Новости

Инцидент произошел в Петроградском районе города минувшим вечером.

Инцидент произошел минувшим вечером на Шоссе Космонавтов.

Деньги предназначались для оплаты коммунальных услуг.

Агрессивного наркомана задержали сотрудники Росгвардии.

Учитывались разные аспекты проживания в регионе.

Молодой человек четыре месяца находился в федеральном розыске.

Девушка похитила из квартиры хозяев золотые украшения на сумму 245 тысяч рублей.

Дипломат скончался накануне своего 65-летия.

74-летнего пермяка подозревают в совращении школьницы.

31-летний Вадим Магамуров погиб в минувший четверг, 16 февраля.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Театр поэзии

24.03.2009
Завершившийся в минувшие выходные шестой по счету Евроазиатский фестиваль современной актуальной поэзии «Новый Транзит» зафиксировал новый, проявившийся в региональном литературном процессе конфликт.

Три дня в областном центре, в кнайп-клубе «book-вари» и библиотеке им. Татьяничевой, проходил шестой фестиваль современной актуальной поэзии.

Возвращение в Челябинск, в котором он отсутствовал чуть больше трех лет и который вместе со своим организатором, поэтом и литературтрегером Петрушкиным «променял» на Кыштым, преобразило «Новый Транзит». Если быть точнее — заострило уже и без того намечавшиеся в региональном литпроцессе внутренние конфликты. Проявление некоторых из них, очевидно, невозможно не связать с культурными обстоятельствами соседнего, моргающего в сторону столицы Екатеринбурга, где местный куратор и поэт Василий Чепелев четвертый год проводит премию «ЛитератуРРентген» — с призовым фондом, приглашенными звездами стихосложения и большими чтениями на площадках кабаков, ресторанчиков и частных художественных галерей. Свердловскому литературному движению уже давно свойственна определенная буржуазность, размеренность, самоорганизованность и тяга к комфорту. Вместе с тем, несмотря на свою внешнюю стерильность, неоднократно одобренную представителями авторитетных московских институций, уральские гормоны революционности и взбалмошности, до конца не подконтрольные никаким сдерживающим препаратам, то и дело дают Екатеринбургу о себе знать. Быть слишком правильным город не желает — неинтересно, правда, и окунаться в протест, как в омут с головой, — тоже не хочет.

У южноуральского литературного процесса проблема такая же. Только с точностью наоборот. Свойственное региону влечение к маргинальности и андеграундности и бытовавшее до недавней поры желание демонстративно отгородиться от центра и тамошнего чересчур техничного, искусного отношения к тексту, в определенный момент, кажется, начали давить на местную поэтическую тусовку. И в итоге выдавили из нее этот «Новый Транзит» в отличном от других челябинских мероприятий виде.

«Коньячная» премия

В 2009 году шестой южноуральский фестиваль, обросший в названии новым определением — «Евроазиатский», подрастерял свой наивный дух протеста и чуток искренности, зато повзрослел, забронзовел, оброс театрализованными жестами, перебрался из Союза писателей и отчасти библиотеки в заведение общепита и оградил себя от толп местных графоманов предпенсионного и пенсионного возраста. Впрочем, не избавился от страсти к напиткам покрепче, из-за коей в прошлые годы поэтов-участников из мест проведения мероприятия гнали в шею. Вот и на этот раз в первый свой день «Новый Транзит», обосновавшись в кнайп-клубе, где после переезда в новое помещение в меню, кроме плюшек за 10 рублей и разливного пива, ничего не было, литераторы раскупорили принесенное с собой вино и самопальный 50-градусный коньяк. Бутылку последнего в качестве бонуса к диплому вручили победителю независимой литературной премии «П». Официальным объявлением ее результатов фестиваль и открылся. Главная награда досталась челябинскому автору Янису Грантсу, малые премии ушли к Дмитрию Машарыгину из Озерска и Дмитрию Зернову из Нижнего Новгорода. Двое первых свои стихи прочитали самостоятельно, последнего зрителям дали послушать в записи, конкурсантов из длинного списка «П» прочел приехавший из столицы поэт и критик Данила Давыдов.

Вы слышите меня, бандерлоги?

Второй день «Транзита» тоже начался с алкоголя: екатеринбургского автора, руководителя мастерской клуба «Капитан Лебядкинъ» Андрея Санникова администрация библиотеки им. Татьяничевой из-за запаха перегара сначала не хотела пускать в читальный зал. Там в это время готовились к самопрезентации литературные коалиции: челябинская «Подводная лодка», малопредставительная нижнетагильская формация (когда-то ее выделяли в отдельную школу, основатель коей поэт Туренко нынче от своих учеников отказался и переехал в Подмосковье), упомянутый «Капитан», интернациональная «Северная зона» — семинар-вампир, куда входят авторы из всех предыдущих клубов, и, наконец, поэтическое объединение ЧелГУ «Виноград». Члены последней институции к своему выступлению готовились, как к эстафете: собирались в кучку, присваивали друг другу порядковые командные номера? проговаривали выход («А потом я сделаю так и прочитаю эдак») и на удивление походили на потенциальных участников кастинга «Фабрики звезд».

Презентации клубов с «Винограда», недозревшего, как шепталась аудитория, и начались. Продолжились — «Северной зоной». К этому моменту в помещении библиотеки все-таки появился поэт Санников. Он нарушал размеренное чтение стихов своими традиционными возгласами «Браво!» и «Класс!», по которым никогда не скажешь точно, выражают они одобрение или насмешливое порицание. На выступлении челябинца Сергея Арешина из «Подводной лодки» с виршами про бога и упоминанием женских половых органов Санников, агрессивный верующий, демонстративно поднялся и громко произнес: «Я выйду».

Представление литобъединений было скомкано за недостатком времени и в девятом часу вечера перетекло в запланированную программу «Три поколения уральской поэзии». Сенсаций не вышло — организаторы фестиваля рассчитывали на участие в этом мероприятии Виталия Кальпиди и Владислава Дрожащих, однако ни того, ни другого вытащить на сцену не удалось. Тем не менее младшее звено на вечере показали лицом Наталья Артемьева и Дмитрий Машарыгин, среднее — жесткий Александр Петрушкин, нервозный Сергей Ивкин (Екатеринбург) и спокойная, лиричная Лариса Сонина (Челябинск). За старшее поколение говорили Санников, челябинка Ирина Аргутина, неожиданно ставшая открытием прежде всего для местной аудитории, и Евгения Изварина из Екатеринбурга. Санников читал свои тексты невероятно тихо, обратив лицо к богу, его язык будто прилип к нёбу, дыхание замерло. Сдерживаемые его харизмой и артистичностью зрители смотрели на выступающего, как бандерлоги на Каа, и даже хлопали по его велению. После этого расходились тоже почти в тишине. Или по крайней мере спокойно.

Театр поэзии

В заключительный день «Нового Транзита» опять же в «book-варях» прошел первый большой поэтический слэм, в котором приняли участие 16 человек, а членами жюри стали обычные зрители.

Битва литераторов отразила в каком-то смысле суть всего фестиваля, его ломку от переведения в комфортабельные буржуазные интерьеры и одновременного желания оставаться таким же несогласным со всем и вся.

Отчасти поэтому, вероятно, слэм отличился необузданным темпераментом и артистизмом, взрывным характером. Оставшиеся, видимо, под впечатлением от вчерашнего выступления Санникова поэты вдруг начали играть в суперзвезд, примерять на себя роли, мять в руках синих плюшевых мишек и подолы платья, сладострастно гладить себя по ширинке и имитировать мастурбацию, размахивать по-площадному руками, срываться на крик и полуплач. Слэм, оценка которого, конечно, включает в себя качество исполнения стихов, неожиданно превратился в бутафорский спектакль. Выдохшийся к концу, он, правда, привел к победе не самого театрального автора вечера — Елену Отцевич из Челябинска. Девушка получила в награду 100 рублей — «призовой фонд» слэма обеспечил местный поэт Чубриков.

Литераторы, коих сторонний, не причастный к поэзии зритель оставил наедине друг с другом едва ли не в первый день фестиваля, закрывали «НТ» объятьями и прощаниями, признавались в любви всем и каждому. И эти последние минуты из всех трех дней мероприятия, пожалуй, были единственно принадлежащими настоящему «Транзиту», не сыгранному, а прожитому.

Комментарии
Очень крутая статья. Спасибо.
Бад
28.03.2009 15:28:13
да-да, мне тоже очень понравилось, как здесь написано. Настя, ты молодец.
женя
02.04.2009 13:00:05