Новости

Пока центр функционирует в тестовом режиме.

На 26 февраля запланировано 50 развлекательных мероприятий.

Среди пострадавших – два несовершеннолетних мальчика.

Удар ножом он нанёс в ответ на попадание снежком в лицо.

Открытие автомобильного движения запланировано на 2018 год.

В Пермском крае осудили мужчину, который более полугода избивал несовершеннолетнюю.

Выставка получилась уникальной, поучительной и чуть-чуть ностальгической.

В праздничные выходные посетителей порадуют интересной программой.

Школьники встретились с участниками Афганской и Чеченской войн.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Рахманинов — моя самая сильная любовь

18.03.2009
Масштаб игры Николая Луганского и скромность, с которой он держит себя в моменты, когда пальцы не касаются клавиш, поражают. Критики по праву называют музыканта одним из самых выдающихся пианистов современности, но звездной болезни и расслабленности, присущей некоторым исполнителям, получившим мировое признание, у него нет. К этому он призывал и студентов на мастер-классе в Челябинской академии культуры и искусств.

В Челябинске выступил с концертом и провел занятие со студентами всемирно известный пианист Николай Луганский.

Масштаб игры музыканта и скромность, с которой он держит себя в моменты, когда пальцы не касаются клавиш, поражают. Критики по праву называют Луганского одним из самых выдающихся пианистов современности, но звездной болезни и расслабленности, присущей некоторым исполнителям, получившим мировое признание, у него нет. К этому он призывал и студентов на мастер-классе в Челябинской академии культуры и искусств, состоявшемся на следующий день после концерта.

— Вы очень легко схватываете общее эмоциональное состояние, — говорил он студенту Василию Подлесных. — Видимо, вам знакомо ощущение сцены — это замечательно. Но тщательная работа присутствует в меньшей степени. Возьмите тетрадку и попробуйте записать в нотах Пятую сонату Скрябина. Без рояля.

С Олей Добриковой, исполнившей Вторую сонату Рахманинова, Николай Луганский поделился затаенной болью:

— Долго играл вторую редакцию этой сонаты, а с первой познакомился очень поздно и очень об этом жалею. Во второй редакции выброшена масса великой музыки. Здесь сыграла роль безумная, почти нездоровая требовательность к себе Рахманинова. Это глубокое заблуждение, что если что-то сократить, то будет легче слушать. В первой редакции соната длиннее, и многое становится ясным. Я считаю, что каждый человек, играющий эту сонату, должен изучить обе редакции и вправе создать свою собственную.

Николай Луганский дал студентам академии много полезных советов и сам поиграл некоторые отрывки. Это было потрясающе: слушая студентов, он запомнил каждую сыгранную ими ноту. Его замечания выдавали знание особенностей стиля композиторов. После мастер-класса было общение, и один из первых вопросов — о малоизвестной сонате Яначека, которой Николай Луганский открывал концертную программу в зале Прокофьева. Известно, что сам Яначек одну часть сонаты сжег, две другие выбросил в реку Влтаву.

— Я впервые услышал эту музыку 10 лет назад в исполнении замечательного румынского пианиста Раду Луку. Соната произвела на меня колоссальное впечатление. Мне эта музыка очень нравится, и в какой-то момент я ее решил сыграть.

Яначек мало известен в России, что даже странно. Трудно себе представить другого нерусского композитора, который с такой болезненной любовью относился к России и к русским сюжетам. Он написал много опер: «Катя Кабанова», «Записки из Мертвого дома». Его музыка написана кровью сердца. Все, что вызывало у Яначека страшную эмоциональную реакцию, в почти необработанном виде выходило из-под пера.

— Когда вы начинаете учить новые программы, к чему тянется ваша душа? Вот говорят: шопенист, скрябинист…

— Я брукнерист ничуть не меньший, чем бетховенист. Очень люблю музыку композиторов, почти не писавших для рояля, и она мне ничуть не более чужая, чем музыка Шопена или Рахманинова. Может быть, Рахманинов — самая сильная любовь. Бывают моменты охлаждения, когда не очень хочется играть ту или иную музыку. С Рахманиновым такого не возникало, как, впрочем, с Шопеном и с Бетховеном. В следующем сезоне собираюсь играть музыку Альбениса и Гранадоса. Их в России почти не исполняли. Чем больше узнаешь музыки, тем яснее понимаешь: как же мало мы знаем и играем!

— Как вы себя чувствуете в камерных ансамблях?

— У разных людей страх сцены различный. Приятно, что Василий (Василий Подлесных, студент академии — Ред.) играет новые сочинения и не чувствует животного страха. Это замечательное качество, его нужно в себе культивировать, прибавляя к нему чувство ответственности. У меня страх был всегда. Когда выходишь на сцену и остаешься один на один со своим страхом, это совсем не только положительные эмоции. А в момент игры с партнером, поддерживающим тебя музыкально и по-человечески, страха почти нет, остается только удовольствие музицирования.

— В одной из статей вы высказывали не самое положительное отношение к конкурсам.

— Когда один талантливый пианист играет Моцарта, другой — Прокофьева и одному ставят 23, другому — 24 балла, это абсурд. Лучший вариант — сыграл, победил и забыл, больше в этом не участвуешь. Сейчас в мире и в России популярность пианиста определяют другие факторы, и сказать, что они лучше конкурса, было бы смешно. От главного дирижера зависит, кто будет играть в городе, это вопрос личных симпатий. Конкурсная система все-таки гораздо объективнее, поскольку 95 процентов конкурсов — открытые мероприятия. Импресарио не обязаны считать, что первая премия лучше второй, у них есть свои уши.

— Как вы сохраняете блестящую физическую форму?

— Спасибо за комплимент, но я ею не всегда доволен. Люблю играть в настольный теннис, бадминтон.

— Не хотелось бы вам попробовать себя в качестве дирижера?

— Однажды я провел репетицию с оркестром и пришел к выводу, что это не мое. В профессии дирижера музыкальная составляющая меньше, чем в профессии любого инструменталиста, певца. Здесь нужно уметь управлять другими людьми. А для меня другой человек априори ровня. С таким отношением дирижер ничего не добьется. В процессе репетиции я видел смеющиеся глаза. Почувствовал, что не смогу добиться того, чтобы оркестрант перестал ухмыляться. А есть люди с талантами полководца или, как сейчас говорят, управленца.

— Ваши дети занимаются музыкой?

— Ни дочь, ни сын музыкой не занимаются, и меня это скорее огорчает, чем радует. Я сам не из музыкальной семьи и был уверен, что если в доме появляется инструмент, ребенок сам к нему бросается и начинает что-то подбирать. У моих детей не возникало желания подойти к пианино в свободное от уроков музыки время, и я понял, что это не их дорога. Со мной никогда не занимались вопросами технологии: как держать руку, что напрячь, что расслабить. Я думал, что поделюсь соображениями по этому поводу с детьми, но им это не нужно.

— Но вы могли бы передать эти знания студентам.

— Моя педагогическая деятельность в консерватории — такое же хобби, как коллекционирование марок или футбол. Я уделяю преподаванию полдня в месяц. Вообще этот вопрос не очень жизнерадостный. Играть в 20 лет на рояле несравнимо проще, чем в 30, а в 30 — гораздо легче, чем в 50. Но я все-таки надеюсь быть играющим пианистом и лет через 15.

Комментарии
Комментариев пока нет