Новости

Переговоры Министерства строительства Пермского края с потенциальным инвестором замершего проекта прошли накануне.

По данным Минобороны, еще двое военнослужащих получили ранения.

Местный житель заметил пожар в доме у соседей и поспешил на помощь.

Уральские мужчины придерживаются творческого подхода в решении мобильных вопросов.

Есть и «зеленый подарок»: область выделила средства на завершение строительства очистных сооружений.

Власти Кудымкара пока не знают, как будут обеспечивать жителей питьевой водой на время отключения водоснабжения.

Подрядчика для ремонта крыши определит аукцион.

Испекут блины, посоревнуются, поздравят мужчин с 23 февраля.

Вместо 12 месяцев на посту парень может провести два года на нарах.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Напал попугай на «вентилятор»

30.03.2009
Авиамодели кыштымца Андрея Черных выполняют фигуры высшего пилотажа и успешно отбиваются от птиц.

Авиамодели кыштымца Андрея Черных выполняют фигуры высшего пилотажа и успешно отбиваются от птиц.

Десятки покупателей, припарковав машины у магазина «Набережный», не торопились заходить внутрь. Взгляды их были обращены в сторону заснеженного пруда. Над его поверхностью выделывали немыслимые вензеля миниатюрные самолетики. Вот «бочка», вот «петля Нестерова», «штопор». А вот абсолютно вертикально модель устремляется ввысь, едва не теряясь из виду. Но тут же срывается в пике и уже в метре от земли ленивой бабочкой медленно вращается вокруг собственной оси.

Прекрасен и опасен

Это авиашоу устроили кыштымец Андрей Черных и его племянник из Челябинска Олег. Андрею Анатольевичу 41 год. Вообще-то он радиоэлектронщик. Но вот уже девять лет занимается общепитом и сейчас работает ресторатором. Авиамоделированием занялся три года назад.

— Я с детства увлекался самолетами, строил модели, — объясняет Андрей внезапно вспыхнувшую тягу к авиамоделированию. — Но только недавно благодаря Интернету у меня появилась возможность приобретать модели производства любой страны. Вот этот, из пенопласта, один из дешевых — стоит 5000 рублей. Второй — в четыре раза дороже. А вообще самолетов у меня было с десяток.

Как и всякий летательный аппарат, даже самый маленький, не только прекрасен, но и опасен. Трагический случай произошел два года назад в Венгрии: во время показательных выступлений один из пилотов потерял связь с моделью. При выходе из петли отказала аппаратура. 20-килограммовый биплан на скорости 150 километров в час врезался в зрителей. Пожилая семейная пара скончалась на месте. Четверых отвезли в больницу. Виновника осудили на семь лет.

Посади «морковку»

Пенопластовый самолетик весом в 200—300 граммов никакой угрозы не представлял. Да и назывался он соответственно — фанфлай, то есть летающий вентилятор. Предназначен для полетов над парками, площадями.

— Но это настоящий пилотажный самолет, — заступается за малыша Андрей, — выполняет все фигуры. Ошибка в пилотировании — и он тут же втыкается в землю. Делает так называемую «морковку», после чего разваливается на мелкие части.

Кстати, «морковку» фанфлай на наших глазах все-таки «посадил». Но очень нежно. Мягко так ткнулся пропеллером в снег и остался невредим. Этот ювелирный «тык» проделал не сам, а по велению пульта, который держал 15-летний Олег. Зато на такой фортель не стоит искушать другой планер — красавец «Катану» С-30 итальянского авиаконструктора Сабастьяна

Сильвестро. Это копия самого настоящего спортивного самолета. Машинка серьезная. Поэтому перед запуском Андрей и Олег хорошенько осмотрелись, чтобы впереди и сзади метров на 200 никого не было. Да и меня с восьмилетним Романом, сыном Андрея, попросили сдвинуться в сторону от тропинки.

Олег установил «Катану» на дорожку, взял пульт, укрыл его и озябшие руки меховой муфтой и… Самолетик энергично завибрировал элеваторами хвоста, элеронами крыльев, прокатился пару метров и взмыл в воздух. Несколько секунд — и набрана высота. Крупная модель уменьшилась до размеров голубя.

— Он может лететь вверх сколько угодно, но в пределах визуальной видимости, — прокомментировал Андрей. — Иначе пилот потеряет зрительную связь с аппаратом.

А итальянец между тем носился над верхушками деревьев, взмывал к корпусам трикотажной фабрики, бесшумно нарезал воздух на бешено крутящийся пропеллер. Мощные аккумуляторы бесперебойно поставляли ему электрическую энергию, способную преодолевать пространство со скоростью выше 100 километров. При этом «Катана» выполнял все фигуры высшего пилотажа — все те же «петли», «бочки», «штопоры», «иммельманы». Но были и необычные — фристайл и «3Д-пилотаж», на которые далеко не всегда способны взрослые аналоги. Например, «штопор на ноже», когда модель принимает боковое положение и несется с той же скоростью, что и в обычном положении. Или сложнейший маневр — «бочка», вписанная в «петлю».

Тушка наша!

Себя как пилота Андрей оценивает скромно. Зато по поводу Олега эмоций не сдерживает. Парень (да это мы и сами видели) в пилотаже не уступит признанным профессионалам. На соревнованиях в Екатеринбурге маститые участники отказывались верить, что «этот пацан» взял в руки пульт меньше года назад. Но вскоре недоверие сменилось уважением, и теперь 15-летний парнишка выступает на равных со взрослыми пилотами. Объяснений феномену Олега нет.

У него врожденное чутье. Это когда человек и самолет вдруг пересекаются однажды и понимают: друг без друга им теперь не обойтись.

…А между тем Олег выравнял самолет и дал команду на посадку. «Катана» покачал крыльями и послушно приземлился на то место, откуда несколько минут назад взлетал. Кстати, спешим пролить бальзам на, быть может, оскорбленную гордость патриотов. Все эти «итальянцы», «японцы», «китайцы» и даже «американцы» родом из одной «тушки» — корпуса модели. Все они — производные от нашего самолета Як-54. На базе его конструкции и строятся мировые модели.

На что способен наш Як, доказывают соревнования. Чего только не вытворяют пилоты со своими «тушками»! Даже воздушные бои устраивают. В том числе и с использованием таранов. В воздушных переделках участвовал и пенопластовый «вентилятор». Выдержал лобовое столкновение с самолетом противника, после чего лег на операцию: Андрей его основательно заштопал.

Есть и другие, менее «кровопролитные» сражения, но не уступающие в зрелищности — воздушные танцы. Андрей с племянником пока участие в них не принимали, но исподволь прикидывают, какие балетные «па» и под чью музыку способны исполнить их грациозные мини-Яки.

Птичку жалко

Авиамодели легко «приручаются». Опытные пилоты выводят своих летунов не только на стадионы, парки или, как в нашем случае, на городской пруд. Есть самолетики, способные заниматься воздушной эквилибристикой в спортзале и даже в комнате. Однажды Андрей запустил «летающий вентилятор» в собственной квартире. Одного не учел: за беззаботно порхающей моделью пристально наблюдал попугай. Неизвестно, какие чувства терзали его попугайское сердце. Может, ревность, помноженная на зависть и обиду: вон сколько внимания уделяет хозяин этому общипанному уродцу! И как только самолетик сел на пол, попка тут же на него спикировал. Не заметила неразумная птица: у «вентилятора» с бешеной скоростью продолжал вращаться пропеллер. Смертельная схватка пернатого с бездушным бипланом была скоротечной.

Загрузка — 100 граммов

Ошибкой будет считать, что авиамоделизм — это компенсация за невозможность полетать за штурвалами настоящих самолетов. Ни Андрей, ни Олег не мечтали стать летчиками. Просто им нравится наблюдать за порханием в небе летательных аппаратов. Романтика…

Настроенные более прагматично окружающие не всегда разделяют чувства пилотов. Однажды два суровых типа осторожно поинтересовались, сколько груза самолетик может взять на борт. Андрей беззаботно ответил: «Граммов сто!» «О, — оживились типы, — так это ж можно наркоту на зону закидывать!»

Пригляделись к модели однажды и несколько подростков. Андрей услышал громкий шепот: «Прикинь, это ж кому-то в бошку раз — и сумочка твоя!» А как-то на окраине деревни, где пилоты запускали свои модели, остановился милицейский уазик. Страж порядка заметил: «Ни фига себе, так на нем можно теракты делать! Заряжай тротилом — и вперед».

Вот такая реакция на прекрасное и романтичное. Хорошо хоть есть люди, для которых полет, пусть всего лишь моделей, — состояние души и сердца. И еще чутких пальцев. Таких, как у Олега. Ими можно научить самолеты не только летать и идти на таран, но и танцевать.

Комментарии
Комментариев пока нет