Новости

По словам свидетелей задержания, активиста посадили в полицейскую машину и увезли в ОВД Дзержинского района.

По предварительной информации, площадь пожара превысила 400 квадратных метров.

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Совпасть с самим собой

26.02.2009
Челябинцам повезло — у них есть возможность увидеть персональную выставку знаменитого екатеринбургского графика Виталия Воловича.

На открытие своей персональной выставки «Мистерии Воловича» в челябинском музее искусств сам Виталий Михайлович приехать из Екатеринбурга не смог. Пару месяцев назад он серьезно повредил позвоночник, упав с четырехметровой высоты. Лишь благодаря этому грустному обстоятельству наша встреча в его мастерской получилась не мимолетной. Темы для разговора подсказала изданная в 2008 году книга Виталия Михайловича «Мастерская. Записки художника». Всю жизнь иллюстрировавший, но никогда не писавший книг, Волович оказался замечательным мемуаристом: его «Мастерскую» читаешь взахлеб.

Художник и зрители

- Моя первая челябинская выставка была в 1980 году. По странной случайности она расположилась в том же здании на площади Революции, что и теперешняя, в зале каслинского литья. В те времена была в ходу книга отзывов, по окончании выставки мне ее подарили. Там есть одна запись, которая до сих пор украшает мою жизнь: «Уважаемый товарищ Волович! Мне очень понравилась ваша графика, но еще больше понравилось ваше каслинское литье». Был и еще один отзыв - чрезвычайно серьезный: «У меня вызвали беспокойство те сюжеты, которые вы используете в своем творчестве. Понимаю, что у вас сложное душевное состояние. Когда будете в Москве, зайдите для серьезного разговора». Указан адрес, телефон и подпись - «врач-психиатр». Бережно храню все отзывы, поскольку это какая-никакая, но все же обратная связь. Сейчас-то вообще не знаешь, что про тебя думают.

- Я показала каталог вашей выставки дагестанским мужчинам в поезде Махачкала-Тюмень. Они велели спросить, почему у дамы на картине «Старик и молодая женщина» левая грудь больше, чем правая.

- Когда возмущенный зритель подошел к Матиссу и заявил: «Я бы никогда не лег бы спать с такой женщиной», художник ответил: «Это не женщина, месье, это картина». По законам пластики две одинаковых формы - скучно. Существует множество приемов деформации, но деформированная грудь почему-то чаще всего возмущает мужчин. Если считать, что Господь создал совершенный мир, нужно рисовать так, как это делали художники прошлых времен - копируя и не посягая на основы мироздания. Но человек, увы, живет в уродливых обстоятельствах, да и сам во многом деформирован.

- Вы придаете значение тому, считывает ли зритель ваш творческий замысел?

- Дело не в том, понимают ли твои картины (такое случается крайне редко). Но сама тональность, когда человек хочет разобраться, уже приятна, и этого вполне достаточно. По правде сказать, не художник должен искать своего зрителя, а зритель - своего художника. Художник обречен на самого себя, никакие симпатии или антипатии зрителя не могут заставить его измениться. Художник пытается реализовать свою внутреннюю программу. Если он при этом нравится - большая удача. Не нравится - не повезло художнику, но он все равно должен будет свою программу осуществить. Чтобы сделать вещь, которая нравилась бы тебе самому, ты должен реализовать все свои внутренние принципы, собранные за долгую жизнь. Нравиться самому себе - вот главная задача художника. Если собираешься угождать некоему неведомому зрителю, будешь никому не интересен и обречен на провал.

- Легко ли добиться совпадения личности и картины?

- Это всегда требует упорного труда, вариантов, попыток что-то изменить. Попробуйте спеть внутри себя оперную арию, а потом воспроизведите ее вслух. В живописи происходит то же самое. Внутренний голос звучит без ошибок, а когда пытаешься его реализовать, начинаются проблемы. Не бывает работы, полностью совпадающей с тем, что тебе кажется. Иногда от отчаяния оставляешь рисунок, понимая, что не выявил задуманного. Бывает, замысел выполнил, но не полностью. А сроки поджимают, с горечью отношу листы в издательство. Проходит время, видения забываются, и уже кажется, что работа как будто бы выразила то, что было задумано.

Вообще путь воплощения творческого замысла - это путь утрат. Эскиз, не скованный ожиданиями и сделанный по свежим следам, в большей степени похож на внутреннее видение. Поэтому эскиз всегда нравится художнику больше, чем картина.

От зайчиков к Шекспиру

- Первая половина жизни была абсолютно рабской и поденной. Я закончил художественное училище, мама в это время умирала от туберкулеза, я не смог поехать поступать в институт. Пришлось колоссальным трудом компенсировать недостаток профессионального образования. В свердловском книжном издательстве я делал поденную работу: справочники, путеводители. Так продолжалось больше десяти лет. Потом я стал осваиваться, нащупывать, как мне тогда казалось, свою тему. Первой удачей была книга Пришвина «Кладовая солнца». Я с невероятным увлечением рисовал с натуры пейзажи. Когда книга была издана, от Пришвина пришло письмо: «”Кладовая солнца” издавалась бесчисленное количество раз, но ваша - лучшая». Не думаю, что она лучшая. Перед смертью Пришвина я был у него в гостях. На стене висели этюды, по которым я понял, что он очень ценил кропотливую и тщательную работу. Как литератор Пришвин понимал пейзаж невероятно, но как потребитель художественных впечатлений был не на очень высоком уровне. Тем не менее, похвала Пришвина была очень важной и для меня, и для окружающих. С тех пор мне стали предлагать книги получше. Я рисовал зайчиков, искренне полагая, что жизнь леса - это и есть мое призвание. Потом самым неожиданным образом выяснилось, что все это полная чепуха. Мне пришло предложение из Москвы участвовать в международном конкурсе иллюстраторов, проходившем в Лейпциге. Он шел уже год, и до конца подачи заявок оставалось полтора месяца. Было дано на выбор несколько тем, в том числе «Шотландская баллада» Роберта Стивенсона.

Детство мое совпало с войной, мать и отчим были профессиональными писателями, и у отчима имелась роскошная библиотека. Там были книги с иллюстрациями Доре, история крестовых походов, Шекспир. Я жил в этом мире, мое детство прошло под знаком игр в рыцари. Поэтому я принялся за «Шотландскую балладу» с невероятным азартом и восторгом, полтора месяца не вылезал из мастерской. Книга удостоилась серебряной медали, и это поставило меня в положение художника, который может выбирать, что ему иллюстрировать. В то же время свердловское книжное издательство развернуло против меня компанию на волне борьбы с формализмом. Несколько лет я, по-прежнему живя в Свердловске, работал в Москве. Сделал «Исландские саги», «Отелло», «Ричарда Третьего». Когда предложили иллюстрировать «Поэму о Ленине», отказался. Между тем в моем родном городе кампания против меня закончилась, сменился художественный редактор. Так я сделал «Эгмонта» Гете, «Слово о полку Игореве». Рисунки к «Орестее» Эсхила уже попали на ситуацию слома.

На четырнадцать лет прекратилась моя работа с книгами. Я радовался переменам, произошедшим в стране, но очень горевал, что их следствием стал развал издательского дела. Иллюстрация как жанр умерла, издатели полагают, что картинки удорожают издание и поэтому не нужны. Может быть, это справедливо применительно к литературе для взрослых, но не для юношества. Я не представляю себе, чтобы в детстве читал «Историю крестовых походов» или «Дон Кихота» без Доре, «Трех мушкетеров» без Бориса Веруа. В образах все запоминается и усваивается гораздо лучше.

Падал вместе с рублем

- 14 лет я занимался живописью, был невероятно увлечен. И вот совсем недавно вновь возникла благоприятная ситуация по книгам. В 2008 мне исполнилось 80, на меня обрушились всяческие почести, и спонсоры образовались. За год издал шесть книг, которые делались всю жизнь. Моя заветная мечта - не вполне стандартный тип книги, где художник играет роль не иллюстратора, а соавтора. «Средневековый роман» - реализация этой мечты. Там три прекрасных средневековых текста, и между ними я рисую атмосферу, в которую погружается читатель.

В книге «Путешествия» собраны рисунки и фотографии, сделанные в период с 1951 по 2002 год. Каждый год мы с моим ныне покойным другом Алешей Казанцевым ездили на этюды. Где мы только ни были - Средняя Азия, север Урала, Иерусалим, Крым, Китай, города Европы. Месяц в году отводился этюды - это был закон. Однажды так сложились обстоятельства, что мы никуда не смогли уехать. «Давай, - говорю, - попробуем порисовать в городе. Рисуем же Бухару, Самарканд. Екатеринбург - тоже красивый город». Начали рисовать, и я этим дико увлекся. Понял, что я смотрю на старый Екатеринбург не как турист, у меня есть ощущение свободы и полного знания. К сожалению, я поначалу относился к этой серии легкомысленно, раздаривал рисунки. Самые старые и в этом смысле самые ценные работы исчезли. Через десять лет книга «Старый Екатеринбург» будет иметь огромную ценность с точки зрения этнографии, потому что из нарисованного мной уже сейчас почти ничего нет. Старые здания сжигаются, на месте них строятся железные и стеклянные сараи. Все наши письма, вопли не имеют никакого значения. В этом смысле город обречен. Мои рисунки - одно из немногих свидетельств о том, каким он был.

Шестая по счету книжка была издана как раз в тот день, когда я по глупости свалился с четырехметровой высоты. Мне надо было поправить штору, я поставил на стол стул, на стул еще что-то и рухнул, пролетев мимо металлического станка и стекол с планшетами. Я стал думать, что кто-то один наверху решил меня немножко притормозить. А другой взял и поддержал, не дав убиться. Перелом позвоночника - конечно, тяжелая история, но рядом с верной смертью почти что благо. Мое собственное падение совпало с падением рубля. Наступил кризис, и спонсоры отвалились мгновенно. Сейчас книжку издать практически невозможно, между тем у меня программа не закончена.

- Удивительно, как издательство «Кучково поле» решилось на вашу книгу мемуаров. Ведь вы - не Майя Плисецкая и уж тем более не Ксения Собчак.

- Семь лет назад умерла моя жена. Вечерами образовалась пустота, которую нужно было чем-то заполнить, чтобы поднять уровень существования. К тому же я вырос в литературной семье, где считали, что если книжка написана - жизнь удалась. Поначалу чувствовал перед листом бумаги полную беспомощность. Постепенно память ожила, возникали эпизоды совершенно забытые, о которых никогда в жизни не вспоминал. Кроме этого жена сохранила мои школьные и училищные дневники, наполовину выцветшие, которые было почти невозможно прочесть. Один из моих приятелей, сценарист, уехавший в Москву, попросил прислать рукопись. Через две недели я получил подписанный издателем договор на выпуск книги. Времени довести рукопись до ума было очень мало, по этой же причине в книге много досадных опечаток. «Скоромный талант» вместо «скромный». Если честно, у меня есть ощущение, что я эту книгу не закончил. Когда выдается свободный вечер, делаю записи. Года через три-четыре попробую издать ее во второй раз.

На открытие своей персональной выставки «Мистерии Воловича» в Челябинском музее искусств сам Виталий Михайлович приехать из Екатеринбурга не смог. Пару месяцев назад он серьезно повредил позвоночник, упав с четырехметровой высоты. Лишь благодаря этому грустному обстоятельству наша встреча в его мастерской получилась не мимолетной. Темы для разговора подсказала изданная в 2008 году книга Виталия Михайловича «Мастерская. Записки художника». Всю жизнь иллюстрировавший, но никогда не писавший книг, Волович оказался замечательным мемуаристом: его «Мастерскую» читаешь взахлеб.

Комментарии
Потрясающее интервью. Герой - настоящий Художник, автор - умница. Спасибо!
читатель
26.02.2009 09:13:00