Новости

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Реабилитационную программу для спортсменов организуют в санаториях Сочи.

На Играх разыграют 44 комплекта наград.

Изменение рабочего графика затронуло входящее в группу "Мечел" предприятие "Уральская кузница".

Подозреваемая втерлась в доверие к пенсионеру и забрала деньги, которые мужчина планировал потратить на еду.

Loading...

Loading...




Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Ловец кино

12.02.2009
В кинотеатры русский зритель ходит за спецэффектами и эмоциями, считает челябинский букер Галина Иванова

В декабре 1988 года в московском кинотеатре «Зарядье» начал свою работу первый после 1920-х годов кинорынок — всесоюзный. Это мероприятие стало запоздалым шагом на пути реформирования советского кинопроката, который был тогда в стране. Государственный Главкинопрокат еще пытался руководить процессом, однако прежняя система вовсю трещала по швам, и кинотеатры на местах жаждали самостоятельно формировать свою репертуарную политику, выбирать и приобретать фильмы. В те дни в российской киноиндустрии начала формироваться новая профессия — букера, заказчика и закупщика картин, своеобразного посредника между производителем и зрителем.

Челябинский букер со стажем Галина Иванова — сегодня она руководитель кинопрокатом в культурно-развлекательном комплексе «Мегаполис» — в 1980-е, за пару лет до упомянутого всесоюзного кинорынка, выпускницей академии культуры пришла в самый большой по тем временам городской кинотеатр «Урал» с залом на 1200 мест. В беседе с корреспондентом «Челябинского рабочего» она объяснила суть своей профессии и рассказала об особенностях российского кинопроката.

На «Кинг Конга» было не пробиться

Галина Николаевна, как и многие опытные букеры, начинала обычным методистом: раз в неделю посещала городское управление кинофикации, где показывали готовящиеся к прокату ленты, и прикидывала, на какое количество сеансов будет расписан фильм. Выбирать — не выбирала: указания на тот счет, какие картины составят репертуарный план кинотеатра, спускались сверху.

— Не скажу, будто нам тогда навязывали фильмы, просто мы и сами понимали, что нужно брать в прокат: в первую очередь, советские патриотические, идеологические, картины на производственную тему. Не всегда они приносили много денег, хотя комедии Гайдая, Рязанова и Меньшова неизменно собирали аншлаги.

На зарубежные хиты (тогда их еще не называли блокбастерами) — к примеру, на «Кинг Конга» — в субботу или воскресенье, а также на вечерние сеансы в будние дни невозможно было пробиться.

— Была ведь очень развита предварительная продажа. На каждом предприятии имелись уголки кинозрителя, был специальный человек — киноорганизатор, который занимался распространением билетов. В самих кинотеатрах сидел старший кассир, который работал только с такими киноорганизаторами. Иногда на оборудованной машине он выезжал на завод и продавал там билеты. Стоили они тогда 10—20 копеек для детей и 35—70 — для взрослых.

Сам кинопрокат строился по другой, нежели сейчас, схеме.

— Один и тот же фильм не мог идти одновременно в нескольких местах. «Урал» как самый крупный из кинотеатров был выпускающим, первоэкранным. Сначала новинки шли здесь, потом в других кинотеатрах. Экранная жизнь картины была долгой. К сожалению, сейчас фильм в основном «живет» в прокате только две-три недели.

«Титаник» поднял российскую киноиндустрию

К концу 1980-х в кинотеатры стало ходить гораздо меньше зрителей. Это только в Америке в период Великой депрессии киноиндустрия переживала бурный рост — экономическая ситуация в нашей стране не располагала к зрелищам.

— К тому же стали повсюду появляться видеосалоны, которые давали в прокат кассеты с фильмами, еще не показывавшимися у нас.

В 1990-х положение усугубилось: в огромном зале «Урала» один сеанс посещали в среднем восемь-десять человек.

— Можно сказать, что «Титаник» поднял российскую киноиндустрию со дна, ведь к тому времени многие кинотеатры закрылись или начали сдавать свои площади под магазины, дискотеки или выставки, — вспоминает переломный 1997 год Галина Иванова.

— Фильм стартовал в феврале сначала плавно, потом зрителей стало все больше. В кинотеатрах были аншлаги. И в «Урале» буквально весь небольшой коллектив ударно трудился, обслуживая кинозрителя: продавали билеты, вставали на контроль, мусор в залах убирали. Фильм же шел три часа 15 минут, и за 15 минут между сеансами надо было быстро все привести в порядок.

Известная сага Джеймса Камерона хотя и привлекла внимание массового зрителя, однако не смогла восстановить огромную аудиторию кинотеатров, которая была свойственна тем же 1980-м.

Ярмарка кино

В 2004-м в Челябинске открылся первый на Урале мультиплекс — «Мегаполис». Здесь Галина Николаевна приняла на себя роль букера, формирующего репертуарную политику, и потому начала посещать ставшие традиционными международные кинорынки. Проводящиеся раз в квартал на протяжении 19 лет (нынешние слеты выросли как раз из того самого — всесоюзного), эти мероприятия являются крупнейшим событием кинобизнеса России, стран СНГ и Балтии, объединяют более 1000 представителей дистрибьюторских компаний, киностудий и кинотеатров. В рамках кинорынка прокатчики устраивают презентации ожидаемых премьер (самые масштабные значатся за «Буэна Виста Сони Пикчерз», «Юниверсал» и «Централ Партнершип»), проводят показы и демонстрации трейлеров, специализированные семинары и «круглые столы». Здесь же букеры получают возможность напрямую заключить сделку с дистрибьютором — условиться о прокате нужного количества копий фильма.

Основным критерием выбора картины является ее привлекательность для зрителя и как следствие способность принести доход. Впрочем, говорит Галина Николаевна, иногда хочется закрыть глаза на очевидную неприбыльность проекта и брать в прокат кино некоммерческое.

— Я отлично понимаю, что, например, «Подмена» с Анжелиной Джоли денег не принесет, но фильм этот такой трогательный, он берет за душу. Поэтому я и включила его в репертуар.

После кинорынка с кинотеатрами подписывается договор, в котором изначально обозначены сроки и требования показа картины. При этом дистрибьюторы не устанавливают конкретную стоимость одной копии — прайсы вступают в силу, как правило, только при сотрудничестве с кинофондами, которые закупают ленты уже по окончании основного проката и возят их по небольшим городам и селам в течение года. С крупными кинотеатрами работа строится на условиях так называемой прокатной платы, то есть процента с выручки от кинопоказа (зачастую кассовые сборы делятся поровну).

Сегодня, по словам Галины Ивановой, практически все прокатные компании лояльны к своим клиентам, однако еще некоторое время назад их общение с букерами проходило в полушантажном ключе:

— Фирма «Каскад», которая прокатывала «Пиратов Карибского моря», навязывала жесткие условия: брать весь пакет фильмов этой компании, столько-то экранов использовать, столько-то дней показывать, и не дай бог меньше.

Впрочем, нынешняя мягкость прокатчиков исчезает, как только речь заходит о новогодних кинорелизах. Так, компания «Каропрокат», продвигавшая на рынок «Любовь-морковь-2» и «Обитаемый остров», в период зимних каникул снимала свои картины из кинотеатров-однозальников, крутивших мюзикл-конкурент «Стиляги» Тодоровского. В то же время прошлогоднюю кассовую комедию «Самый лучший фильм» эта же фирма обещала отдать в прокат только в комплекте с ретромелодрамой «Исчезнувшая империя» Шахназарова (в итоге последняя лента получила тираж 300 копий, что для продукта с минимальным коммерческим потенциалом весьма солидно).

Другое кино

— Что, по-вашему, в первую очередь привлекает российского зрителя в кино? Имя режиссера, актерский состав?

— Зрелищность. Русскому зрителю важно, чтобы его удивили, поразили масштабом, спецэффектами, необычным колоритом. И чтобы эмоции били через край. Привлекают в кино и постановочные бюджеты проектов, и имена звезд и режиссеров, и определенный жанр. Важную роль играет качество маркетинга. Нужно не только создать хороший фильм, но и знать, как его правильно преподнести зрителю. В последние годы в кинотеатрах превалирует так называемое «попкорновое кино», ориентированное на молодежную аудиторию. К сожалению, это приводит к оттоку взрослой и ориентированной на интеллектуальный продукт публики. У зрителей утратился интерес к такому жанру, как драма. Люди, которые начали ходить в кино на волне «Титаника», повзрослели. Круг их интересов изменился, и теперь они хотят смотреть не только «Мумии» и «Мадагаскары». Поэтому долю «умного» кино в кинотеатрах надо повышать.

— По этой причине вы хотите прокатывать так называемые артхаусные ленты?

— И поэтому тоже. Вообще в «Мегаполисе» раз в год проходит фестиваль неправильного кино, он стабильно собирает своего зрителя. В 2008-м по его окончании мы поставили эксперимент: три фильма, которые пользовались наибольшим успехом публики на фестивале, взяли в прокат. К сожалению, они прошли в полупустых залах. Конечно, такие картины — не для всех: это авторское кино, новаторское, не всегда оно отражает мнение и представление большинства людей о кинематографе. Тем не менее мы хотим показывать в нашем комплексе другое кино. 18 февраля у нас откроется фестиваль «Кино без границ», который с успехом прошел в Москве в конце декабря прошлого года. В его программу были включены 14 фильмов, среди которых имеются призеры Каннского фестиваля («4 месяца,3 недели и 2 дня» и «Дитя»), лауреаты Берлинского фестиваля («Будда рухнул от стыда», «Капризное облако», «Мое сердце биться перестало») и другие не менее интересные и спорные ленты.

Словарный запас

Кинобукер — от англ. «film booker» — заказчик кино. Представитель кинотеатра или киновидеообъединения, который знакомится с поступающими в прокат фильмами, анализирует их качество, нацеленность на конкретного зрителя и коммерческий потенциал, договаривается с дистрибьюторами о прокате кинокопий и в зависимости от числа залов в кинотеатре и размера аудитории составляет расписание сеансов.

Бокс-офис — показатели кассовых сборов фильмов за определенный период; включает в себя количество экранов, наработку на одну копию, данные общего вала и сборов за выходные дни.

Бюллетень кинопрокатчика — еженедельное специализированное издание для кинопрокатчиков и представителей кинотеатров, публикующее данные кассовых сборов, график премьер, анализ коммерческого потенциала фильмов (скрининги).

Спойлер — преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от фильма и разрушает его интригу, а также лишает зрителя некоторой части удовольствия от сюжета.

Трейлер — небольшой видеоролик, состоящий из кратких и наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы.

Теглайн — слоган на киноафишах, постерах и в трейлерах, максимально кратко и емко отражающий основную идею и содержание фильма.

Прокатная склейка

Пленка попадает в кинотеатр не сразу и не целиком: она из соображений безопасности делится прокатчиком на пару частей, а для удобства пересылается в пяти-десяти специальных боксах золотистого цвета (их количество зависит от хронометража фильма). На месте — как правило, в киноаппаратной — ее склеивают и проверяют на соответствие техническим стандартам. По окончании проката копия либо возвращается в Москву, либо отправляется в кинотеатры, работающие вторым экраном.

Цена вопроса

Стоимость одного билета в кино

1985 год — 35—70 копеек

1995 год — 6 рублей

2009 год — 50—250 рублей

Комментарии
интересненько. только как-то странно челябинские букеры формируют репертуарную политику: очень уж солидарны они друг с другом. ведь фильмы везде идут одни и те же. выделяется только КТ Пушкина с артхаусным кино и коротким метром. ну и в Синеме порой бывают фильмы, которые не идут в других кинотеатрах. а вот Мегаполис подобным как раз-таки не отличается
Владимир Спешков
12.02.2009 11:51:08
Они же не для собственного удовольствия формируют репертуар, а чтобы заработать — берут только самое известное, что может денег собрать. Где могут, там подстраиваются под вкусы различных категорий граждан, нет — так нет. Кинотеатр имени Пушкина вообще муниципальный и является исключением из правил, а Синемапарку почет, но в целом, то что они один-два авторских фильма (и то российских чаще всего)закупают лишних в целом погоды не делает.
Татьяна Муштатова
12.02.2009 14:00:34
А что там такого особенного показывают в Синемапарке?
chel
14.02.2009 12:35:04
"и то российских чаще всего" ну хоть кто-то берет в прокат российские фильмы. режиссеры, кто приезжает с премьерой в Че, жалуются, что российские фильмы прокатчики брать не хотят
Владимир Спешков
15.02.2009 05:53:59
Оно и понятно. Приезжающие в Челябинск режиссеры, как правило, снимают дурное, безвкусное кино. А местные журналисты и рады стараться писать про них.
Соня
15.02.2009 08:43:49
не обижайте местных журналистов
их жалеть нужно
Человек с не менее средним достатком
18.02.2009 05:02:07
Показывать "порой" фильмы, которые не идут в прокате в других кинотеатрах, по-моему, совершенно нецелесообразно. Одной картиной, двумя ничего не изменить ведь. Другое дело - периодически проводить фестивали артхаусного кино. В "Мегаполисе" "Выбирайка" показывает неправильное кино. Гете-институт проводит дни немецкого кино, Французский альянс - дни французского. Теперь вот фестиваль "Кино без границ". Насколько мне известно, в Волгограде работают точно по такой же схеме. Прокатывают артхаус скопом. У нас же еще какой зритель? Ему нужно прийти на фестиваль и потом похвалиться, что был там, что не просто так в кино сходил.
Аня
12.02.2009 16:26:34
Дааа, советские цены на кинобилеты не чета нынешним. Неудивительно, что сейчас поход в кинотеатр могут себе позволить немногие, и зрителей там не так много.
chel
14.02.2009 12:33:39
Могу вас "обрадовать": в ближайшее время цены еще вырастут.
Мэлс
17.02.2009 11:27:21
Не думаю, что сейчас время повышать цены.
Человек с средним достатком
18.02.2009 04:50:53
Страницы: 1 2 След.