Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Я странный: у меня только одна жена

06.01.2010
У польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси есть новая роль для Никиты Михалкова.

У польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси есть новая роль для Никиты Михалкова.

Всемирно известный польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси прилетел в Екатеринбург на открытие кинофестиваля семейного кино, не очень хорошо представляя особенности уральского климата. Дрожа от холода в своем элегантном сером плаще, он выразил робкую надежду, что такие морозы (на улице было минус 16) исключительны и холоднее не бывает. Узнав, что бывает куда серьезнее, поразился: как вы здесь живете?

- Пан Кшиштоф, вы ведь в Екатеринбурге уже бывали, как, впрочем, и в Челябинске?

- Я на Урале третий раз. Впервые побывал году в 2000-м - тогда еще Екатеринбург выглядел довольно провинциальным, а сейчас куда ни посмотрите - небоскребы. Правда, как и во всей России, как и во всем мире, почти все стройки у вас тут остановились. Это одна из печальных примет года. Я только что был в Абу-Даби - и там все замерло...

- У нас давно не попадают в прокат польские фильмы. Доходят ли до польского зрителя российские картины?

- Да, благодаря ежегодному фестивалю нового российского кино. В течение месяца он проходит по всем главным польским городам и пользуется удивительным успехом, в том числе коммерческим. Обычно в его программе шесть-семь картин, и залы всегда переполнены.

- В России недавно появился новый государственный праздник - отмечаем день изгнания поляков из Москвы. В Польше не обиделись?

- Думаю, должны огорчиться французы.

- ?!

- Ну как же - их тоже изгнали из Москвы, только на 200 лет позже, и никто этот день не празднует. Наверное, они нам завидуют. Если же говорить серьезно, то, по-моему, поляки не обратили на это внимания. Конечно, есть определенное напряжение между нашими странами, особенно на уровне политики, дипломатии, но мы стараемся его преодолеть. Сам я участвую в этом процессе как председатель польско-российского гражданского форума, в работе которого участвуют разные советники господина Медведева и господина Путина.

- Но когда вам предложили стать послом Польши в России, вы отказались…

- Да, такое предложение было года два тому назад, и я могу свободно об этом говорить, потому что такая информация появилась на официальном сайте нашего МИДа. Это был бы интересный элемент моей биографии, но я решил, что смогу больше сделать, считая себя послом в метафорическом смысле, нежели будучи реальным чиновником. Этот пост занял мой хороший друг, с которым мы часто встречаемся, и я вижу, как много ограничений накладывает официальная дипломатия. А я могу себе позволить высказываться гораздо более откровенно и общаться с людьми так, как не может посол.

- Дипломаты стали героями вашего фильма «Персона нон грата», одного из них сыграл Никита Михалков. Говорят, у вас есть для него новая роль?

- Я давно с ним не общался, он сейчас так занят: жду, когда выйдут его «Утомленные солнцем-2» и «Утомленные солнцем-3». Тогда и вернемся к сюжету, который Никиту заинтересовал. Действие происходит в Харбине в 1920-е - 1930-е годы.

- И снимать собираетесь в Харбине?

- Легче это будет сделать во Владивостоке - он сейчас больше похож на Харбин того времени, чем настоящий Харбин. Но, может быть, чем-то нам в этом проекте и Китай поможет.

- Как вышло, что ваш дед родился в Сибири?

- Мы даже не знаем точно, где именно в Сибири! Это драматическая история, не столько для кино, сколько для романа. Дед родился в семье ссыльных поляков, которые умерли, когда он был ребенком, и он пешком вернулся в Европу. Три года шел, за это время забыл польский язык и название того места, где похоронены его родители. В Санкт-Петербург он пришел совершенно без денег, стал работать, разбогател, построил фабрику - к счастью, с филиалом в Варшаве, куда он и уехал, когда большевики захватили власть и отняли у него фабрику. Когда нацисты убили деда, ему было уже за 80, а мне года три или четыре, я его немножко помню. Он очень любил Россию, ее культуру, и даже чай пил по-русски, с лимоном, а не по-европейски, с молоком. И по-польски говорил с сильным русским акцентом.

- Так вот откуда у вас великолепный русский язык - из семьи!

- Нет, из польской средней школы! У нас было не принято иметь хорошую оценку по русскому языку - считалось, что тот, кто учит русский, плохой патриот. Отец на меня давил: «Это глупость, не обращай внимания! Политика - политикой, а русский язык ты знать должен!» Я был нехорошим патриотом - у меня была пятерка.

- Сколько всего языков вы знаете?

- Шесть, кажется… Мой отец, который пытался воспитать меня скромным человеком (к сожалению, ему это не удалось), говорил: «О, с такими знаниями ты способен работать на reception в международной гостинице!» В том смысле, что само по себе знание языков ничего не значит - надо еще иметь, что сказать. Язык - просто инструмент… Но при этом он мне немножко завидовал, потому что знал на один язык меньше, чем я, - он не владел испанским.

- Раз уж вы прилетели на открытие фестиваля семейного кино, расскажите еще немного о вашей семье.

- Представьте себе: я кинорежиссер, а у меня только одна супруга, и другой не было, и у нее тоже до меня не было другого мужа! Такая мы странная, несовременная пара.

- Сколько лет вы уже вместе?

- Точно не помню - лет 30, наверное. Первые годы у нас был только религиозный брак, а гражданский мы оформили уже после падения коммунизма. Поскольку наш союз был несколько лет тайным, это было очень неудобно - например, в самолете брали разные места, делая вид, что мы не вместе. Это были 80-е годы, время Ярузельского. Моя жена из семьи князей Четвертинских, которые ведут свой род от Рюриковичей и знают своих предков еще со времен Киевской Руси. Они только в XVIII веке перешли из православия в католицизм, так что ее семья тесно связана с Востоком.

- Вы с Востоком тоже связаны: давно преподаете в Индии. Кстати, передо мной ваша книга, вышедшая в Москве в 1978 году.

- Боже, откуда у вас это!

- … и в ней вы размышляете об отношениях кино и телевидения. Телевидение более демократично, более доступно, поэтому должно быть более простым. А в Индии, пишете вы, ситуация обратная: телевидение доступно узкому слою населения, поэтому именно там находит пристанище более сложное кино. Изменилась ли сегодня тамошняя ситуация?

- Конечно, телевидение стало более доступным, но по-прежнему во многих деревнях его нет. А кино доходит до самых глухих уголков: приезжает машина, на площади вешают экран, показывают фильмы на 35-миллиметровой пленке - для всей деревни это настоящий праздник! Так что в Индии на телевидении кино более сложное, чем в прокате.

Но вообще глобализация касается и Индии - не только в том смысле, что до нее доходят какие-то европейские или американские веяния, но и на западный мир Восток влияет все активнее. Фильм «Миллионер из трущоб» - подделка под индийское кино - имел большой успех на Западе. И речь не только о кино: если кризис в Индии - это нас касается, если цунами в Юго-Восточной Азии - тоже. Мы живем в едином мире.

- В ваших фильмах доминирует слово, диалоги в них важнее, чем картинка - вам никогда не хотелось просто писать книги, не связываясь с таким технологически громоздким делом, как кино? На бумаге все можно изложить без посредников…

- Во-первых, полагаю, у нас хватает мастеров слова, до уровня которых мне никогда не дотянуться. А во-вторых, картинка для меня тоже очень важна. Когда вы не только слышите какие-то слова, но видите лицо человека, его глаза, это уже не просто слова - это кино.

Андрей КУЛИК

Комментарии
Комментариев пока нет