Новости

Плакат у участников марша изъяли сотрудники полиции.

Несмотря на случившееся, Касьянов продолжил участие в памятном мероприятии.

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Жил-был Старик

16.12.2009
В Челябинске открылась выставка, посвященная творчеству Старика Букашкина — культовой персоны свердловской неформальной культуры.

В Челябинске открылась выставка, посвященная творчеству Старика Букашкина — культовой персоны свердловской неформальной культуры.

Всеми его многочисленными ироничными прозвищами и званиями — фолк-панк-скоморох, Народный дворник и Народный старик России, Какий Акакиевич Кашкин и просто Букашкин — он награждал себя сам. Со своей косматой бородой и большущими глазами, одетый в футболку с надписью «I am the great Russian poet» и в разнообразные головные уборы (от шутовской тюбетейки с бубенцами до милицейской фуражки без кокарды), Евгений Малахин — таково его настоящее имя — стал для свердловской артистической и общегородской среды не просто эксцентричным музыкантом, стихотворцем и просветителем. Он при жизни еще превратился в настоящего героя народного эпоса, имеющего огромное количество последователей не только на Урале, но и за его пределами. Известный художник Александр Шабуров из арт-группы «Синие носы», ныне проживающий в столице, для последней Московской биеннале современного искусства подготовил специальную экспозицию о Старике. В самом Екатеринбурге почти два года существует движение имени Букашкина.

Постоянно собирая в своем подвале на улице Толмачева толпы людей (он мог и случайных прохожих затащить к себе в мастерскую), художник вручал гостям разделочные дощечки и краски и заставлял рисовать — сам он рисовать то ли не умел, то ли не хотел. И нередко он становился ключевым образом подобных примитивистских поделок со слоганами типа: «Слезятся маленькие глазки у крокодильчика без ласки». Их, к слову, художник после раздавал на улицах города. Вот так брал с собой кучу деревяшек и самодельных книжек, распихивал их по карманам своего балахона и одаривал всех подряд.

В челябинской галерее «ОкNо», где на этой неделе заработала посвященная уральскому деятелю экспозиция с подзаголовком «Пространства общения» (а Букашкин был в высшей степени коммуникативным художником), некоторые из подобных уличных выступлений щедро задокументированы в фотографиях. А знаменитые дощечки тут же подвешены на веревочках к потолку.

Букашкин и власть

В советскую эпоху за ним, конечно, приглядывали. Кэгэбэшники наведывались к Букашкину время от времени, интересовались, как тот относится к одному или другому художнику, а он, несмотря ни на что, мог себе позволить в начале 1980-х на весь троллейбус сказать: «Я считаю, что коммунистов и наркоманов убивать не надо — их лечить надо. Это ж больные люди!». На следующей остановке, перепугавшись, выходили почти все.

Букашкин и фотоэксперименты

Первые необычные эксперименты он начинал под своим именем еще в 1970-х, фактически предвосхитив своими как бы случайно сделанными снимками «от бедра» популярное нынче среди молодой публики направление фотоискусства — ломографию. «Надо наугад щелкать. Серийными фотографиями лучше всего фиксировать движение, как все меняется», — объяснял свои опыты Букашкин. Впрочем, одними только небрежными кадрами (чаще всего в них можно было угадать обнаженные тела) он не ограничивался и в буквальном смысле варил пленку, после для большего эффекта обливал ее кислотой, добиваясь неповторимой случайности снимка. Наконец, распечатывал эти фотографии на рулонной бумаге большого формата. С такими работами в Москве, где в те годы проходила первая авторская фотовыставка «Фотохудожники Союза», Букашкин был единственным представителем Свердловска.

Некоторые его эксперименты в этой области (правда, гораздо меньших размеров) представлены и на выставке в «ОкNе». Рядом размещены знаменитые его антиалкогольные плакаты, изготовлением которых Букашкин занялся с объявлением моратория на спиртное в 1985 году.

Букашкин и «Картинник»

Общество «Картинник», созданное им в 1988-м в подтверждение идеи о том, что искусство — это безвозмездный акт коммуникации, а не выставленное на продажу материальное произведение, никогда не имело постоянного состава. Членом объединения мог стать всякий попавший в подвал Букашкина. До начала 1990-х «картинники» вместе со своими лидером объездили все Советы (бывали и в Челябинске), не умея играть ни на одном из инструментов, располагались в фойе ДК, где проходили рок-фестивали, и выкрикивали под балалайку смешные речовки. Вокруг собирались все кому не лень, и в разное время участниками выступлений становились небезызвестные музыканты Егор Летов, Янка Дягилева, Майк Науменко и другие — кое-кого из них даже можно узнать на снимках в галерее «ОкNо».

Букашкин и город

Вместе с другим объединением — «Новые дворники России» (к тому времени он сменил работу инженера-энергетика и стал убирать улицы) — Букашкин принялся в 1990-х облагораживать городскую среду. Раскрашивал заборы и мусорные баки веселыми рисунками с нравоучительными слоганами (не надо пить, курить, сорить, а надо жить дружно и всех любить). У него спрашивали тогда неоднократно, зачем он это делает, это же недолговечно. «Да, недолговечно, но на помойке работы хоть немножко на свежем воздухе побудут, а в музее воздух уж больно затхлый». Парадоксально видеть сегодня эскизы некоторых подобных росписей на выставке в челябинской галерее.

Выставка «Евгений Малахин/Старик Букашкин. Пространства общения» продлится в галерее «ОкNо» до 29 декабря. Вход свободный.

Комментарии
очень интересно, спасибо!
оля
16.12.2009 13:08:17