Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Авиация нашего детства

07.11.2012
Есть повод вспомнить про самолеты, жившие раньше в Челябинске. Один из них стоял внутри здания храма на Алом поле.

Есть повод вспомнить про самолеты, жившие раньше в Челябинске. Один из них стоял внутри здания храма на Алом поле. В годы моего детства там были несколько кружков дворца пионеров.

Я посещал для самых маленьких – назывался он «Шуруп». Здесь же занимались юные пилоты, для них-то и был установлен самолет, кажется ЯК-18.Фотографировать еще в ту пору я не пробовал, так что снимка не сохранилось.

А вот этот снимок – летящий планер над ледяным «полем» - прислал мне Сергей Колобов. И подписал: эта фотография Вам ничего не напоминает?

Конечно же, хорошо помнил свой полет на планере над Шершневским водохранилищем. «Тогда свое место в кабине Вам уступил я», - сообщил Сергей Колобов.

Собственно так и появился этот материал, который напомнит и про подзабытые «авиастранички» в истории нашего города и еще о замечательном человеке – Льве Александровиче Комарове, к сожалению, о нем не нашел ни строчки в единственной пока энциклопедии «Челябинск».

- С Комаровым я и мои друзья встретились в 1985 году,- вспоминает Сергей Колобов. - Мы тогда учились в Челябинской школе подготовки пилотов и участвовали в выставке технического творчества, которая проходила во дворце пионеров им. Крупской. На этот-то выставке познакомились с Вячеславом Рябининым, который привез туда из Златоуста самодельный самолет "Школьник".

Вот от Рябинина-то мы и услышали о Льве Александровиче. Нам очень хотелось летать, а аэроклуба в Челябинске не было, поэтому мы выпросили адрес Комарова и уже на следующий день всей компанией отправились к нему. Лев Александрович принял нас весьма радушно и показал свое "богатство", от которого мы просто обалдели.

В подвале пятиэтажного дома на улице Татьяничевой, где тогда располагался клуб "Юный техник" ПО "Полет", мы обнаружили самолет "Малыш" (в свое время он был признан самым легким самолетом в мире), самодельный одноместный планер "Буратино", а на стапелях стоял только-только начатый фюзеляж будущего планера "Прогресс".

С тех пор мы и стали заниматься у Комарова. Нам были поручены ответственные задачи: реставрировать самолет "Малыш" и строить новый большой двухместный планер. Кроме того, мы все с нетерпением ждали зимы, когда замерзнет Шершневское водохранилище - единственное доступное тогда летное поле. Мы стали гордо называть себя "Дикая эскадрилья", и даже придумали эмблему в виде распластанной вороны с выпученными глазами.

А вот Лев Александрович называл нас "Шизокрылые". Первые полеты на одноместном планере "Буратино" мы совершили 17 ноября. Дату помню абсолютно точно: в тот день один из наших шизокрылых совершил жесткую посадку, сломал посадочную лыжу и пробил обшивку крыла. Кусочек этой обшивки до сих пор у меня храниться.

К концу января мы закончили постройку двухместного планера, который назвали "Прогресс", и в первых числах февраля провели первую его сборку во дворе дома на улице Татьяничевой. Первый полет «Прогресса» состоялся 9 февраля 1986 года. Планер поднял в воздух Лев Александрович. Поскольку у планера обнаружилась легкая задняя центровка, а все пилоты дикой эскадрильи были тогда еще довольно легкими, мы летали в задней кабине.

Световой день зимой короткий, а нас было много и летали мы по очереди, поэтому всегда была угроза не успеть совершить за день запланированное количество полетов. И вот, когда я уже сидел в кабине, мне сообщили что пришедший осветить наши полеты журналист, очень хочет подняться в воздух. Скрепя сердцем я отстегнул ремни, вылез из кабины и уступил свое место, как сейчас принято говорить представителю СМИ.

В тот день я действительно совершил на один полет меньше своих товарищей, но был командиром и считал дело пропаганды авиации очень важным, поэтому почти не расстроился.

Я же обрадовался, получив снимки от Сергея Колобова. Они как весточка из восьмидесятых, когда только начинал работу репортером и самой первой крупной публикацией в «Комсомолке» был рассказ именно о Льве Комарове и его воспитанниках. А напечататься в «Комсомолке» той поры было очень сложно – тираж газеты превышал 10 миллионов.

А Сергей Колобов летчиком стал, закончив Барнаульское высшее военное училище летчиков. Правда, летать пришлось не долго: не стало Советской Армии, не стало Союза. Учился заново – в Челябинском университете сначала получил диплом физика, а потом еще закончил экономический факультет.

Там же преподавал на кафедре "Финансов и кредита", работал в Сбербанке. Потом - возглавлял банк "Резерв". Сейчас Сергей Евгеньевич член совета директоров екатеринбургского банка, директор финансовой компании, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области.

Лев Александрович Комаров:

Родился в Петрограде, в 1924 году. Учился в Ленинградской спецшколе ВВС. С ноября 1942 г. жил в Златоусте. Работал токарем на заводе, мастером производственного обучения ремесленного училища N 23, радиотехником радиоузла машзавода, руководителем авиамодельного кружка Дворца пионеров. Здесь в 1963 - 1964 гг. построил самолет "Малыш". Авиационный журнал «Jane's» писал тогда о нем как о самом легком самолете в мире. В это время его заметил генеральный конструктор Олег Константинович Антонов, который любил талантливых самодельщиков, и старался повсюду их выискивать. Он пригласил Льва Александровича к себе, и с 1967 г. Комаров работал в конструкторском бюро О. К. Антонова. Олег Константинович заставил его заочно окончить авиационный институт. Потом была работа в ЦАГИ, на авиазаводе в Арсеньеве. В 1969 – 1979гг, Лев Александрович работал консультантом по авиационной технике в Польше (по линии СЭВ), где под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, "Искра", "Мева", АН-28. Так же под его руководством спроектирован и построен первый реактивный биплан М-15. Его можно увидеть в авиационном музее в Монино. Комаров был был удостоен звания «Заслуженный деятель науки и техники Польши» (1978), «Почетный гражданин ПНР». Награжден семью медалями, имеет шесть наград ПНР.

- После двух инфарктов Лев Александрович вынужден был выйти на пенсию (был персональным пенсионером союзного значения),- говорит Сергей Колобов, - однако его деятельная натура не позволяла ему сидеть без дела. Он возглавил клуб "Юный техник" ПО "Полет" где и занимался с такими мальчишками как мы. Учил нас строить самолеты и летать на них. Нам всем просто очень повезло, что мы встретили в своей жизни такого человека.

Кстати в шестидесятые годы на самолете «Малыш» летал один из первых героев Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов. У Льва Александровича сохранился любительский фильм, снятый на узкопленочную камеру, запечатлевший этот полет. Наша ДЭК – Дикая Эскадрилья Комарова пересматривала этот фильм многократно. Водопьянов в то время был уже довольно грузным человеком, и ему стоило большого труда поместиться в кабину «Малыша» и выбраться оттуда. Стоит еще добавить, что в авиамодельном кружке в Златоусте, который тогда возглавлял Лев Александрович, занимался будущий шахматный король Анатолий Карпов.

Учениками Комарова были Гуго Петерс (на общем снимке он тоже есть), Владимир Ванюшкин, Вячеслав Рябинин и многие другие. Меня Лев Александрович познакомил с летчиком-испытателем Анатолием Балуевым, космонавтом Игорем Волком и легендой советской авиации – Марком Лазаревичем Галлаем – летчиком-испытателем и талантливым писателем. В детстве я читал его книги и книги о нем. Марк Галлай был для моего поколения мальчишек не человеком, а чем-то вроде героя древнегреческих мифов. Представляете, что я чувствовал, когда он поджимал мне руку?!

Вообще можно еще много рассказывать про Льва Александровича. Как он с помощью А. Маресьева добился разрешения летать для Гуго Петровича Петерса, потерявшего ногу, - это отдельная эпопея. По-моему, про Комарова надо написать отдельную книгу – это великий человек! Сознательно не пишу был.

Комментарии
Комментариев пока нет