Новости

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Смертельное ДТП произошло около 08:00 утра на 220-м километре трассы.

32-летний хулиган несколько раз ударил полицейского руками и ногами, когда дебошира усаживали в патрульный автомобиль.

Стражи порядка просят граждан помочь в розыске автомобиля, украденного с дороги у с. Кичигино.

Эпидпорог по гриппу и ОРВИ по-прежнему превышен в ряде районов Челябинской области.

Президент России может прилететь в Челябинск уже осенью.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Псой Короленко выступил в челябинской еврейской общине

28.08.2012
Концерт последовал за творческой встречей.

Псой Короленко, один из самых ярких персонажей русского андеграунда, выступил с лекцией и концертом в еврейской общине Челябинска.

…В еврейскую общину так просто не попасть. Стою у ворот, жду, когда подойдет охранник, и вместе с тремя пожилыми женщинами прохожу в здание на улице 40 лет Октября. Здесь должна быть встреча Псоя с представителями общины. Ко мне подошел Евгений Лобков и показал журнал, где его, Лобкова, статья находилась по соседству с Псоевой. И зачем-то сказал:

- Свои книги я не дарю. Только продаю.

Наконец, в зал вошел Псой Галактионович Короленко, настоящее имя которого - Павел Эдуардович Лион. В надежде, что сейчас пойдет рассказ о том, как Павел стал Псоем, как филолог, преподаватель литературы в московском лицее вдруг запел и стал артистом, я включила диктофон. Но Псой решил рассказать совсем о другом:

- Клезмер в современной России.

И стал говорить на очень дорогую сердцу, но весьма далекую от народа, пусть даже и еврейского, тему. Кое-кто понимающе кивал, одна из женщин поднялась со стула:

- Может быть, вы нам что-нибудь споете.

В зале неодобрительно зашумели, но Псой все понял и сказал:

- Я могу говорить часами, а могу закончить прямо сейчас.

Все-таки он не ожидал такого поворота и признался, что ему непросто. Постарался коротко сформулировать: клезмер - особый еврейский стиль музыки, который сейчас в мире становится все более популярным, так же, как и клезфесты. Закончив с клезмерами, Псой немного рассказал про квеч - еврейская национальная черта жаловаться на все. Майкл Векс написал об этом книгу «Born to Kvetch» («Жизнь как квеч»).

Псой спел на эту тему веселую песенку:

Чудовище я, хорошая ты.

Мне так не хватает твоей полноты!

По завершении лекции к Псою подошел Лобков и сказал то же самое, что и мне.

- Хотите change? - мигом нашелся Павел Эдуардович и протянул ему свой диск. Сделка состоялась.

За Лобковым выстроились в очередь женщины: им хотелось потанцевать, и Псой сыграл «Хава нагила» и еще какую-то еврейскую песню.

После лекции мы прошли в кабинет директора еврейской общины. Псой поочередно говорил то в диктофон, то в две телефонные трубки, умудряясь при этом отправлять электронную почту.

- Павел Эдуардович, мне кажется, ваша сегодняшняя лекция могла бы стать подарком для студентов какого-нибудь из наших вузов.

- Выступаю там, где организаторы есть. Позовут - приеду. У меня нет договора об эксклюзиве с еврейским общинным центром, просто так складывается.

- Что было раньше: Псой - преподаватель или Псой - артист?

- Преподавал с 1993 года, а пою с 98-го. С 2003-го не преподаю, а лишь пою. Почувствовал вдохновение и понял, что это мое призвание.

- А правда, что вы пели в троллейбусе?

- Это была красивая трогательная акция, характерная для стиля конца 90-х годов. Был снят троллейбус, я путешествовал по Садовому кольцу и пел песни о Москве.

- У вас необычная манера игры на пианино. Как будто руки живут отдельно от вас.

- Это особый способ, он называется «игра под Станиславского». То есть я изображаю из себя пианиста. Я понял, что если играть в обычной манере, мне не хватит навыков и музыкального образования. «Игра под Станиславского» уникальна, потому что у меня нет учеников. Однажды я услышал, как таким же способом играет Ирвинг Филдс - выдающийся джазовый композитор, аранжировщик и музыкант. Но я умею играть только так, а Ирвинг Филдс - тысячей разных способов.

- Ваши песни изобилуют скрытыми цитатами, намеками на культурные коды. Их считывание обязательно для слушателя?

- Совершенно необязательно. Цитаты и реминисценции служат песне энергетическим наполнителем, они делают ее сильнее. Увеличивают в ней интенсивность, драйв. Но песня все равно воспринимается не через цитаты, а через дух. Сколько цитат человек распознал - вообще неважно, по большому счету, просто филолог от этого получает бонус. Основное же впечатление должно быть другим - оно идет от сердца, а не от головы.

- Расскажите о фестивале «Jet лаг», который вы организуете в Америке.

- Это многожанровый, многокультурный фестиваль. Jet lag - состояние, которое испытываешь при смене часовых поясов. «Lag» написано кириллицей, а «jet» латиницей. И это означает преодоление расстояний между культурами, вкусами, поколениями, жанрами, стилями. Весь фестиваль посвящен этому, в нем участвует много гостей из России - Леонид Федоров с группой «АукцЫон», Умка и Броневичок, Иван Жук, Александр Ф'Скляр, Ольга Чикина, Андрей Козловский и другие.

До концерта оставался час, и я пошла в фойе расшифровывать интервью. Сквозь голос Псоя в наушниках до меня долетали жалобы какой-то старушки. Очевидно, это и был тот самый «квеч» - особая, парадоксальная, разновидность оптимизма:

- Немцы обещали каждому еврею заплатить две тысячи евро компенсации. Живи я в Израиле, давно бы уже эти деньги получила.

На концерт шли по спискам. Лицо концертной публики поменялось до неузнаваемости: это были парни и девушки моложе 25-ти. Два часа они слушали человека, который пел и аккомпанировал себе на рояле. Письменные свидетельства выступлений Псоя в начале 2000-х говорят, что концерты он начинает с «фак ю, фак ю, фак ю», а потом завернуто матерится на разных языках, в том числе и на идише.

Но то ли Псой со временем остепенился, то ли это была другая ситуация и другой концерт, а только начался он вполне невинно: «Жили-были бабка и дед…» И понеслось: Штирлиц, Китеж-град, жизнеописание Абраши (24 куплета на русском и английском языках), Черный человек, песни на стихи Гиппиус и Мандельштама.

«За что убили Пушкина? За восемьдесят су!» - яростно пел Псой, а в следующей песне он уже иронизировал над БГ:

Под сыром голубым

На рисе овощном

Лосось норвежской выделки

Соседствует с тунцом.

Псой не устраивает шаманских камланий, просто поет так, как чувствует. Вместе с тем нужна феноменальная память, чтобы запомнить огромные массивы текста, всю эту «музыку Чайковского на стихи Чуковского, песни Маяковского с картинками Маковского» да еще и произнести скороговоркой. Песни Короленко можно определить как рафинированный шансон. Простая мелодия, порой подчеркнуто примитивные тексты, но за ними стоит нечто, заставляющее напряженно внимать каждому спетому слову.

Псой Галактионович Короленко (настоящее имя — Павел Эдуардович Лион; родился 26 апреля 1967 года в Москве) — автор и исполнитель песен, перформансье, филолог (кандидат филологических наук), журналист. Предметом исследований и темой кандидатской диссертации П. Лиона было творчество В.Г. Короленко, отсюда и псевдоним. Преподавал русскую литературу в лицее при Институте государственного управления и социальных исследований МГУ, в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания. В начале 2000-х начал выступать в Америке и написал эссе «Кот внутри», посвященное Берроузу. С января по июнь 2003-го вел спецкурс «Песня в современном мире» в Тринити колледже города Хардфорд. С января по июнь 2005-го - редактор отдела культуры журнала «Огонек». Вел еженедельные музыкальные шоу в московских клубах «Апшу» и «Проект О. Г. И.».

Комментарии
Комментариев пока нет