Новости

Парк имени Ленина приглашает в «Мурляндию».

Церемония закрытия состоялась на многофункциональной арене «Ледяной Куб».

Трехлетний мальчик умер в реанимации детской больницы Челябинска.

Можно быть в курсе всех новинок, не выходя из дома.

Чиновники сели за парты в школе управления.

Инвентаризация точек загрязнения главной реки России стартовала в Ярославской области.

По данным ГИС-центра ПГНИУ, заканчивающаяся сегодня зима стала самой снежной за последнее десятилетие.

В один из районных судов Великого Новгорода поступил необычный иск.

Олимпийца, многократного чемпиона СССР и чемпиона мира не стало в 69 лет.

Причиной смертельного происшествия стало взорвавшееся колесо.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
  1. Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?
    1. Команда останется без медалей - 10 (83.33%)
       
    2. «Трактор» завоюет Кубок Гагарина - 1 (8.33%)
       
    3. Повторит достижение 2013 года и станет серебряным призером - 1 (8.33%)
       

Нравится быть скоморохом

11.01.2010
Актерскому и семейному дуэту Виктора и Надежды Нагдаевых тесно на сцене одного театра.

Актерскому и семейному дуэту Виктора и Надежды Нагдаевых тесно на сцене одного театра.

В областном краеведческом музее случается праздник. В русской избе дают представление скоморохи. Даже тихоням и скромникам не удастся отсидеться в уголочке. Участниками театрального действа становятся все без исключения гости.

Целый год готовили программу Виктор и Надежда Нагдасевы, актеры Камерного театра.

Воссоздать атмосферу народного театра, такого, какой выступал в прежние времена на ярмарочных площадях, оказалось непросто. Сами актеры признаются, что в спектакле им пришлось использовать чуть ли не все свои умения и навыки. В скоморошьем действе и куклы, и маски, и актерские перевоплощения, и работа с публикой.

Разговор с Виктором Нагдасевым, главой семьи, получился не только о новом спектакле. Ушедший год стал трижды юбилейным для творческого тандема. Тридцать лет назад началась актерская деятельность Виктора Степановича, двадцать лет Надежда и Виктор трудятся на сцене Камерного театра и первую круглую дату отметил созданный Нагдасевыми театр «Пара плюс».

- Наши люди не воспринимают иронии и смертельно обижаются на любые шутки. А вы, когда обращаетесь к народу, не боитесь, что вас не так поймут?

- Чтобы правильно поняли, надо раскачать людей. Помните, Ян Арлазоров выходил на сцену и говорил солидным мужчинам из зрительного зала «мужик». И ничего, человек принимал условия игры, откликался. Наше состояние скоморошества, озорства так увлекает, что люди охотно вступают в игру, с радостью становятся царевнами, заграничными послами, кручинятся, изображают «любовь в глазу».

- Виктор Степанович, вы - заслуженный артист России, человек в городе уважаемый, известный. Для чего вам нос красить, в шуты рядиться? Неужели не хотелось бы развалиться в кресле, команды отдавать, с помрежками любезничать?

- Команды раздавать - это другое ремесло, я не люблю командовать. Моя профессия играть, а если мне что-то нужно, то лучше сделаю сам, чем я буду просить кого-то.

Вот, представьте себе, нравится мне быть скоморохом. Меня давно интересовало это состояние, когда в озорстве, в хулиганской выходке можно сказать о серьезных вещах, которые всех беспокоят. У нас были попытки выйти в эту тему через сказки Шергина и Писахова, мы делали программу «Затейное слово с прискоком», где под балалаечку, с частушечками, прибауточками, пару-тройку баек в различных вариантах разыгрывали. Но этого казалось мало, хотелось "выспаться" на скоморошьей теме. Наконец, состоялось.

- В «Скоморошьих посиделках» 9 героев, а актеров всего двое. Каково играть «за себя и за того парня»?

- Я люблю момент мгновенного перевоплощения, трансформации, это непросто, но интересно, безумно увлекает. В «Томе Сойере» у меня 6 ролей. В спектакле "На Пасху солнце всегда танцует" я играю доктора, генерала, чеченца...

- Это же морально тяжело!

- Когда ты живешь персонажем на протяжении двух часов, тогда, конечно, требуются затраты глубинные, психофизические. А у меня задача - только раз обозначить героя. Я не буду проживать, я покажу только несколько черточек, красочек, и все станет ясно. Это увлекательный процесс. Меня в театре стараются привлекать в такие роли, потому что знают, мне это нравится. Мы четыре года играли в картинной галерее «Детектив на двоих», там по сюжету дама приводит домой бомжа, отмывает, причесывает, превращает в двойника своего мужа. Убеждает, что муж умер, но надо получить страховку. А потом появляется муж и убивает самозванца. Охранники стойку принимали, когда я, оборванный, грязный спускался к ним в образе бомжа. Спрашивали: мужик, ты как сюда попал? А я переодевался на лестнице и через минуту выходил уже другим персонажем. Зрители в недоумении. Они знают, что меня только что убили, вон ботинки торчат, а я снова выхожу. Классное ощущение. Когда меня не узнают в образе - это высшая похвала!

- Неужели весь театр «Пара плюс» держится только силами двух человек?

- Нет, конечно, у нас много друзей, с которыми мы вместе работаем. Этот проект мы сделали вместе с Еленой Куклиной и Михаилом Богуславским. Они пишут сценарии, режиссируют. Театр - их хобби. Елена - врач-отоларинголог, а Михаил - поэт и журналист. Не знаю, что бы мы делали без нашего оформителя Нины Амелиной, без швеи Надежды Ждановой. Они наши самые бредовые идеи воплощают в жизнь.

- Вот вы сейчас балагурили, шутили, народ завели. Много сил ушло?

- Очень. Близкий контакт, никуда не спрячешься. Приходится быть «в мыле», чтобы не рассеивалось внимание. На пупе вертимся, грубо говоря.

- Не боитесь в депрессию впасть? Говорят, в актерской среде это частое явление.

- Депрессии почему возникают? Из-за пассивности. Многие актеры ждут, когда их заметят, когда им дадут роль. Если предложений долго нет, они не находят себе применения, начинают тосковать, заниматься склоками, пить. Безработный актер, да и не только актер, вообще безработный - это потенциальный склочник. А мы с Надей не ждем «милостей от природы», чтобы дали роль, принесли пьесу... Все делаем сами - и роли себе находим, и пьесы. Я все делаю сам, постоянно нахожусь в работе, потому и некогда мне склочничать и в депрессию впадать.

- Все-все сами? А мусорное ведро дома тоже сами выносите?

- Конечно, сам. Я не только ведро умею выносить. У нас дома есть мебель, которую я сделал своими руками. Люблю столярничать, реквизит к спектаклям «Пара плюс» сам готовлю, в Камерном очень много «моих» декораций. В 90-м году мы выпускали спектакль "Археология", а фирма-изготовитель декораций напутала, сделала их лицевой стороной внутрь. Надо было срочно менять. Жил тогда театр очень тяжело, даже на гвозди денег не было. Как работать? И тут я вспомнил, что монтировщики, когда выдирают гвозди, не на помойку их уносят, а на сцене во все дырки сбрасывают. Я взял огромный магнит и два ведра гвоздей из щелей насобирал. Потом залил керосином, очистил, выпрямил и этими гвоздями работал. Нам надо было выжить, поэтому деньги экономили на всем.

- Не жалели, что из государственного театра в Абакане перебрались в Челябинск, на пустое практически место?

- Всякое было, и моменты депрессии тоже, кстати, появлялись. В Абакане у нас с Надей быт налажен был от и до, недостатка в работе не было. Конечно, трудно было в Челябинске на новом месте, но мы сдюжили. Двадцать лет уже в Камерном и, дай Бог, и дальше не разлучаться. Можно было бы, конечно, уйти, заняться своим делом, но, помните, у Маяковского: «землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя»? Так и здесь. Камерный - он же наше детище. Как его можно предать?

А жалею я о том, что часто приходится тратить энергию не на созидание, а на выживание. Это неправильно.

- Вы до сих пор работаете на выживание?

- Конечно.

- А театр «Пара плюс» тоже из целей выживания создан?

- По большей части, нет, это для души, и цели, скорее, просветительские. К нам сами преподаватели обращаются, просят помочь: уроков по литературе мало, как детям усвоить программу? Вот мы и играем программы о Маяковском, Пушкине, Зощенко… В спектакле об Ахматовой мы затронули очень интересную для нас тему взаимоотношения человека с творческой средой. Человеку нужно занять активную позицию, отвоевывать себе место, а вопрос таланта отходит на второй план. Женщине-поэту отвоевать место тяжелее, чем мужчине. Если уж даже Николай Гумилев не воспринимал стихи жены - Анны Ахматовой, говорил, иди в балерины, займись чем-нибудь другим.

- Какие у вас планы на будущее?

- Весной мы очень хотим провести очередные поэтические посиделки в Камерном театре. Пригласим поэтов, почитаем стихи. Будем делать программу о Твардовском. Но про это пока рано говорить. Надя постоянно повторяет: хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Комментарии
Хороший материал. Нагдасев производит впечатление очень интересного собеседника. Особенно смешно про магнит!
В. Величко
14.01.2010 14:24:34