Новости

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Местный житель вступал с детьми в интимную переписку, после чего завлекал школьников к себе домой.

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Анатолий Киреев: «Счастлив тот, кому достаточно»

20.11.2008
Киреев вспоминает, как однажды в кафе наблюдал такую сцену: мужчина заказал его песню несколько раз подряд. Киреев осторожно подошел: «Эту песню написал я». На него ноль внимания. "Эту песню. Написал. Я!" - громко повторил Киреев. «Ну, написал и написал, отойди, дай послушать», - был ответ.

Известный челябинский бард - о себе и о том, как появляются на свет хорошие песни.

С песнями Анатолия Киреева любители петь песни под гитару знакомятся гораздо раньше, чем с ним самим. «Подари мне рассвет», «Манная каша», «Приятель, послушай», «Севера» - эти названия написаны от руки в десятках и сотнях тысяч блокнотов. Песни давно стали жить самостоятельной жизнью, оторвавшись от автора. Киреев вспоминает, как однажды в кафе наблюдал такую сцену: мужчина заказал его песню несколько раз подряд. Киреев осторожно подошел: «Эту песню написал я». На него ноль внимания. "Эту песню. Написал. Я!" - громко повторил Киреев. «Ну, написал и написал, отойди, дай послушать», - был ответ.

Не так давно Анатолий Николаевич отметил 52 день рождения концертом в театре ЧТЗ и новым альбомом «Под горою - золотые берега».

Накануне я приехала к Анатолию Николаевичу в его квартиру на окраине Ленинского района: два года назад он сменил место жительства, переехав из Кургана в Челябинск - город, где прошли его детство и юность.

- Когда вы начали заниматься авторской песней?

- Сочинять песни хотелось с детства: много слушал наших ансамблей, западных групп. В седьмом классе отец подарил мне простенькую донецкую гитару. Она стоила треть его зарплаты - 60 рублей при себестоимости в восемь. На барахолке инструменты появлялись раз в полгода, нужно было каждый день ездить и смотреть.

Я сразу начал что-то подбирать, стыковать свои слова. Все это продолжалось довольно долго как некое хобби. Больше 500 песен написал, некоторые совсем позабылись. На Севере поработал с ансамблем, затем на Курганском машиностроительном заводе руководил вокальной группой. А потом в конце 80-х какие-то новые песни пришли, совсем другие. Я раньше сочинял для ансамблей, аранжировки на ходу придумывал. А тут под гитарочку так ладно получилось! Познакомился с туристами из Кургана, они меня «затащили» на Ильменский фестиваль, где я стал лауреатом. Мне тогда было 33, до этого момента по фестивалям не ездил.

- Не болели песнями Визбора и Окуджавы?

- Нет, к счастью. Потому что иначе не было бы в моих песнях такого своеобразия. Вообще свое лицо - привилегия авторской песни. Ни с кем нельзя спутать песни Кукина, Окуджава угадывается очень хорошо. Про Визбора я уж и не говорю. Сейчас сочиняют очень многие, но это все время на что-то похоже. А ведь второго Митяева не надо никому.

- Как вас занесло на Север?

- Мой друг, учившийся на класс младше, уехал на тюменский Север, там встретились музыканты, создали коллектив. Им не хватало гитариста, желательно с голосом, позвали меня. У нас была мечта подзаработать, купить хорошую аппаратуру и начать творить. Мы не сразу попали в ресторан. Сначала работали при Дворце культуры, на свадьбах играли. Кроме того, у нас были рабочие специальности: кто-то механиком, два человека, в том числе я, такелажили - грузили вертолеты, цепляли подвески, трубы отправляли на трассу.

Потом в поселке Белоярском открылось кафе, там была борьба за место, понаехали москвичи с аппаратурой. Но мы всех победили, сели в эту кафешку и поиграли там годика три. Постом я подумал: хватит, довольно в кабаке сидеть. Вернулся в Курган. После того, как стал лауреатом Грушинского фестиваля, устроился в тамошнюю филармонию, объездил с концертами всю область.

- Ваши песни о Севере родились после этого опыта?

- Конечно, после. Они пришли эхом воспоминаний. Юность ведь запоминается, стоит особняком. Появилась небольшая серия северных песен, в которых я попытался дыхание, запах этого края передать.

_ А запах там особый?

_ Особый. Народ очень разношерстный и в то же время как будто одна нация _ северяне. Молдаване, грузины, русские - все в одном вагончике. Особые отношения между людьми. Дом строим, нужны нам рамы - тормозишь машину: сбрось раму! Даешь водителю бутылку. Двери нужны - пожалуйста, вот вам двери. А иногда можно было выпросить у друга вертолет, чтобы слетать в Тюмень за десятком ящиков пива.

- Для меня всегда загадочной аурой веяло от песни «Приятель, послушай, я, верно, все уши тебе прожужжал…». Там в куплете о совершенно конкретном человеке с лестничной площадки, а в припеве обобщение «Нам дарована судьбой неземная благодать подголоском и струной души трепетные рвать». Как писалась эта песня?

- Начнем с того, что не «нам», а «вам». «Нам» я тогда писать постеснялся, и правильно сделал. Кому «вам»? Тем людям, с которыми познакомился в 1989 году на Грушинском фестивале: Юрию Кукину, Вадиму Егорову, Алику Мирзояну, Владимиру Туриянскому и другим замечательным бардам. Я ведь, когда первый раз приехал на Грушинский, подумал: «Сейчас покажу вам кузькину мать!» И тут же попал на выступление Суханова. Слышал я и раньше песню «Зеленая карета» и не обращал на нее внимания. А тут увидел, как ее поет Александр Суханов. У меня комок к горлу подошел: настолько величественно, красиво, мудро. Подумал про себя: ты давай пока еще учись, салага!

- У вас нет ощущения недостаточной востребованности?

- Спросите Макаревича, Лозу, хотят ли они выступать так часто. 26 или 20 концертов в месяц - это же ужас! Энергетика уходит, на создание новых песен не остается ничего. Мне свободная энергетика нужна как воздух. Я человек, которому достаточно. Счастлив не тот, у кого все есть, а тот, кому достаточно. Люблю полениться, на рыбалочку съездить, по грибы.

- Самый запоминающийся костер в вашей жизни?

- В позапрошлом году в Алуште, в местечка Мангуп, проходил фестиваль авторской песни. Там три горы, у их подножья валяется озеро. Такая саванна, хоть кинофильм снимай про ковбоев! В слегка трухлявом пне вяза разожгли костер. И вот мы сидим у этого костра, поем песни, а пень, превращаясь в угли, начинает рисовать странных существ. По ходу действия они меняются, превращаются в животных, людей - это было потрясающе!

(Полную версию интервью читайте в газете "Челябинский рабочий" завтра, 21.11.08)

Комментарии
Комментариев пока нет