Новости

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Хищника вел по проспекту Ленина неизвестный мужчина.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Vip доставка букетов на Юду.
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» поставил пьесу А. Сухово-Кобылина «Дело»

10.11.2012
На премьере текст, написанный ровно полтора века назад, вдруг зазвучал, как фельетон из свежей газеты

На премьере текст, написанный ровно полтора века назад, вдруг зазвучал, как фельетон из свежей газеты.

Атомный Озерск, как известно, последние месяцы сотрясают поистине атомные страсти по власти. Экс-мэр под судом за злоупотребления, экс-сити-менеджер в тюрьме за хищения, выборы нового главы сопровождают пикеты, митинги, акции протеста. Так что сама жизнь врывается на сцену: диалоги «Дела» Сухово-Кобылина зрительный зал слушает как совершеннейшую злобу дня, сопоставляет суммы тогдашних откатов с нынешними, сравнивает бюрократов из «Дела» со своими, озерскими. «Этот Тарелкин все-таки еще приличный человек, не то, что наши», - из разговора в зрительном зале.

А ведь век назад Влас Дорошевич писал так: «Дело», которое произвело потрясающее впечатление, когда было поставлено, и которое редко дается теперь потому же, почему редко дается «Горькая судьбина» Писемского, - уж очень «отжитое время» в ней описывается…». Вот тебе и «отжитое время»… Может, имеет смысл приглядеться и к «Горькой судьбине»?

Молодой петербургский режиссер Семен Серзин, разумеется, менее всего был озабочен созданием театральной иллюстрации к озерской политической ситуации (да и начинал он работу над спектаклем задолго до того, как заполыхали страсти). Серзина и художника Василия Семенова, не очень уверенно, но бесстрашно осваивающих огромную сцену «Нашего дома», интересуют три составляющих, которые пытливая постановочная фантазия может извлечь из «Дела» (их, на самом деле, больше, но Серзина и Семенова, как мне кажется, больше всего привлекают именно эти три). Первую, самую скучную (потому что это уже некая банальность), условно назовем дьявольской.

Бюрократический мир весьма важных лиц и лебезящей чиновничей мелочи как мир гиньольный, инфернальный, дьявольский, пространство мелких и крупных бесов самого разного обличья (один отчего-то с пейсами). Бесы водят хороводы, опутывают живых людей, тут и там дымы и красные огоньки. Бесам и примкнувшей к ним (видно, зомбированной) тетушке Атуевой (Ольга Литвинцева играет сексуально озабоченную маргиналку) дано разыграть пантомимический пролог, в котором проницательный зритель должен вычитать содержание «предыдущей серии» трилогии Сухово-Кобылина, то есть «Свадьбы Кречинского» (я проверял: нет в зале таких проницательных зрителей, а лично мне смысл пантомимы растолковала завлит театра).

Это та самая ненужная виньетка, которую обязательно придумывает молодой приглашенный режиссер и от которой перед премьерой ему советует отказаться мудрый режиссер главный. В «Нашем доме» главного режиссера нет, и ребус остался на месте.

Вторая составляющая - это, опять же говоря достаточно условно, эстетика современной новой драмы. Если играть бедность, то не скромную и стыдливую бедность XIX века, а именно что разухабистую и агрессивную нищету современных маргиналов. А начальственный лоск весьма важного лица (в этой роли вернувшийся в «Наш дом» после тюменской «эмиграции» замечательный комический актер Игорь Кудрявцев) как-то немыслим без современной теннисной ракетки. Сами интонации, речевой строй спектакля сегодняшние: так сейчас говорят на улицах и на начальственных пресс-конференциях. И это делает и без того-то сверхактуально звучащий текст особенно современным.

И наконец, третья составляющая - старый, добрый (потому что настоящий) психологический театр. Истина страстей, явленная очень хорошими актерами (труппа Озерской драмы всегда была сильной и остается таковой). Подлинный «вопль измученного человека» (Влас Дорошевич), человека честного, прямого, простодушного, бессильного перед заговором людоедов-взяточников, играет в своем Муромском Владимир Азимов. У этого помещика и благородного отца выправка старого вояки и простодушие ребенка, он из тех, кто органически неспособен дать взятку и умирает не от сердечного приступа, а от стыда, от невозможности жить в обстоятельствах, предлагаемых жизнью.

Одного человека может спасти только другой человек - это история трудной любви, непростого пути навстречу друг другу, сыгранная Юлией Бакановой (Лидочка) и Андреем Сюськиным (Нелькин).

Особого разговора заслуживает Тарелкин Евгения Гуралевича (актер, полтора десятилетия не имевший главных ролей, в прошлом сезоне сыграл Сирано и Феникса из пьесы Ярославы Пулинович, и этот начинает с незаурядной работы). Его герой, конечно, исчадие ада. Но все же он пытается жить по правилам (пусть и бандитским) в мире, который отринул не то что правила, но даже понятия. Здесь не договариваются, здесь перекусывают хребет, и жертвой с перекусанным хребтом здесь оказывается не только Муромский, но и сам Тарелкин. Свои характеры озерские актеры (надо отметить еще мастера эксцентрики Николая Скрябина в роли влиятельного лица) играют точно, тонко и страстно (когда надо), выступая самостоятельными авторами роли в тех случаях, когда режиссер очевидно больше занят созданием общей атмосферы и картинки.

В общем, «Нашему дому» впору задуматься о постановке заключительной части трилогии Сухово-Кобылина - «Смерти Тарелкина» (если, конечно, театр не уморят до того озерские депутаты, собирающиеся в разы сократить его финансирование. Юные актеры «Нашего дома» даже выходили в пикет по этому поводу и едва не стали жертвами судебного преследования). Тем более налажен такой плодотворный контакт с молодой питерской режиссурой. Екатерина Гороховская поставила здесь «Птицу Феникс…», Семен Серзин - «Дело». Кто-то будет третьим?

Комментарии
Комментариев пока нет