Новости

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Благодаря снимку космонавта Олега Новицкого.

Устроили «ледовое побоище».

Став «президентами», много чего пообещали.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Можно ли медитировать в музее?

11.02.2011
*Выставка «Сокровища буддизма» в Челябинском краеведческом музее учит не искать проблемы там, где их нет.*

Выставка «Сокровища буддизма» в Челябинском краеведческом музее учит не искать проблемы там, где их нет.

Выставка буддийского искусства в областном краеведческом музее оказалась одним из самых успешных проектов сезона. В рейтинге посещаемости она стабильно занимает вторую строчку (после постоянной экспозиции). На экскурсии и лекции по буддизму идут школьники и студенты, историки и культурологи, востоковеды и просто любопытствующие. К февралю коллекцию посмотрели более трех тысяч человек, но желающих не убавилось. По просьбе преподавателей ведущих челябинских вузов выставку из Санкт-Петербурга продлили еще на месяц.

Это международный проект. В экспозиции собрано около трехсот экспонатов разных эпох, созданных в мастерских и монастырях Индии, Непала, Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии. Первый показ состоялся в 2003 году, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. А дальше выставка «Сокровища буддизма» начала путешествовать по России, меняя облик за счет экспонатов местных музеев и частных коллекционеров.

Так было и в Челябинске. Готовясь к приему выставки, наши музейщики достали из запасников предметы буддийского культа. Коллекция небольшая, но по художественным достоинствам ценная. Очень редкие вещи предоставил челябинский коллекционер, пожелавший сохранить инкогнито. В итоге получилась красивая экспозиция - со своей атмосферой, непривычным внутренним ритмом и настроением. Думаю, в Челябинске она появилась не случайно.

Принять «Сокровища буддизма» на своей территории - для сотрудников краеведческого музея дело чести. Как известно, в залах постоянной экспозиции представлены только две мировые религии - христианство и ислам. И совершенно отсутствует раздел, посвященный самой древней религии. Объясняется это просто: до недавнего времени в музейных запасниках не было предметов, связанных с буддизмом. Чудом уцелели скульптурные изображения Будды Шакьямуни, которые попали в музей в 2007 году с предприятия по сбору и переработке лома цветных металлов «Вторцветмет». Бронзовую скульптуру Будды Гаруда (это божество с птичьей головой) житель Челябинска нашел в своем огороде на улице Локомотивной, когда обрабатывал землю. Индийский колокол XIX века, сделанный из бронзы, музейщикам передал художник-коллекционер. Все эти вещи при подготовке к выставке были тщательно исследованы, отреставрированы - и впервые показаны зрителям. Тем не менее челябинские раритеты - лишь малая часть сокровищ петербургской коллекции.

МИССИОНЕРАМ НЕ МЕСТО В МУЗЕЕ?

Выставка сделана с любовью. Экспонаты рассказывают об истории буддизма, особенностях и символах индо-тибетской философии, искусства. Разобраться в деталях помогают специалисты музея и представители Челябинского буддийского центра. И тут же, на большом экране, идет показ видеофильмов российских и западных режиссеров. При таком подходе даже самый неподготовленный человек может открыть для себя что-то интересное. Были в программе и мастер-классы по медитации. Но после того как в министерство культуры пришло гневное письмо «из народа», организаторы выставки от практических занятий отказались.

Дело прошлое, автор письма - кандидат культурологии, доцент ЧГАКИ Ирина Морозова - свои претензии сняла. Тем не менее мнение высказано, и не заметить это, наверно, неправильно. Я приведу некоторые выдержки из этого письма:

«Выставка сопровождается открытой миссионерской кампанией, в ходе которой используются методики психологического программирования, неоднозначно влияющие на духовное и физическое здоровье личности (медитация)… Все происходит на территории учреждения культуры, предназначением которого является документирование различных сторон жизни региона, его природного и культурного наследия». И, наконец, финальный пассаж: «Проведение данной широкомасштабной акции может спровоцировать ряд серьезных проблем, существенным образом затрудняющих гармонизацию культурных процессов в городе и Уральском регионе».

Понятно, что это точка зрения одного человека, и мнения должны быть разные. И все-таки, разговор об итогах выставки она, так или иначе, скорректировала. Насколько деликатны и своевременны тема выставки, форма подачи? Может ли данная экспозиция каким-то образом спровоцировать обиду, религиозную или национальную рознь?

ТАКИЕ ВЫСТАВКИ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЗЕЙЩИКОВ КАК ВИТАМИН

Ирина Духина, искусствовед:

- Восток и Запад во всем мире - одна из самых актуальных тем. На сравнительной характеристике разных культур строятся исследования, выдвигаются гипотезы о прошлом и будущем искусства. Как можно музею, тем более краеведческому, заниматься только Западом и не заниматься Востоком? Культура - не цельное понятие. Она состоит из маленьких ручейков, нюансов тонких-тонких. Тем более на Урале, где родословная искусства очень важна. Краеведческий музей как раз и должен заниматься изучением этой родословной, собирая материал на все случаи жизни: и для мира, и для войны, и для Востока и для Запада. Помните, у Мольера: «Я беру свое добро там, где нахожу». И он прав. На этой выставке я понимаю, к примеру, насколько активна и беспокойна современная скульптура. Она «кричит», в себе не сосредоточена. А Восток - это покой, центричность... Мне интересно наблюдать, как в современных условиях собирается коллекция, с какой тщательностью и любовью наши музейщики принимают выставки: очень творчески, сопоставляя полученную информацию с тем, что хранится в фондах музея. Настоящие музейщики так и работают. И такие серьезные выставки для них как витамин.

ВСЯОЕ ЗНАНИЕ ОБОГАЩАЕТ

Галия Малоушкина, искусствовед, заместитель директора краеведческого музея:

- В коллекции есть экспонаты, которые нигде не увидишь. Где бы мы увидели такое разнообразие форм ступы (культовые сооружения, хранящие священные реликвии. - Т.М.), свитковую живопись, тибетские деньги начала XX века, буддистскую книгу, в которой узкие, не сшитые между собой листы помещены между двумя плоскими прямоугольными дощечками. Это же интересно! Тем более что этикетки очень подробные, развернутые, они рассказывают о каждом предмете. Очень много сведений можно почерпнуть по иконографии, структуре алтаря. Всякое знание обогащает. Не понимая чужой культуры, ты не можешь предсказать, как и почему в разных условиях поведет себя представитель той или иной веры, что его может обидеть, сделать непримиримым врагом, что может расположить. И если человек способен это оценить, он становится духовно богаче и терпимее.

БУДДИЗМ - ОЧЕНЬ МИРНАЯ РЕЛИГИЯ

Надежда Капитонова, библиотекарь, краевед:

- Оказавшись на выставке буддийского искусства, я вспомнила свою поездку в Бурятию. В 1968 году я была на конференции в Улан-Удэ, и в один из дней всех участников вывезли на экскурсию в буддийский монастырь дацан, в то время, наверно, единственный. Нас водил бывший лама, настоящий бурят, который работал в обкоме ответственным по вопросам религии. До сих пор помню те ощущения. Дацан меня сразил! Все было удивительно: и то, как выглядел сам храм, и гирлянды из кусочков цветной шелковой ткани, разные монетки, бусинки, выложенные вокруг маленьких будд... Не дворцы, а избы - и ни одного деревца, даже кустика на территории монастыря. Только святое дерево, которое почему-то росло внутри. Эти яркие экзотические картинки врезались в память. Меня порадовало, что все это можно очень близко рассмотреть, полюбоваться. Конечно, в буддизме я ничего не понимаю. Но как же этим не интересоваться? Масса народа верит, у них свое понимание Бога, свое братство. Это уважать надо. Побывав на выставке, я поняла одно: буддизм - очень мирная религия.

НЕ МОЛЧАЛИВАЯ ВЫСТАВКА, А ЖИВОЕ УЧАСТИЕ

Владимир Богдановский, директор краеведческого музея:

- Мы не идем традиционным путем, не повторяем то, что делали предыдущие поколения музейщиков. Чтобы вызвать интерес к выставкам, мы ищем новые ходы. Вокруг каждой проходит большое количество мероприятий: лекции, мастер-классы, встречи со специалистами. Это наша практика - не молчаливая выставка, а живое общение. «Сокровища буддизма» - не исключение. Это один из самых успешных проектов. И если прозвучало другое мнение, одно из тысячи, - это нормально. Ненормально, когда один из тысячи говорит: «А я через администрацию, власть докажу вам, что это плохо, что мое мнение главнее». Никакой опасности в проведении мастер-классов на выставке «Сокровища буддизма» я не увидел. При желании даже в физической зарядке можно найти опасную символику и запретить гимнастику, объясняя, что когда мы поднимаем руки в стороны, мы можем выглядеть в форме креста, а наклон - это еще хуже... По такому пути двигаться не надо. Тем более, юридически это никаким образом не запрещено.

ВОКРУГ СТУПЫ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ

Эльза Абдулхакова, студентка ЧелГУ:

- Замечательная выставка, качественно сделана. Я с удовольствием посмотрела фильм, загадала желание (если обойти вокруг ступы по часовой стрелке, оно сбудется). Философия буддизма мне интересна. Это религия терпения и преодоления, мира для всех людей. Я не считаю, что традиционная буддийская практика опасна, скажем, для молодежи. Благополучие всех земных существ - цель любого буддизма. И когда задумываешься об этом, на свои поступки смотришь по-другому, что-то для себя открываешь. Думаю, что в своих учениях буддисты далеко не ушли от основного правила морали: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

ТАМ ГДЕ СИМВОЛИКА, ТАМ ЕСТЬ ИГРА

Александр Алакшин, доктор исторических наук, культуролог, религиовед:

- Очень серьезная коллекция, редкая. Я не видел такого разнообразия ни в Эрмитаже, ни в музее Древнего Востока, где проходила передвижная выставка частного коллекционера из США. Здесь есть вещи на все случаи жизни - конфессиональной и бытовой. Национальная рознь? Это абсурд. Буддизм - самая безобидная религия, созерцательная. Она находится сама в себе, не претендует ни на какое влияние, не старается никого задеть. Она проповедует любовь к ближнему, достижение состояния нирваны через любовь.

Человек стремится найти путь к покою. При этом пересечений социальных на этом пути практически нет. Пожалуй, только в Китае вспыхивало национально-освободительное движение. Но эта экспозиция об индийском, тибетском буддизме. Это как в жизни: есть люди заносчивые, высокомерные, напористые, а есть рассудительные, уравновешенные. Индусы именно такие - тихие, спокойные, пытаются в себе что-то понять. Буддизм - это социально апатичная, не вовлеченная в мирские дела вера. Тема моей докторской диссертации - «Протестанты». Так вот, протестанты - самые активные, они перевернули капитализм. А буддисты находятся на другом полюсе.

А сама выставка интересная. Насколько хватает знаний, старался разгадывать шарады из символов, игру смыслов. Я считаю, для любителей современного искусства Восток всегда будет интересен. Там, где символика, там обязательно присутствует игра ума.

Татьяна МАРЬИНА

Комментарии
Выставка, правда, была интересная. Мое мнение передано верно, но со смысловыми провалами в тексте.
Алакшин
05.03.2012 17:06:59