Новости

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Арктика будет теплой

15.01.2015
Николай Ютанов - руководитель и один из создателей исследовательской группы «Конструирование будущего», специалист по технологиям форсайта.

Николай Ютанов - руководитель и один из создателей исследовательской группы «Конструирование будущего», специалист по технологиям форсайта. Он возглавляет ряд издательских проектов, председатель оргкомитета конгресса фантастов России «Странник», президент фонда «Библиотека мировой литературы». В прошлом писатель-фантаст, произведения которого продолжают переиздаваться до сих пор, делится своими мыслями о будущем Арктики.

— Николай Юрьевич, начнем с геополитики. Сейчас высказывание Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью и Северным океаном, приобретает новое звучание. Наряду с Сибирью будущее страны связывают с Арктикой. Что вы можете сказать об Арктике как стратегическом приоритете России и территории перспективного развития?

— Действительно, мы наконец приступили к практическому освоению арктических территорий, которые составляют большую часть территории России. Основания для этой работы созданы. Уже разработанные прагматические бизнес-подходы освоения Арктических шельфов, добычи углеводородов — важные шаги на пути к широкомасштабным проектам освоения несметных сокровищ этого удивительного региона. Прирастание могущества России Арктикой стало сегодня очевидным фактом, хотя и сильно сопряженным с правовыми аспектами, территориальными претензиями, существующими между приарктическими государствами. У России имеются неоспоримые технологические преимущества: мы единственная страна, владеющая действующим ледокольным флотом, который сейчас представлен группой однореакторных и двухреакторных судов, включая большой ледокольный лихтер «Севморпуть». И главное - заложенный в 2013 году на Балтийском заводе новейший ледокол переменной осадки ЛК-60Я, способный заходить в устья и эстуарии рек.

— В чем вы видите главные цели и задачи России в Арктике?

— Сегодня главная задача — освоение Россией как энергетическим субъектом мировой политики очевидных точек прямой доходности. Однако арктический проект является долгосрочным, и простые сценарные картинки, которые выстраиваются в рамках бизнес-моделей, работают здесь плохо. Они связаны с текущей конъюнктурой и жестко управляются стоимостью барреля нефти и себестоимостью ее добычи.
Между тем, независимо от сложившейся конъюнктуры, на больших периодах развития необходимость этого проекта является определяющей. Необходимо развиваться до логического предела, до создания универсального арктического технологического пакета, который позволит обеспечивать бытийность, деятельность и личностное восприятие освоения Арктики как одной из стратегических целей. Нужно собрать все эти технологии в единый блок, понять характер существующих связей. Арктический проект требует «долгого» мышления. Его следует продумать на много лет вперед, определить перспективу, выходящую за рамки обычных форматов федеральных целевых программ. Потребуются многие десятки лет финансовых, человеческих, инженерных вложений, которые будут в состоянии сформировать нормальный образ жизни в регионе, качественную транспортную и информационную связанность.

— Как бы вы оценили «прогрессистский» потенциал арктических проектов?

— Я бы назвал нынешний арктический проект завершением определенного цивилизационного гештальта. В эпоху великих географических открытий европейский мир осваивал новые территории за пределами континента. Делали это по-разному, в рамках тех представлений, которые существовали. У нас другая схема бытия, но, тем не менее, два участка земной поверхности _ Арктика и Антарктика - остались практически неосвоенными, хотя есть большое число станций, форпостов... Так что освоение планеты должно быть завершено.

— Но научные проекты - удел достаточно узкого круга научной общественности, да и оплачиваются они достаточно скудно. Между тем на шельфе арктических морей сейчас открываются крупнейшие нефтегазовые месторождения, с которыми связывают большие ресурсные и финансовые надежды.

— Разумеется, именно финансовый интерес стал основой возобновления внимания к Арктике. В социуме существует несколько мифологем (я употребляю это слово в хорошем смысле), дающих понимание значимости проекта. Одна из них связана с убежденностью РФ в том, что месторождения арктического шельфа являются гарантом будущего, стабильности развития мира. Ведь Россия занимается энергетикой во всех ее видах и является одним из базовых поставщиков энергии. Более того, ископаемые углеводороды - это основа и для такой важной части цивилизации, как химическая промышленность.

Первые экспедиции, как космические миссии, во многом были экспериментальными, пионерскими. Но сейчас на повестке дня системное освоение Арктики. Любая корпорация живет в режиме получения прибыли. Этот режим требует снижения рисков и уменьшения сроков возврата вложений. Корпорации вынуждены прислушиваться к мировой конъюнктуре. А здесь должен быть построен проект, который возвышается над конъюнктурой и даже над корпоративной деятельностью. И если государство сознает, что на стратегическом направлении существуют хеджируимые риски, то оно должно, тем не менее, добиваться доведения начатого до конца. Настоящий выход на новую территорию может состояться лишь в том случае, когда крупные субъекты - государство, корпорации - совместно прокладывают путь, принимая на себя риски. И уже потом приходит средний и малый бизнес, который ищет, как и на чем здесь можно зарабатывать. Если Россия встанет на этот путь, то она принципиально изменит образ жизни - и свой, и мира в целом - на ближайшие лет тридцать-пятьдесят.

— Хотелось бы задать вам вопрос как писателю-фантасту: какие технологии, существующие в реальности и в литературе, кажутся вам актуальными для освоения Арктического бассейна?

— Мы технологическая цивилизация, и для нас важны те базовые звенья техносферы, которые позволяют проникать на исследуемый континент, а затем закрепляться там. Это ледоколы, которые когда-то существовали только в воображении. Это корабли, подводные лодки, полярные самолеты, экранопланы, которые нередко упоминались в фантастических произведениях. Это технологии жизни в холодных условиях. Огромные буровые платформы — прообраз фантастических плавучих городов. Города под куполом, где можно жить так же комфортно, как живут на материке. Вопрос заключается в том, какого качества наземной инфраструктуры удастся достигнуть в Арктике и как это реализовать. На шельфе, например, твердой почвы нет, есть льды. Значит, придется либо надеяться на льды, либо строить независимые платформы, независимые города. Такая тема звучала в современных романах Александра Громова «Русский аркан» и «Исландская карта».

— Какое место в арктическом проекте вы отводите полярным регионам России? Что необходимо сделать для перехода населения от фактического выживания к полноценной жизни?

— Ключевым элементом здесь является транспортная система. Регионы должны быть заинтересованы, прежде всего, в транспортной связности. В тактическом обеспечении тех новых «плавучих» и прибрежных городов, плавающих атомных станций, проекты которых существуют уже давно, или наземных, если это позволят условия вечной мерзлоты. Наряду со станциями в прибрежных городах необходимо создать для их обслуживания распределительные терминалы. Это дорогостоящие проекты. Тем не менее, необходимо, чтобы такую станцию можно было подключить к энергосистеме и обеспечить территорию необходимой энергией. В итоге мы получим не традиционную оленеводческую культуру выживания в холодной зоне, отработанную веками у народов Севера, а индустрию. Под нее, конечно, потребуются специалисты, причем не только исследователи, инженеры, строители и так далее, но и работники обслуживания. Опираясь на эту базу, можно двигаться дальше.

— И в завершение нашего разговора немного пофантазируем. Арктика-2100 - какой она вам видится? Военным полигоном, космодромом, цветущим садом?

— Идею космодрома отбросим как маловероятную. Если говорить о классических средствах доставки, то следует помнить: чем южнее расположен космодром, тем он удобнее для взлета. Сибирских относительно теплых территорий более чем достаточно, и космодромы разумнее строить именно там.

Можно говорить, скорее, об Арктике как территории энергетической безопасности мира, территории, где существуют хорошо обогреваемые города. В этих городах будут созданы современные университеты, где людей будут обучать жизни и работе в сложных условиях. На этих территориях будут созданы современные городские, бытийные практики - театры, современные магазины-ритейлеры, аквапарки. Возможно, будет реализован проект создания субтропиков в сложной арктической зоне, о котором мечтал еще ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов.
Более того, города Арктики, плавучие и наземные, предоставляют огромные возможности для обитателей материка. Люди, которые в обычных условиях не могут себя реализовать, получат такие возможности на просторах Арктики, где пространства совершенно другие. Уверен, в будущем мы сможем совершать туристические поездки по арктическим городам - Арктическому ожерелью России. Будет разрушен образ Арктики как чудовища из романа Симмонса «Террор», которое противостоит человеку. Арктика XXII века станет дружелюбной, теплой и приветливой.

Комментарии
Комментариев пока нет