Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?

Результаты опроса

Путь к Белухе

07.11.2008
Алтайский дневник челябинского путешественника:

"За много лет впервые побывал в длительном туристическом походе: несешь на себе всю одежду, еду на много дней, палатку, спальник. Команда наша минимальная: я и внук. План - дойти до подножия Белухи, это на Алтае..."

За много лет впервые побывал в длительном туристическом походе: несешь на себе всю одежду, еду на много дней, палатку, спальник. Команда наша минимальная: я и внук. План - дойти до подножия Белухи, это на Алтае. На эту гору много троп, решили идти через Кучерлинское озеро.

"""

В первый день похода нас подбросили от Тюнгура до горной тропы на машине, далее - пешочком.

Идти тяжело, рюкзак давит на плечи. Делаем частые остановки. Благо ничто нас не лимитирует, как можем, так и идем. Тропа местами в грязи, то вверх, то вниз, ступаем медленно и осторожно, чтобы не упасть, не повредить ноги.

Почти все туристы с рюкзаками ходят с лыжными палками в руках: тяжесть на плечах облегчается, а главное, безопаснее для ног, меньше осторожничаешь, идешь уверенней и быстрей. Я почему-то считал, что это мне не подходит - будут сильно уставать руки. Поэтому шел без палок. На обратном пути помогал себе одной палкой и понял: так легче.

Шагая вдоль Кучерлы (река, впадающая в Катунь), по незнанию свернули на тропу, которая ведет к Белухе. Так нам объяснил проводник встретившейся конной группы. Решили не возвращаться, идти дальше напрямую к цели. К вечеру дошли до начала тайги, нагнали ту самую группу, вместе заночевали.

Как оказалось, это была самая легкая часть пути. Далее до Белухи нужно было одолеть восемь перевалов, постепенно поднимаясь до 2500 метров над уровнем моря.

Перевалы-тягуны доставались мне тяжко, шел медленно, часто останавливался. Тем не менее с каждым перевалом разворачивались восхитительные панорамы, которые хотелось фотографировать без устали. В отличие от кучерлинской тропы, здесь туристов мало, поэтому стали встречаться местные деликатесы: жимолость, щавель, лук. Очень сочным и вкусным был щавель.

"""

К сожалению, смог одолеть только три перевала - началась сильная аритмия сердца. Решил не рисковать, вернуться вниз. Что выбило меня из колеи? Главная причина: плохой сон. Дело в том, что взял с собой новую палатку, вроде бы двухместную, но она оказалась одноместной. Вдвоем было жарко, тесно, к тому же мой напарник еще и похрапывал. Поэтому несколько ночей подряд плохо спал. Особенно доконала меня последняя холодная ночевка, когда не было ни дров, ни воды. Чтобы не усугублять положение, решили вернуться назад. На кучерлинскую тропу.

По пути решил проблему с палаткой. У нас был хороший матерчатый тент, и я приспособился спать под ним. Какое же это было раздолье спать на просторе! Тент, конечно, не палатка, комаров пропускает. Но... Выручила специфика Алтая: вечером резко похолодало, комары исчезли, и под тентом их не было. Я прекрасно стал

высыпаться и буквально ожил. К тому же внук меня основательно разгрузил. И выкинули часть вещей.

"""

В общем, путешествие постепенно налаживалось. Вернулись на кучерлинскую тропу, пошли вдоль реки. Сделали раннюю остановку, основательно отдохнули, я даже согрел воды, помылся. Ополаскиваться пришлось в Кучерле, а вода в ней плюс шесть градусов. Внучек от такой процедуры отказался.

Сделали почти выходной: залечивали раны (занозы), зашил прожженные штаны, постирал одежду, правда, досушивал потом на себе.

На следующий день пришли к избе с баней. Изба как раз на полпути до озера. Здесь можно переночевать, попариться (ночевка на нарах - 150 рублей, попариться - 150 рублей, ночевка в палатке - 100 рублей). Мы от шума ушли подальше в лес, и с нас ничего не взяли.

Уже чувствовался напряг с продуктами, выручили купленный хлеб и подаренный сахар.

Основной нашей пищей была вермишель быстрого приготовления и каши (овсяная и гречневая). Каши на воде безвкусны, поэтому мы по совету бывалых туристов запаслись сушеными добавками: укроп, сладкий перец, черный перец, чеснок. Все это делало каши ароматными и съедобными. Еще в рационе было сало и сухофрукты.

Изо дня в день такой рацион изрядно надоедал, и у нас однажды случился кулинарный праздник, когда проходящий турист отдал нам банку сайры и картофель быстрого приготовления (сам он перегрузился продуктами).

Мы сварили великолепный суп и с удовольствием полакомились картофельным пюре.

"""

В этом походе порадовал внучек, прежде всего - самостоятельностью. Если ранее мне фактически приходилось его обслуживать, то на этот раз он не только облегчил мой рюкзак, но варил еду, командовал продуктами, формировал перекусы.

За все дни мы один раз делали обеденную стоянку - невыгодно по времени. Поэтому шли где-то по восемь часов, делая два-три перекуса.

Кучерлинское озеро - это обширный водоем, зажатый среди гор, наполненный водой от тающих ледников. Озеро из двух частей: малое и большое. На большом всегда много людей, это перевалочная база, откуда идут к Белухе.

Мы остановились на малом, и правильно сделали, нам никто не мешал. Наше общество разделяли бурундуки. Дело в том, что на стоянках всегда после туристов - остатки пищи, бурундуки к этому привыкли, появляются открыто, не боясь, днем и ночью.

В первую ночь я лег спать под тентом вместе с продуктами. Только стал засыпать, по локтю кто-то пробежал, легко, чуть слышно. Ну, думаю, бурундук в гости пожаловал. Пришлось вставать и подвешивать продукты, и не просто на дерево, а на растяжке, чтобы полосатик не добрался. Больше никто ко мне в гости не приходил.

"""

На большом озере есть туристическая база с домиками, баней, бассейном, полным пансионом. Но дорого. На эту базу можно добраться на вертолете с соответствующей оплатой.

Если отказаться от радиальных походов, то на озере делать нечего. Вода плюс восемь, мутная, молочного цвета. А я маску с трубкой с собой тащил, надеялся понырять, посмотреть на рыб. Понятно, что осмотр подводных обитателей не состоялся, но попытка познакомиться с алтайскими подводными обитателями была. В прошлом году меня поразила прозрачность Катуни в районе Тюнгура. Загорелся понырять, ныне с собой даже брал гидрокостюм. Река - не озеро, Катунь по глубине разная, в этом районе в основном мелкая. Нашел затончик, где глубина метра три-четыре, нырял-нырял, никого не увидел. Один небольшой бычок попался, в детстве мы таких называли широколобками. В Катуни есть рыба - и хариус, и таймень, но поди найди их. Здесь, наверное, рыбу найти еще сложнее, чем на озере.

Не уставала поражать алтайская тайга. Правда, ныне не было моих любимых кедровых орехов, сколько ни заглядывал на кедры, не видел ни одной шишки, в прошлом году их было довольно много. Как всегда, в изобилии жимолость, смородина, малина, грибы, солодка. И, конечно, роскошные травы, цветы.