Новости

Бабушки и дедушки создают анимационные открытки.

Пожар в заведении "Юнона" произошел в воскресенье в полдень.

52-летний водитель припарковал старенькую "Тойоту" на горке.

Из-за инцидента движение  в сторону проспекта Энгельса оказалось частично заблокировано.

По данным Пермьстата, обороты заведений общепита резко просели.

Добычей безработного пермяка стали 5800 рублей.

23-летний Анатолий вышел из дома 10 февраля и больше его никто не видел.

В Арбитражный суд Пермского края обратилась компания "Росстройсервис".

В ближайшие сутки на территории края ожидаются снегопады и метели.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Закрытый показ

20.02.2009
Маленькие художественные галереи, подобные челябинской «StudioDivanGallery», находятся в авангарде современного искусства. Перед муниципальными учреждениями у них есть очень важные преимущества, считает арт-куратор Лидия Данилова.

В желтой, чуть сдвинутой на лоб шапочке с пучками ветвистых отростков Лидия Данилова, хозяйка «StudioDivanGallery», копается в огромном черном чехле, в котором принесла из дома кое-что из коллекции своей частной галереи. В полуподвальном помещении, где сквозь обильную побелку проступают кирпичные стены, она не оставляет переданные художниками после выставок работы — боится подтопления и из страха коммунальной катастрофы всякий скарб, принадлежащий «StudioDivanGallery», располагает на подставках с колесиками. Это вместилище тогда еще будущей галереи современного искусства Данилова оборудовала четыре года назад, в 2005-м: сделала ремонт, установила специальное освещение. Над названием голову долго не ломала, позаимствовав его у раскрученного в арт-мире бренда дизайн-студии своего мужа художника Александра Данилова.

— В конце концов, название — это довольно условное обозначение. Важнее то, что будет под ним крыться, — говорит Лидия и добавляет тут же: — Мне всегда хотелось организовать галерею в ее классическом понимании: со своей коллекцией, своими художниками, их подачей и продвижением.

Работы таких авторов — главным образом графика, подготовленная специально для выставки в период зимнего затишья — в момент нашей встречи еще дожидаются на стенах галереи, когда их сменит новая экспозиция Евгения Бортникова (18 числа она уже открылась). Нижнетагильский художник, известный больше своими графическими миниатюрами и экслибрисами, в рамках проекта «Опиум» представит фотоколлажи, сотканные из фрагментов обнаженного женского тела. Листы с этими узорами, подобными восточным, пока стыдливо стоят в углу «StudioDivanGallery». Лидия, отделяя их друг от друга, показывает самые откровенные снимки, те, из-за которых впервые за все время существования галереи пришлось поставить возрастное ограничение для посещения выставки. Попутно она, предвосхищая вопрос, начинает перечислять «своих» авторов.

— Вы можете сказать, что открыли кого-то из художников?

— Я могу осмелиться сказать, что открыла некоторых авторов именно для Челябинска. Причем есть среди них персоны с мировым именем, которые до этого в городе вообще не выставлялись. Например, график Владимир Зуев. Светлану Бакшаеву, Ларису Грачикову, Ольгу Гайдук можно было увидеть раньше только на региональных выставках. Среди открытий галереи и Ирина Елагина, молодой художник из Нижнего Тагила. Премьера этого автора в художественном мире состоялась именно в «StudioDivanGallery».

— Вы же, наверное, не с самого начала погрузились в художественную среду? Насколько мне известно, вы вообще сперва окончили физический факультет.

— Если честно, я пошла учиться на физика из естественного любопытства. Мне, как и всем молодым людям, в то время интересно было, как устроен мир. Просто моя любознательность приобрела характер научный. С поступлением в Томский университет на физтех я еще окунулась в мир искусства, познакомившись со своим мужем художником Даниловым. Все эти годы я так или иначе находилась внутри арт-среды.

— Галерея «StudioDivanGallery» появилась не сразу. В 2001—2003 годах у вас была студия «Март». Что это за проект?

— Да, это был первый случай, когда судьба мне предоставила попробовать себя в качестве галериста и куратора. В «Марте», существовавшем на базе одноименного мебельного салона, мне удалось собрать работы тех челябинских художников, с которыми я продолжаю и сейчас сотрудничать. В «Марте» же с опытом пришло понимание того, что полноценная галерея просто не может быть придатком магазина. Цели у нее совсем другие, и аудитория другая. Мне как человеку активному хотелось перемен, новых выставок, и это желание пошло в разрез с интересами руководства. Тогда я начала думать о своей площадке.

— Когда вы создавали галерею, какая у вас была внутренняя установка? Какую «генеральную линию» вы собирались продвигать через «StudioDivan»?

— Поскольку у меня не было опыта организации галереи в регионе — а такой опыт вообще мало у кого имеется, — мне пришлось подключать всю свою интуицию, нащупывать даже свои цели. Я помню, на открытии самой первой выставки «Есенин» мне был задан такой вопрос: «Какие у вас задачи?» И я совершенно растерялась: они ведь были очень расплывчатыми, и не потому, что я не знала, что делать. Я не знала, как дальше пойдет! Но и по прошествии четырех лет я не могу сказать, что ясно определяю свои цели. Я просто увидела много проблем. Увидела, что у нас нет множества культурных институтов необходимых для нормального развития арт-среды, а так же условий для их появления. У нас нет арт-рынка и его «игроков». Нет нормальных доходов, которые бы помогали галерее держаться наплаву экономически. Мы можем сколько угодно говорить о замечательных идеях, талантливых художниках, думать, как подать выставки, но все они в своей основе материальны. Необходимо, чтобы в галерее горел свет, нужны рамы для картин, нужно платить за интернет, нужно, в конце концов, организовать скромный фуршет для посетителей. На самом деле это огромный спектр проблем, с которыми любая галерея сталкивается. И на западе тоже. Однако там есть пути их решения, есть экономические условия, которые позволяют ставить более высокие цели.

— С 2005 года, когда вы только начинали работать над этой галереей, круг ваших художников намного расширился?

— Да. Потому что я посмела выйти за пределы города. А для этого нужна была именно смелость. Выставка — это ведь ответственность, в том числе материальная, ответственность перед художником — как его воспримут и зрители, и специалисты.

Знакомство со многими авторами для меня — это, конечно, послание судьбы. Я по возможности посещаю различные художественные события. И в Финляндии я познакомилась с Евгением Бортниковым. Он пригласил меня к себе в гости, познакомил с нижнетагильскими художниками, и я была под огромным впечатлением от того, насколько в их маленьком городке развита художественная среда. Тогда я и наметила себе, что обязательно привезу в Челябинск наиболее понравившихся мне мастеров. На второй год работы галереи я начала эту задумку осуществлять.

— Московские кураторы нынче жалуются на недостаток новых имен и потому все чаще обращают взоры на регионы. А вы ощущаете дефицит авторов?

— Пока мне хватает. Конечно, хотелось бы ежегодно новых авторов показывать. Но помимо желания, это требует еще и довольно кропотливой кураторской работы. Всего невозможно объять, поэтому сейчас у меня образовался довольно узкий круг художников, с которым я собираюсь работать постоянно и, может быть, ежегодно привлекать кого-то еще.

— За все время существования галереи у вас наверняка сложились определенные принципы работы: с такими-то авторами вы сотрудничаете, а с такими-то — нет.

— Ну, конечно, и я не нарушаю эти принципы. Иногда ко мне приходят художники с желанием выставиться, и я честно им говорю, что у меня есть свое понимание уровня художественного качества будущей выставки. И я не стану их менять даже в угоду публике, даже если буду знать, что неподготовленному зрителю будет что-то непонятно. У меня твердые в этом плане убеждения. Поэтому иногда приходится отказывать.

— Как вы, владелец маленькой частной галереи, живете в тени государственных выставочных залов?

— У меня с ними почти не получается взаимодействия. Музею искусств я регулярно отвожу афиши, пригласительные билеты на вернисажи. Но ко мне приходит всего один искусствовед — Наталья Козлова. Может, по одному разу был кто-то еще. Я думаю, мы друг другу и не мешаем: они делают свое дело, я — свое. У небольшой галереи перед муниципальными учреждениями есть очень важное преимущество: она мобильнее, может сразу принять решение, никого не спрашивая, может сама прикинуть бюджет, ужать его до минимума. Сейчас такие времена, что приходиться использовать просто фантастические изобретения, чтобы все-таки провести выставку. Наверное, в этом и есть задача маленьких галерей — быстрее остальных быть, находиться впереди.

— Скажите, почему у нас в городе все настолько уныло? Почему за последние несколько лет у нас тут никаких свершений не произошло?

— Мне тоже это интересно знать. Я слышала несколько теорий по этому поводу, и ни в одну из них до конца не верю, потому что наверняка причин много. Я не знаю, ответа на вопрос, почему у нас так все в художественном плане тяжело. Но могу только подтвердить: очень тяжело. Перемены, на мой взгляд, зависят от приоритетов местной элиты, от понимания роли культуры в жизни мегаполиса. Мне кажется, на уровне города могла быть реально работающая программа, действующая в направлении развития художественной среды, оказывающая поддержку частным культурным инициативам. Однако за четыре года конструктивного интереса со стороны властей в том числе к «StudioDivanGallery» совершенно никакого. Возможно, по поводу такого названия предстоящей выставки, как «Опиум», ко мне проявят интерес разве что представители госнаркоконтроля. (Смеется.)

Иногда бывают моменты, когда я задаю себе вопрос: а как дальше быть. Но, считаю, каждый проект имеет стадии начала, расцвета и завершения. И с моей галереей дело обстоит так же.

— И на какой же вы стадии находитесь сейчас?

— Пока не знаю. Но еще не конец.

Комментарии
Хоть по французки назовите подвал с ущербными галеристами ничего не изменится. Про уровень и принципы им даже заикаться не стоит. Это еще не конец, это просто бездарно проваленная идея.
Заслуженный художник
22.02.2009 07:19:37
А вам как заслуженному художнику стоит, видимо, заикаться?
Smi
24.02.2009 18:02:28
Вот такие "заслуженные художники" и формируют серость и унылость нашего города.
Зритель
23.02.2009 11:37:02