Новости

42-летний Аркадий вышел с работы вечером 22 февраля, сел в автобус и пропал без вести.

От «Сафари парка» до набережной в районе санатория «Солнечный берег».

Смертельное ДТП произошло на автодороге Култаево-Мокино.

100 специальных станций для зарядки экологичных электромобилей.

Массовое побоище произошло в Советском районе города на Обской улице.

Для детей и подростков, победивших тяжёлый онкологический недуг.

В ночь на понедельник в Свердловском районе города загорелся двухэтажный жилой дом.

По словам очевидцев, среди ночи они услышали страшный скрежет и грохот ломающихся конструкций.

Накануне 35-летний дебошир предстал перед судом.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Они не боятся ни «Чайки», ни Мисимы

16.06.2009
Показанные в Челябинской академии культуры и искусств 10 дипломных спектаклей оказались лучше тех, что поставили в этом сезоне профессиональные театры города.

Показанные в Челябинской академии культуры и искусств 10 дипломных спектаклей оказались лучше тех, что поставили в этом сезоне профессиональные театры города.

События у нас в последнее время научились подавать с помпой: сделают на копейку, нашумят на рубль. В минувшие выходные в Челябинской академии культуры и искусств все происходило с точностью до наоборот. Не было пресс-конференций и телекамер. В числе немногочисленных фотографов - сами же студенты и их преподаватели.

За три дня, с 13 по 15 июня, в академии культуры можно было посмотреть 10 дипломных спектаклей, многие из которых оказались гораздо лучше тех, что демонстрировали профессиональные театры в нынешнем сезоне.

Было бы опрометчиво надеяться, что кто-то из челябинцев принесет солнечные июньские выходные в жертву крохотному залу под номером 3201А. Так оно и получилось. Тем не менее, среди зрителей были не только сами студенты и сопереживающие родственники. Режиссеры и театральные менеджеры из Серова, Кургана, Ижевска, Каменска-Уральского специально приехали в Челябинск, чтобы посмотреть на свежеиспеченных актеров и завербовать понравившиеся кандидатуры в свои театры.

Потаскушка и подушка

Начался показ с краткого вступительного слова декана театрального факультета ЧГАКИ Вячеслава Петрова:

- Такого за всю историю академии еще не было.

Откуда столько спектаклей? Отчасти это произошло потому, что на курсе Елены Калужских оказалось 33 студента вместо 24.

Председатель госкомиссии, профессор Екатеринбургского театрального института Вячеслав Анисимов за чашкой чая полушутя спросил:

- Не для того ли набрали, чтобы побольше заработать? Бюджетные места-то ведь строго регламентированы.

Педагог курса Владимир Филонов ответил вопросом на вопрос:

- Если двое при вступительных экзаменах продемонстрировали одинаковые способности, как отдать предпочтение кому-то одному?

Время показало правильность такого подхода: из поступивших почти все доучились до конца. Ребята от своей многочисленности только выиграли. Будь их 10-15, Владимир Филонов точно не смог бы поставить «Трехгрошовую оперу»: где бы ему было взять толпу нищих, проституток и гангстеров?

Вообще названия афиши поражают: «Чайка», «На дне», «Трехгрошовая опера» - шедевры мировой драматургии. «Почтительную потаскушку» и «Ханьданьскую подушку» Сартра и Мисимы соответственно (в афише они так и значатся - в рифму, друг за другом) - не всякий литературовед читал. «Я убил Лору П.», «Про мою маму и про меня» - новые пьесы, только что опубликованные в журналах по современной драматургии.

Однажды, после просмотра спектакля по пьесе Коровкина «Кукла для невесты», я услышала реплику театрального критика:

- В том-то и состоит мудрость режиссера, что он не взял Шексприра. Зачем городку с населением в 30 тысяч человек «Гамлет»?

Шапка должна быть по Сеньке - это одна позиция. Елене Калужских гораздо ближе другая: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». С прошлым выпуском она ставила «Вишневый сад», с нынешним - «На дне».

- Начинать нужно с классики, чтобы была возможность создать глубокие психологические образы, - убеждена Елена. - Насколько это удастся - второй вопрос.

Она дает роли «на вырост», осознавая, что могут быть и провалы. Они и были, но вместе с тем случились и удачи.

Помимо трех педагогов курса (Елена Калужских, Владимир Филонов, Янина Кривоспицкая) среди студентов оказалось четверо ребят, имеющих не актерское, а режиссерское дарование.

Каждому была дана возможность поставить то, что он хотел. И здесь молодые режиссеры проявили редкое упорство.

Семен Филиппов замахнулся на «Смерть Тарелкина». Елена Калужских попыталась было отговорить: «В жанр фарса попасть сложнее всего. Чуть перегнете палку - скатитесь в КВН».

Но парень упорствовал: уж больно понравилась ему пьеса Сухово-Кобылина. И сумел убедить своего руководителя в том, что спектакль имеет право на жизнь. Сам придумал мясорубку - сквозной символ Системы, перемалывающей человека. «Смерть Тарелкина» оказалась самым прокатным и «битковым» спектаклем. Люди сидели на ступеньках в проходе, и нашему фотокору Борису Каулину, чуть опоздавшему к началу показа, пришлось буквально идти по головам.

«Смерть Тарелкина» выявила еще одну немаловажную деталь: актерам Ивану Ручневу (Тарелкин) и Маше Гребенюк (Мавруша) удалось проявить себя с наилучшей стороны. Между тем Маша на диплом представляла Нину Заречную в «Чайке», Иван - Луку в «На дне», и эти роли, по мнению строгих экзаменаторов, удались им в значительно меньшей степени. Так что чем больше спектаклей, тем больше у актера шансов раскрыться.

Если Елена Калужских, создатель Мастерской новой пьесы «Бабы», отвечала за русскую школу психологического реализма, Владимир Филонов, руководитель молодежной студии театра «Манекен», окунул своих подопечных в мир театра европейского, то Янина Кривоспицкая, актриса театра «Бабы», работала со студентами над новой драмой.

Для постановки она выбрала трогательную, смешную и немного сентиментальную пьесу «Про мою маму и про меня». Елена Исаева написала ее про себя. Девочка 15 лет мечтает стать знаменитой. Пробует себя в музыке, гимнастике, театре и литературе, но советские секции и кружки особой радости не приносят. В итоге Лена приходит к простой мысли: неважно, в чем проявится твой талант, главное - стать человеком. Эту пьесу студенты играют с азартом, чувствуется, вкладывают в нее свое собственное, еще не совсем позабытое детство.

Драгоценная «Трехгрошовая»

На вопрос «Где можно будет снова посмотреть вашу «Трехгрошовую оперу?» Владимир Филонов отвечает с дзен-буддистским спокойствием: «Нигде, спектакль умер».

Филонов как никто другой понимает: выпускники разлетятся по разным городам и снова собрать их вместе будет невозможно. Между тем мысли о второй жизни гангстерской мелодрамы возникали не только у простых зрителей («Как я буду жить без Брехта?» - услышала я совершенно искреннее восклицание девочки с заднего ряда).

И на курсе Елены Калужских нет Джанис Джоплин и Фредди Меркьюри. Но Владимир Филонов сумел выстроить роли в рамках вокальных и пластических возможностей своих подопечных, а сами возможности значительно расширить. Для этого с ребятами занимались не только педагоги по пластике и вокалу, но даже профессиональный степист. Очень пригодились умения, полученные еще в музыкальной школе.

Актер Антон Шарафутдинов в «Трехгрошовой опере» стал … тапером, и весь спектакль прошел под живую музыку. Саму музыку, кстати, часто пытаются упростить и адаптировать. Владимир Филонов обратился к первоисточнику - Курту Вайлю, взяв лишь несколько мелодий от челябинского композитора Татьяны Шкербиной, что не только не испортило, а напротив, очень украсило общую музыкальную картину. Музыку Вайля, Джоплин, Бреговича и Шкербиной привел к единому знаменателю все тот же Антон Шарафутдинов.

Из Челябинска - в Голливуд

Театральная декада была подготовлена еще одним событием, которое особо не афишируется. Цифровой код актерской специальности с этого года заканчивается на 01, а не на 03, как это было раньше. Вроде бы чистая формальность, но разница в статусе есть: актеров 01 готовят только в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ярославле, 03 - в любом институте культуры, коих в России множество.

Главный вопрос - останутся ли ребята в профессии? Судьба прошлого курса Елены Калужских оказалась печальной: актрисами стали только Ира Данилова и еще две девочки, работающие в других городах. Все парни работают в других сферах. Что будет с нынешним выпуском, покажет время, но студенты пока настроены решительно:

- Только три-четыре человека из нас видят себе применение в других сферах, - уверяет Иван Ручнев. - Остальные хотят связать свою судьбу с театром.

Что же сами театры? Двоих (актера Валентина Париева и режиссера Семена Филиппова) присмотрел себе Челябинский камерный. Елене Будяковой будет предложено поставить что-то в ТЮЗе. Вот, собственно, и все челябинские вакансии. Но много и других. Конкретные предложения поступили из Тобольска, Ижевска, Каменска-Уральского и Кургана. Невероятную активность проявила главный режиссер Серовской драмы Юлия Батурина: ходила на все спектакли, а вечером второго дня даже провела общее собрание. Условиям, которые предлагает стотысячный Серов, может позавидовать миллионный Челябинск: жилье, зарплата 20000 рублей и полная занятость (театр выпускает девять премьер в год).

Предложения заманчивые, но у молодых актеров есть и свои амбиции. Некоторые хотят покорять Москву с наскока (устроиться на работу в один из театров) и более долгим путем - вновь поступить на первый курс. В РАТИ в этом году набирает студентов Сергей Женовач - имя в театральных кругах авторитетное, и конкурс будет очень жестким. Но не странно ли учиться два раза одной и той же профессии?

- Не странно, - уверяет Елена Калужских. - Этот же путь прошла в свое время Инга Оболдина: окончила сначала нашу академию, а затем курс Петра Фоменко. Архисложно после всего, что знаешь и умеешь, поступить на первый курс. Но если человек способен открыться и принять, почему бы нет? В Москве другой подход: так основательно и подробно, как у нас, там не учат. Берут студента как уже готовый материал и начинают его использовать.

Москва - не предел мечтаний. Две челябинские выпускницы хотят штурмовать Голливуд.

Педагоги курса обрезать крылья никому не хотят. Но напутствуют: не отвергайте сразу предложения, поступившие из театров малых городов. Вернуться из столицы ни с чем вовсе не стыдно, и кто знает, где актерская судьба сложится более счастливо.

Еще не успели высохнуть слезы расставания (а их на выпускных спектаклях было пролито немало), как начинаются вступительные экзамены на специальность «актер и режиссер драматического театра». Первый экзамен 15 июля. Педагоги те же - Елена Калужских, Владимир Филонов, Янина Кривоспицкая.

Комментарии
Комментариев пока нет