Новости

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Через несколько секунд после появления звука ломающихся кирпичей, труба с грохотом рухнула прямо перед подъездом.

Скопившийся мусор загорелся, огонь тушили несколько дней.

Гости высоко оценили качество реализации и масштаб проекта по воссозданию оружейно-кузнечных объектов.

Спортсмены, судьи и тренеры принесли торжественную клятву о честной борьбе.

Стайка поселилась в пойме Тесьминского водохранилища.

10-летняя девочка находилась в квартире у незнакомой женщины.

Показы коллекции осень-зима 2017/2018 стартовали в столице мировой моды 23 февраля.

Смертельное ДТП произошло на автодороге Чайковский – Воткинск.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Альтруизм непобедим?

31.05.2011
Биолог Александр  Марков: «Пока не звереем. Хотя угроза такая есть»

Биолог Александр Марков: «Пока не звереем. Хотя угроза такая есть».

Недавно в Челябинске побывал известный ученый, специалист по вопросам эволюции, доктор биологических наук Александр Марков. В областной научной публичной библиотеке он прочитал лекцию «Эволюция альтруизма».

Оказывается, альтруизм (а вместе с ним и эгоизм) появляются уже на уровне бактерий. Их борьба не прекращается ни на минуту по мере эволюционного «взросления». При этом параллели и ассоциации с нашей человеческой повседневностью порой просто потрясают.

Поскольку сама лекция весьма объемная, я попытался выделить из нее самые интересные фрагменты, добавив к материалу ответы Александра Маркова на вопросы публики.

Равнодушное взвешивание

Изучение эволюции кооперации и альтруизма - это одна из таких тем, где до сих пор безраздельно господствовали философы, богословы и гуманитарии. Нас, биологов, интересует другое: почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но при этом есть немало и таких, которые совершают альтруистические поступки, то есть жертвуют собой ради других.

Есть два основных вопроса. Первый, если многие жизненные задачи гораздо легче решать совместными усилиями, чем в одиночку, почему биосфера так и не превратилась в царство всеобщей любви, дружбы и взаимопомощи? А второй вопрос противоположный: как вообще может в ходе эволюции развиться альтруистическое поведение, если в основе эволюции лежит эгоистический механизм естественного отбора.

Но это крайне примитивное и неправильное понимание эволюции.

Ошибка здесь вот в чем. На уровне генов в основе эволюции лежит конкуренция разных вариантов (аллелей) одного и того же гена за доминирование в генофонде популяции. И на этом генетическом уровне никакого альтруизма нет и в принципе быть не может. Ген всегда эгоистичен. Но если мы переведем взгляд с уровня генов на уровень организмов, то картина будет уже другая. Потому что интересы гена не всегда совпадают с интересами организма, в котором этот ген сидит. Почему?

Потому что ген, или точнее аллель - это не единичный объект. Он присутствует в генофонде в виде множества копий. А организм - единичный объект, и он несет в себе только, грубо говоря, одну или две копии этого аллеля. И иногда эгоистичному гену выгодно пожертвовать одной или двумя своими копиями, чтобы обеспечить преимущество другим своим копиям, которые заключены в других организмах.

«Теория родственного отбора»

Впервые к этой мысли биологи стали подходить в 30-е годы ХХ века. Важный вклад в это дело внесли Рональд Фишер, Джон Холдейн, Уильям Гамильтон. Теория, которую они построили, называется «Теория родственного отбора».

Суть ее образно выразил Холдейн, который однажды сказал: «Я бы отдал жизнь за двух братьев или восьмерых кузенов». Что он при этом имел в виду, можно понять из следующей формулы, известной как «правило Гамильтона»:

ген альтруизма, то есть аллель, способствующий альтруистическому поведению организма, будет распространяться в генофонде популяции, если выполняется вот это неравенство:

> C

r- степень генетического родства того, кто приносит жертву, и того, кто принимает жертву.

В (Benefit) - это репродуктивное преимущество, получаемое тем, ради кого вы приносите себя в жертву.

С (Cost) - это «цена» альтруистического акта, то есть репродуктивный ущерб, нанесенный жертвователем самому себе. Цену можно измерять в количестве, скажем, рожденных или не рожденных вами потомков.

«Теория родственного отбора» хорошо видна на примере перепончатокрылых насекомых (муравьи, пчелы, осы). У них возник общественный образ жизни, при котором большинство особей вообще отказываются от размножения и воспитывают своих сестер. Из-за особенностей наследования пола у перепончатокрылых складывается парадоксальная ситуация: сестры оказываются более близкими родственницами, чем мать и дочь.

Мозг - орган тяжелый

Правило Гамильтона позволяет объяснить такую типичную сцену. Я ее часто наблюдаю летом на берегу Белого моря. Поймал рыбак рыбку и начинает ее на берегу потрошить, бросает потроха в воду. Это замечает чайка, она прилетает и начинает хватать эти рыбьи потроха, но делает это она не молча, а сначала издает несколько громких призывных криков. На эти крики очень быстро слетается еще десятка два чаек, которые тут же набрасываются на эту первую чайку и начинают у нее отнимать ее добычу. Та не отдает, отбивается, разыгрывается целый спектакль с вырыванием друг у друга из клюва этих рыбьих потрохов. Странное поведение. С одной стороны, почему чайка не ест молча? Зачем она позвала других, создав тем самым себе кучу проблем? И второй вопрос: если уж она их позвала, то почему тогда не хочет поделиться, а дерется и не отдает.

В этой сцене, как и во многих других случаях в живой природе, мы видим причудливое сочетание альтруистического и эгоистического поведения.

Призывный пищевой крик чайки - типичный пример альтруизма. Этим криком чайка себе создает только проблемы, выигрыш получают другие чайки. Вторая часть - когда чайки уже дерутся, это чистый эгоизм.

Разгадка - в правиле Гамильтона. Чайки на белом море питаются в основном стайными рыбами. Если чайка заметила одну рыбку, то, скорее всего, там рядом много-много других, и на всех хватит. Величина С (цена альтруистического акта) скорее всего будет низкой. В (выигрыш тех, кто прилетит на крик) будет довольно большой, они пообедают. Поскольку, опять же, рыба стайная, может, следующую стаю долго ждать придется. То есть выигрыш вполне ощутимый. r (родство) тоже, скорее всего, достаточно высокое, скорее всего, рядом с этой чайкой гнездятся разные ее родственники: родители, дети, братья, племянники и т.д. Вот она и кричит.

А почему она не делится своей добычей? Здесь С уже гораздо больше получается, она реально остается без обеда. Отдав свою добычу другой чайке, она накормит одну, а не целую стаю. Вот и не выполняется неравенство, поэтому такого инстинкта не выработалось.

Конечно, выгоднее всего для чайки было бы научиться различать ситуацию, когда пищи много и хватит на всех, и тогда звать. А когда пищи мало, есть молча. Но для этого нужно - что? Мозги. А это очень «дорогой» орган, отбор обычно экономит на мозгах. Птицам надо летать, им надо вес тела облегчать, а не задачи всякие алгебраические решать. Поэтому птица не может сообразить, в каком случае выгодно - невыгодно, и получается такое нелогичное поведение.

«Обманщики»

Но кроме родственного отбора существуют и другие механизмы, которые помогают или, наоборот, мешают эволюции альтруизма.

Исследования эволюции бактерий Pseudomonas fluorescens показывают: как только начинает зарождаться кооперация, взаимопомощь, тут же появляются всевозможные обманщики, нахлебники и паразиты. Система разрушается, и все возвращаются к изолированному существованию. Чтобы социальная система могла развиваться дальше, она должна выработать какие-то средства борьбы с обманщиками.

В природе идет постоянная борьба между альтруистами и обманщиками. Геномы как бы «настроены» естественным отбором так, что случайные мутации с большой вероятностью могут приводить к появлению защиты от той или иной разновидности обманщиков. Молекулярные механизмы еще не до конца изучены, но, в общем, это, по-видимому, нечто вроде иммунной системы.

Какие еще бывают механизмы защиты от обманщиков? Оказалось, что альтруизм дрожжей при ближайшем рассмотрении не совсем бескорыстный. Они действительно помогают всем окружающим, выделяют фермент во внешнюю среду, но 1% произведенной глюкозы они все-таки берут себе сразу как бы в обход «общего котла».

Есть и такая «хитрость» для поддержания «уровня добра» на свете. Называется «парадокс Симпсона». Суть его в том, что при соблюдении определенного набора условий частота встречаемости альтруистов в группе популяций будет расти, несмотря на то, что внутри каждой отдельной популяции эта частота неуклонно снижается. То есть в отдельных группах эгоисты побеждают, но в целом альтруистов становится больше!

«Полиция нравов»

Появление многоклеточных организмов было крупнейшим триумфом эволюции альтруизма. Ведь в многоклеточном организме большинство клеток - это клетки-альтруисты, которые отказались от собственного размножения ради общего блага.

У многих видов перепончатокрылых рабочие особи иногда проявляют эгоизм, откладывая собственные яйца. Но это не нравится другим рабочим особям, которым выгодно откладывать свои яйца, но не выгодно, чтобы этим занимались сестры, поэтому они уничтожают чужие яйца. Получается своеобразная «полиция нравов». По-видимому, кооперативная система, созданная родственным отбором даже у перепончатокрылых все равно будет разрушена обманщиками, если не сумеет выработать дополнительные средства борьбы с эгоизмом.

Спасибо внешним врагам?

Если у какого-то вида животных кооперация уже развилась настолько, что вид перешел к общественному образу жизни, то далее начинается конкуренция не только между особями, но и между группами особей.

К чему это приводит, показывает «Модель вложенного перетягивания каната», разработанная американскими этологами. В этой модели каждый индивид эгоистически расходует часть ресурсов на то, чтобы увеличить свою долю «общественного пирога». Помимо конкуренции внутри группы между особями, существует и конкуренция между группами. Получается вложенная двухуровневая конкуренция. И чем больше энергии тратят особи на внутригрупповую борьбу, тем меньше ее остается для межгруппового соревнования и тем меньше получается «общий пирог» группы. Конкуренция между группами должна быть сильнейшим стимулом для развития внутригрупповой кооперации. Ничто так не сплачивает коллектив, как совместное противостояние внешним врагам, чем, кстати, пользуются тоталитарные режимы.

Больше крови - больше альтруизма?

У животных альтруизм направлен обычно либо на родственников, либо, еще вариант, он может быть основан на принципе: «ты - мне, я - тебе». Это явление называется реципрокным или взаимным альтруизмом. Идеал реципрокного альтруизма: «Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Недавно была предложена интересная теория, согласно которой альтруизм у людей развился под влиянием частых межгрупповых конфликтов.

Исследователи при помощи математических моделей показали, что вроде бы альтруизм мог развиваться только в комплексе с парохиализмом, то есть преданностью своим и враждебностью к чужакам. Получается, что такие противоположные наши свойства, как, с одной стороны: доброта, альтруизм, а с другой стороны: воинственность, ненависть к чужакам - эти противоположные наши качества развивались в едином комплексе, и ни та, ни другая из этих черт по отдельности не приносила пользы.

Интересно, что альтруизм и парохиализм развиваются у детей практически одновременно, и оба свойства сильнее выражены у мальчиков, чем у девочек. Это легко объяснить с эволюционной точки зрения, потому что в условиях первобытной жизни мужчины-воины гораздо больше проигрывали в случае поражения в межгрупповом конфликте и гораздо больше выигрывали в случае победы.

От 5 до 30% всех смертей в палеолите были насильственными, по-видимому, обычно они приходились на межгрупповые конфликты. Уровень кровопролитности в каменном веке был гораздо выше, чем даже в ХХ веке в расчете на душу населения. Расчеты показывают, что такой степени кровопролитности более чем достаточно, чтобы естественный отбор способствовал поддержанию высокого уровня внутригруппового альтруизма в популяциях охотников-собирателей.

Смыслы благотворительности

Далеко не все альтруистические поступки людей можно объяснить родственным отбором, реципрокностью или парохиальностью. Типичный пример - пожертвования в фонд помощи голодающим детям какой-нибудь далекой страны. Казалось бы, такое поведение абсолютно бессмысленно с точки зрения естественного отбора. Могут ли быть здесь эволюционные корни?

Исследования доказали, что в такой ситуации жертвователя мало волнует, дойдет ли его пожертвование до адресата. С другой стороны, жертвователь, как правило, хочет, чтобы о его поступке узнали те, от чьего мнения зависит его социальный статус. А также особи противоположного пола.

Этот механизм поддержания альтруизма через улучшение репутации называется непрямая реципрокность. То есть вы совершаете альтруистический акт, жертвуете собой, но это повышает вашу репутацию в глазах соплеменников, и вы имеете репродуктивный успех, оставляете больше потомков.

Эволюционная польза сплетни

Есть гипотеза, что одним из стимулов для развития речи была необходимость посплетничать. Сплетни - это древнейшее средство распространения компрометирующих сведений о неблагонадежных членах социума. Они способствуют сплочению коллектива и наказанию обманщиков. Вот почему, кстати, люди до сих пор предпочитают «плохие» новости «хорошим», а всей остальной литературе - детективы.

Опыты эволюционных психологов показывают, что от степени анонимности ситуации очень сильно зависит альтруистическое поведение. Любые намеки даже на то, что ситуация не анонимна, приводят к тому, что человек ведет себя добрее, честнее, щедрее, порядочнее. Если люди, обладающие властью, думают, что ситуация анонимна, то альтруизм их поведения снижается. Так эволюционная психология доказывает, что для социума открытость и свобода слова исключительно полезны.

Ген добра

Сегодня уже можно говорить о том, что доброта, альтруизм и другие «общественно-полезные» качества людей имеют отчасти наследственную (генетическую) природу.

Наблюдаемые у людей различия по степени доверчивости и благодарности как минимум на 10–20% предопределены генетически. Уже выявлены и некоторые конкретные гены, влияющие на моральные качества человека.

Специальные исследования показали, что такие признаки, как склонность к добрым поступкам, доверчивость, благодарность подвержены наследственной изменчивости у современных людей. Наследственной, то есть генетической. Это очень серьезный вывод. Он означает, что биологическая эволюция альтруизма у людей, возможно, еще не закончена.

Вместо заключения

Часто у слушателей возникает вопрос: проигрывают ли альтруисты в итоге эгоистам? Не уверен. Сама эволюция человека уже в каком-то смысле есть торжество альтруизма. Можно вспомнить и тот самый «парадокс Симпсона», недавно доказанный экспериментально. Или вот есть исследования по брачным предпочтениям. Оказывается, когда люди выбирают партнера для длительных отношений, они учитывают его моральные качества. Таким образом, репродуктивный успех явного эгоиста оказывается под вопросом.

Пока не звереем. Хотя угроза такая есть. Впрочем, в конец света я не верю.

В заключение я хочу подчеркнуть: если мы говорим, что тот или иной аспект нашего поведения, нашей морали, имеет эволюционное объяснение, это вовсе не значит, что тем самым данное поведение получает оправдание. К счастью, эволюция дала человеку еще и разум, позволяющий отвергать, например, ксенофобию и агрессию.

Марков Александр Владимирович. Родился в 1965 году. Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН.

Автор и редактор сайта «Проблемы эволюции».

Ведущий научно-популярных программ радио «Свобода», один из авторов научно-популярного сайта «Элементы.ру».

Автор более 130 научных публикаций по зоологии, палеонтологии, теории эволюции, исторической динамике биоразнообразия и другим направлениям эволюционной биологии. Медаль РАН по биологии. Премия X. Раусинга (1998 год).

Более подробно познакомиться с актуальными материалами на тему эволюционной биологии можно на сайте Александра Маркова «Проблемы эволюции» evolbiol.ru.

Комментарии
Айвар, спасибо за "конспект"!
Очень жалела, что не смогла сходить на саму лекцию, но Вы отчасти компенсировали эту потерю.
То, что моральные качества выработаны эволюцией и их проявления присутствуют у некоторых видов животных, - очень хороший аргумент против навязывания религии. Ведь порядочным людям усиленно внушают, что без религии никуда, потому что только через нее можно "хорошо себя вести", а иначе, дескать, нет для этого оснований.
Груша
31.05.2011 17:03:46