Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Бедные родственники и равные среди равных

22.09.2010
Челябинцы и магнитогорцы на театральных фестивалях «Золотая репка» и «Петрушка Великий»

Челябинцы и магнитогорцы на театральных фестивалях «Золотая репка» и «Петрушка Великий»

Театральных фестивалей в России осенью больше, чем пожаров летом. От Сахалина до Калининграда кипит фестивальная жизнь. Грустно, что в последнее время эти праздники и экзамены Мельпомены обходятся без южноуральских театров. Они перестали быть и хозяевами (все фестивали в области заморожены, как говорят, из-за отсутствия денег, хотя этот аргумент заставляет вспомнить фразу легендарного кота Матроскина: «Средствов у нас хватает, у нас мозгов не хватает») и гостями на чужих праздниках. Нечего везти, нечем удивлять театральный мир. Разумеется, есть исключение: «золотомасочная» «Гроза» Магнитогорской драмы переезжает с фестиваля на фестиваль, только в этом сезоне ее ждут в Южной Корее, Чили, Израиле и много где еще. Остальные театры сидят по своим избушкам, огурцы из кадки едят и всерьез считают свои театральные «огурцы» самыми вкусными на свете, что уже давно не так. Именно серьезные, качественные фестивали помогают вернуть остроту театрального зрения, увидеть не только достижения, но и проблемы, заняться перспективным творческим планированием, а не бездумно плыть по течению. Иначе апатия, стагнация, закулисные склоки и потеря остатков зрительского интереса.

Лед тронулся: в нынешнем сентябре сразу три южноуральских театра отправились на фестивали. Челябинский ТЮЗ сыграл пушкинскую «Сказку о золотом петушке» на фестивале театров для детей «Золотая репка» в Самаре, а в Екатеринбурге на фестивале театров кукол «Петрушка Великий» свои спектакли показали Челябинский театр кукол имени В. Вольховского («Человек в футляре» по мотивам рассказа Чехова) и магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» («Умка» - история про белого медвежонка, памятная всем еще по прекрасному мультфильму советских времен).

«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» НА «ЗОЛОТОЙ РЕПКЕ»

«Золотая репка» (ее главный организатор - самарский театр юного зрителя «СамАрт») - фестиваль с историей и традициями. Проводится раз в два года, нынешняя «Репка» уже девятая. Особенность фестиваля - деятельное формирование будущего, завтрашнего дня российского театра для детей. Здесь работает лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких», где начинающие режиссеры (недавние выпускники театральных вузов или студенты-старшекурсники) за считанные дни создают вместе с актерами «СамАрта» своеобразные спектакли-эскизы, некие заявки на будущее полноценное театральное зрелище. Из таких эскизов выросло несколько спектаклей девятой «Репки». Например, «Азбука Льва Толстого» в постановке молодых режиссеров Юрия Алесина и Евгения Зимина (идея арт-директора «Золотой репки» знаменитого драматурга Михаила Бартенева). Как известно, великий писатель учил по своей «Азбуке» учеников Яснополянской школы складывать буквы в слоги, слоги - в слова, слова - в истории и загадки («Маленький Данилка в петельке удавился»: какой ребенок не догадается, что речь идет о пуговке). А в спектакле «СамАрта» из «букв» театрального языка (звук, цвет, удивление, фантазия, реакция, движение) на глазах маленького зрителя рождается живое и увлекательное чудо Театра. Другая лаборантка прошлой «Репки», молодой режиссер Полина Стружкова представила на нынешнем фестивале «Красную Шапочку» по пьесе современного французского драматурга Ж. Помра как мистическую, стильную и страшную историю о красоте порока (за это, разумеется, отвечал Волк) и тайнах и комплексах взрослеющего существа. Этот спектакль «СамАрта» напоминает постановки модного столичного театра «Практика»: минимализм, замечательное видео и дух театральной провокации.

Российский академический молодежный театр из Москвы привез две постановки учениц знаменитого режиссера и педагога Сергея Женовача: Марфа Горвиц-Назарова поставила с командой молодых актеров РАМТа веселый и лихой спектакль по «очень страшной сказке» Афанасьева «Бесстрашный барин», а Сигрид Стрем Рейбо (она родом из Норвегии) - киплинговскую историю «Как кот гулял, где ему вздумается». У молодых «женовачек» (сколько талантливых девушек пришло в режиссерскую профессию!) просто-таки моцартовский дар сценической простоты, внятности, бьющей через край энергии и обаяния. Условия театральной игры задаются и весело формулируются прямо на глазах у зрителя, радостно их принимающего. Очень важно вот что: актеры, играющие в этих двух спектаклях, не просто молоды, красивы, пластичны и профессионально оснащены. В них есть уверенность и сила по-настоящему свободных людей, таких, на которых хочется быть похожими юным зрителям.

Было множество других замечательных впечатлений. Два театра (Барнаульский молодежный и Екатеринбургский ТЮЗ) привезли постановки по модной пьесе У. Хуба «У ковчега в восемь» про историю Всемирного потопа, увиденного глазами трех пингвинов. У режиссера Дмитрия Егорова в Барнауле получился почти эпос (правда, с рэпом), у Евгения Зимина в Екатеринбурге - почти анекдот с танцами. Кировский «Театр на Спасской» сыграл «Толстую тетрадь» по роману А. Кристоф в постановке Бориса Павловича (спектакль-номинант последней «Золотой маски») - историю о том, как война расчеловечивает, духовно опустошает даже детей, двоих братьев. Два брата были и героями трагического спектакля Башкирского молодежного театра «Ночевала тучка золотая». Анатолий Приставкин писал о событиях 1944 года, депортации чеченского народа, режиссер Мусалим Кульбаев ставит и про наше время тоже, и для него это принципиально. Закрывал фестиваль спектакль «СамАрта» «Фальшивый купон» (драматическую версию повести Льва Толстого написала Наталья Скороход, осуществил постановку известный петербургский режиссер Анатолий Праудин). «Фальшивый купон» - это поздний Толстой, морализатор и проповедник, отчасти резонер. Удивительно, но для этой простой истории режиссер Праудин нашел краски театрального экспрессионизма, гротеска, а зрительный ряд спектакля (художник Алексей Порай-Кошиц) - просто-таки антология русского живописного авангарда. Сочетание, казалось бы, несочетаемого вышло удивительно органичным.

Челябинский ТЮЗ сыграл в огромном зале Самарской драмы свою «Сказку о золотом петушке». Надо сказать, что театр попал в ситуацию форс-мажора: нынешним летом из нашего ТЮЗа ушли 11 актеров, играющих в этом спектакле, и специально прилетевшему из Хабаровска режиссеру «Петушка» Константину Кучикину пришлось за несколько дней осуществлять скоропалительные вводы. А ведь та вокальная и пластическая партитура, на которой во многом строится эффект этой постановки, была результатом долгой и напряженной работы. Как результат - форма осталась (не без потерь), внутренняя энергия ушла. Стали видны проблемы театра. И частные, и общие. Главная из последних - отсутствие творческого лидера и внятной художественной программы. Хорошо, что фестиваль помог это осознать (только сделает ли кто-нибудь выводы?), грустно, что на фоне лучших спектаклей «Золотой репки» челябинцы все-таки выглядели бедными родственниками.

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» И «УМКА» НА «ПЕТРУШКЕ ВЕЛИКОМ»

Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» (проводится раз в два года, нынешний фестиваль был пятым, главный организатор - Екатеринбургский театр кукол) давно уже не фестиваль детской радости. Подавляющее число участников приезжают из-за границы (в нынешний раз из Польши, Болгарии, Ирана, Японии, Беларуси, Италии, Армении), а там так сложилось, что лучшие образцы театра кукол ориентированы на взрослого зрителя. И главным в таком театре подчас становится не история, написанная драматургом, и даже не мастерство актеров и режиссера, а фантазия художника. «Театр художника» - под этим девизом проводился нынешний фестиваль. Надо полагать, во многом девиз подсказал итог фестиваля прошлого: Гран-при «Петрушки Великого» номер четыре получил спектакль Курганского театра кукол «Каприччио» - абсолютно авторское создание челябинского художника-кукольника Виктора Плотникова, его прихотливой фантазии и виртуозного мастерства. На «Петрушке» номер пять был спектакль, напомнивший о «Каприччио». Он называется «Фауст! Фауст!», его привез из Флоренции «Цахес-театр». Его режиссер Луана Грамегна, как и Плотников, своими творческими корнями связана с царскосельским театром «Интерстудио», режиссером Хусидом, художником Соболевым, театром «Дерево». Главное - не слово, но многослойный и завораживающий музыкальный ряд, игра с вечными образами Фауста, Голема, Франкенштейна.

Если итальянцы удивляли новацией, то японцы - традицией. В Екатеринбург приехали сразу три японские труппы, работающие в разных стилях, за каждым из которых века театральной истории. Болгары и иранцы привезли теневой театр, армяне - пальцевый театр, белорусы (театр из Бреста) - свою версию «Моцарта и Сальери» в постановке Руслана Кудашова. Гран-при пятого «Петрушки» увез в Польшу Бялостокский театр кукол. Его черно-белый спектакль «Полюс» по рассказу Владимира Набокова об участниках полярной экспедиции Роберта Скотта, ожидающих неминуемой смерти во льдах и открывающих для себя самые главные истины, для многих зрителей стал не просто художественным, но человеческим откровением (режиссер «Полюса» - Ева Пиотровска, художник - Юлия Скуратова).

Челябинский театр кукол сыграл своего «Человека в футляре». Алексей Смирнов (автор инсценировки и постановщик), как это часто бывает с молодыми режиссерами, хочет вместить в один спектакль едва ли не все, что кажется ему важным и в театре, и в Чехове. Чехов в результате дописывается (!) Смирновым, маленький рассказ превращается в монструозную пьесу с новыми действующими лицами, возникает стилевая невнятица, скороговорка, актерский пережим, и даже интересные куклы художницы Екатерины Петуховой ситуации не спасают. На обсуждении о спектакле говорили по-разному (но очень уважительно). Мне же кажется важным привести суждения блестящего знатока театра кукол театроведа Ольги Глазуновой: «По этому спектаклю видно, что в челябинском театре живы традиции Вольховского. Это видно по актерской работе, по отношению к кукле». Жюри фестиваля отметило «Человека в футляре» именно за актерскую работу: Наталью Балдину - за лучшую женскую роль. Награду за лучшую мужскую роль жюри, кстати, не присудило, хотя, на мой взгляд, такая роль была - актер Герман Варфоломеев, сыгравший господина Шмеля в спектакле Екатеринбургского театра кукол «Грибуль-простофиля и господин Шмель». Эта сказка Жорж Санд, инсценированная и поставленная знаменитым французским режиссером Эмили Валантен (перевод Натальи Санниковой), для меня вдруг оказалась необычайно созвучной толстовскому «Фальшивому купону». Простая и чистая душа в мире бессердечия и стяжательства, «простофиля», пытающийся сохранить себя среди очень современных дельцов-шмелей. У кукол Эмили Валантен совершенно особые лица, а в екатеринбургском театре - блестящая труппа («Грибуль» получил приз за лучший актерский ансамбль).

На территорию детства «Петрушку Великого» вернул магнитогорский спектакль «Умка», поставленный молодым главным режиссером «Буратино» Сергеем Ягодкиным и художником Михаилом Кривенко. Мне очень симпатична эта работа. Я вижу, как Ягодкин всерьез думает о психологии маленького зрителя, о том, как быть интересным этому крошечному человеку в зале, а не просто режиссерски самовыразиться, о таких самых важных в жизни вещах, как мать и ребенок (лирические сцены медведицы и медвежонка), ответственность за тех, кто младше и слабее тебя. Режиссер заражает своим замыслом актеров (исполнительница роли Умки Диана Горишняя получила специальный приз Союза театральных деятелей), и как результат - ясный, чистый, поэтичный, замечательно придуманный спектакль. «Я мечтаю, чтобы этот заряженный позитивной энергией спектакль увидели мои дети», - сказал на обсуждении «Умки» член жюри фестиваля, замечательный режиссер-кукольник Евгений Ибрагимов.

Комментарии
Комментариев пока нет