два варианта SARS-специфической лекарственной терапии:

1) ACE2-антитела, блокирующие рецептор;

2) растворимая форма ACE2, блокирующая вирус (см. картинку «механизм SARS-специфической лекарственной терапии»).

Найдено лекарство от гепатита С

Американские ученые успешно завершили второй этап испытания эффективности комбинации двух лекарственных соединений – софосбувира и ледипасвира. Одной из медицинских предпосылок данного исследования стала нежелательность терапии интерфероном для некоторых групп больных хроническим гепатитом С.

Установлены безопасность и эффективность фиксированной комбинации ингибиторов вирусных ферментов софосбувира (400 мг) и ледипасвира (90 мг), без применения интерферона, и с альтернативным использованием рибавирина. Исследователи пока ограничились группой пациентов с вирусным гепатитом С первого типа (genotype-1), который характерен для США. Однако есть и хорошая новость - эффективность формулы доказана как для еще не леченых, так и для уже подвергшихся другому лечению пациентов.

Гепатит С известен в медицинском мире как «ласковый убийца». Клиническое течение острого гепатита С более легкое, чем гепатита В. Однако в 50% случаев процесс переходит в хронический с развитием цирроза и первичного рака печени. Механизм передачи – парентеральный, заражение происходит через кровь, возможен половой путь инфицирования.

Корни современных болезней – в эволюции человеческого тела?

В начале ноября опубликована книга американского профессора биологии Дэниэла Либермана «История человеческого тела» («The Story of the Human Body»). Автор выдвигает революционную по сути и эволюционную по причинности концепцию современных болезней человечества.

В то время, как инфекционисты говорят о дрейфе генов и антибиотикорезистентности, о непрекращающейся мутационной изменчивости микроорганизмов и их поразительных возможностях адаптации, Дэниэл Либерман сосредоточил свое внимание, главным образом, на заболеваниях неинфекционной природы, таких, как сахарный диабет второго типа, рак, остеопороз, сердечная недостаточность.

Согласно его концепции, все эти состояния вызваны все нарастающим несоответствием между требованиями внешнего мира и человеческим телом, таким, какое оно есть – со своей историей и эволюцией, с собственными запросами и потребностями. Автор вводит специальные термины – болезни неприспособления (mismatch diseases) и дис-эволюция (dysevolution) для обозначения ситуации, когда «старые» гены не соответствуют новым условиям проживания.

«Старые гены не могут измениться, мы должны изменить условия среды», - говорит Либерман, научно обосновывая поэтическое «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

Математика эволюции и недостижимость совершенства

Нас учили, что эволюция – это выживание наиболее приспособленных и совершенных. Но существует ли предел этому совершенству? Исследование Ричарда Ленски из Университета Мичиган, начавшееся в 1988 году, показало, что такого предела нет

Ленски и сотрудники наблюдали за жизнью и смертью 50 тысяч(!) поколений бактерии Escherichia coli. Всего было посеяно 12 культур одного штамма. Бактерии существовали в изоляции, в одной и той же питательной среде. Таким образом, «стимулов» для эволюции было совсем немного.

Каждые 500 поколений Ленски замораживал все 12 культур и «ископаемил» их, чтобы приблизить условия исследования к типичной палеонтологической практике. В какой-то момент, спустя 10 тысяч поколений, Ленски думал, что бактерии достигли «высшей точки» совершенства и приспособленности и не способны к дальнейшей эволюции. Однако анализ 50 тысяч поколений показал, что это не так. Каждое новое поколение всегда росло быстрее, чем прежнее, таким образом, адаптация никогда не останавливалась.

Эта закономерность известна математикам как «степенная функция». Нечто, подчиняясь этой функции, способно возрастать бесконечно, при этом скорость возрастания постепенно уменьшается. Экстраполируя результат на миллиард поколений, нет оснований полагать, что появиться верхний предел.

Даже в самых простых и неизменных условиях среды эволюции не останавливается. Однако, постепенное уменьшение скорости возрастания функции приспособленности означает, что каждое последующее изменение меньше по масштабу, чем предыдущее.