Новости

Инцидент произошел около 14:30 около пешеходного перехода на перекрестке Комсомольского проспекта и улицы Пушкина.

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В издательстве «Автограф» вышла книга об авторе первого поэтического сборника Челябинска

25.03.2013
В издательстве «Автограф» вышла книга «Обретение поэта». Она о Михаиле Чучелове - авторе первого поэтического сборника, выпущенного в Челябинске.

В издательстве «Автограф» вышла книга «Обретение поэта». Она о Михаиле Чучелове - авторе первого поэтического сборника, выпущенного в Челябинске.

Книгу написала заслуженный учитель России, филолог и краевед Майя Борисовна Дудко. Больше десяти лет она по крупицам собирала факты из биографии талантливого молодого поэта начала XX века, исследовала его творчество, находила в старых газетах его стихи.

В 1987 году челябинский писатель и литературовед Александр Андреевич Шмаков подарил ксерокопию сборника «Утренник», изданного в 1918 году, поэту и краеведу Асе Горской, сестре Майи Дудко. Подарок был приурочен к первому дню рождения музея южноуральских поэтов и писателей, который Горская создала в школе № 15. В главе «Поиски и находки» Майя Дудко вспоминает первое знакомство с творчеством поэта: «Перелистывала трудно читаемые страницы… многие буквы не пропечатались, есть пропуски слов, но оторваться не могла». Теперь возможность почитать ту самую книгу в старой орфографии, с примечаниями автора («прошу извинить уважаемых читателей за невысокое качество бумаги») есть у каждого, кто откроет «Обретение поэта». Книга снабжена факсимильным изданием «Утренника», точно передающим цвет пожелтевшей от времени бумаги и голубого шрифта.

Первым этапом работы стала адаптация сборника к современной орфографии. Все стихи Чучелова, в том числе десять, не вошедших в «Утренник», можно найти в основной части исследования. Майя Дудко подчеркивает, что не открыла (эту миссию выполнил Шмаков), а «обрела» забытое имя Михаила Чучелова. Биография поэта на момент начала исследовательской работы Майи Дудко умещалась в несколько строк. О Чучелове никто толком ничего не знал. Неизвестны были ни дата рождения, ни дата смерти, ни даже правильное произношение фамилии (ЧУчелов или ЧучЕлов?). Предстоял поиск в архивах Челябинска, Екатеринбурга, Красноярска, с этими городами Чучелов был связан творчески и биографически. Написали письмо тогдашнему губернатору Красноярского края Александру Ивановичу Лебедю и получили в ответ четыре документа, бесценных для автора книги - свидетельство о рождении, аттестат об окончании челябинского училища, прошение об определении в училище Красноярска, справку об успеваемости. В прошении Миша своей рукой ставит ударение на первый слог, значит, все-таки ЧУчелов.

С каждым документом была проведена большая работа. К примеру, Майя Дудко находит информацию о каждом, кто учил Михаила с первого по четвертый класс в Челябинске. И перед нами возникает город конца XIX-начала XX века - представители интеллигенции, лекции в Народном доме, концерты, общественно-политические движения.

Литературному творчеству Миша нигде не учился, писать стихи начал с 15 лет. «Читаешь самые ранние стихи и поражаешься, откуда у 15-летнего мальчика из провинциального захолустья столько поэтических снов, изящных переживаний, туманных вольностей, музыки грез?» - удивляется Майя Дудко. Она очень подробно разбирает образный и звуковой строй лучших стихов юного поэта. В небольшом творческом наследии удалось найти несколько основных тем - о поэзии, религии, родине, природе, революционных событиях и братоубийственной гражданской войне. Есть даже про деньги: в 1918 году Чучелов написал поэму «Кровавые рубли» («Вершители Судеб - Кровавые Рубли, Тенями мрачными восставшие над миром»). Каждой теме посвящена отдельная глава.

Как находились стихи уральского поэта-самородка - отдельный разговор. Несколько лет в библиотечных архивах Майя Дудко читала газеты «Утро Сибири», «Голос Приуралья», «Власть народа», «Вестник Приуралья» и другие, начиная с 1910 года и заканчивая 1919-м. Находила не опубликованные в сборнике «Утренник» стихи и статьи. А одно из стихотворений буквально само пробило к ней дорогу.

- 30 мая 2006 года мне позвонил Геннадий Георгиевич Каннинский - краевед, полковник в отставке, - вспоминает Майя Дудко. - Рассказал, что пишет историю Чехословацкого корпуса и белого движения в России. Работая в архиве, наткнулся на стихотворение Чучелова в газете «Трудовая мысль».

Стихотворение «Будут бури!» как громом поразило Каннинского: гражданская война еще не началась, только первые ее всполохи, а такое гениальное пророчество («Каждый будет пятнан кровью,/Кровью братьев и сестер», - написал 19-летний парень 30 мая 1918 года).

В газете «Голос Приуралья» обнаружилось первое опубликованное произведение Чучелова - стихотворение в прозе «Дорога». Небо и степь показались юноше шаром, внутри которого светило солнце. Этот образ взят за основу иллюстрации на развороте книги. Здесь вообще нет ничего случайного - все символично. Название книги «Обретение поэта» написано серебряными буквами (Майя Дудко вспоминает, что технологически решить эту задачу было не так-то просто), намекая на принадлежность Чучелова к поэтам Серебряного века.

Литературный кругозор Майи Дудко необычайно широк, и она находит в стихах челябинского самородка связь с Лермонтовым, Державиным, Пушкиным, Бальмонтом, Блоком, Ходасевичем и многими другими. Миша часами просиживал в публичной библиотеке, подражательность была неизбежна. Но дело не только в ней, а в том, как челябинская поэзия связана с российским литературным процессом генетическими культурными кодами. Отдельно стоит сказать о челябинском поэте Асе Горской. Будучи хорошо знакома с творчеством Михаила Чучелова, она откликнулась стихами. Из трехстрочного эпиграфа-диалога к «Утреннику» (Цветы купите! - Не нужно мальчик: цветы - мы сами!) выросло сначала стихотворение, а затем, в 2002 году, целая книга «Формула цветка».

Челябинск - город с богатыми литературными традициями, о которых мы мало знаем и будем знать гораздо больше, если прочитаем книгу Майи Дудко. Тут можно многое найти о наставнике Чучелова Александре Туркине (вся тогдашняя Россия зачитывалась его повестями и рассказами, подписанными псевдонимом «Гаврилович»). В редакцию к Туркину Чучелов носил стихи, и тот принял живое участие в творческой судьбе юноши. Немало написано о писателе Юрии Либединском, ровеснике Чучелова, в годы Гражданской войны сменившем перо на винтовку. Есть ценные сведения о художниках начала XX века (Чучелов увлекался рисованием, был участником первой художественной выставки).

В последний день своей недолгой жизни Михаил Чучелов принял участие в конкурсе поэтов при Челябинском народном университете. Его стихи, представленные на конкурс, по всей видимости, читал кто-то другой. На следующий день после конкурса Михаил Чучелов скончался от чахотки, мучившей его долгие годы. Ни критики, ни похвалы в свой адрес услышать не успел. «Челябинск не заметил смерти своего юного и даровитого гражданина», - констатирует газета «Утро Сибири».

Изданный сборник «Утренник», вне всякого сомнения, укоротил жизнь юного поэта: столько сил и энергии было потрачено. «Сборник моих стихов стоил их автору слишком дорого, - пишет сам Михаил. - Целых пять лет прожито в полном уединении и замкнутости». Однако изданная книга спасла имя Чучелова от забвения. «Утренник» вдохновил не только Майю Дудко, но и ее учеников разных возрастов. Ребята не только внимательно вчитывались в стихотворения поэта-самородка, но и писали музыку на его слова (она прозвучала в радиопередаче), сочиняли свои стихи в неповторимом стиле Чучелова, посвящали ему свои поэтические опыты. Лучшей оценкой огромного совокупного труда стали слова известного поэта, нашего земляка Константина Скворцова: «Я не знаю, кому я больше благодарен: поэту - за его стихи или людям, вспомнившим о поэте, открывшим его заново, вызвавшим из небытия почти через столетие, чтобы заставить чуть чаще забиться наши сердца».

Комментарии
Комментариев пока нет