Новости

Девушку искали почти сутки.

К счастью, водителя в машине не было и никто не пострадал.

Еще несколько человек получили травмы различной степени тяжести.

Молодого человека задержали с крупной партией наркотиков.

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Работы миасского скульптора могут быть выброшены на улицу

23.06.2011
В конце мая ушел из жизни 82-летний скульптор-любитель Петр Левочкин. После него осталось около четырех десятков бюстов и тысяча карандашных портретов. Хранительница коллекции боится, что кто-нибудь решит «очистить» помещение.

В конце мая ушел из жизни 82-летний скульптор-любитель Петр Левочкин. После него осталось около четырех десятков бюстов и тысяча карандашных портретов.

Левочкин запечатлел облик неординарных южноуральцев, принесших известность Миассу и пользу региону. Среди скульптур имеются бюсты бывшего губернатора Челябинской области Петра Сумина и вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Хранительница коллекции - методист Дома народного творчества Ирина Шульгина боится: если не удастся пристроить работы, рано или поздно кто-нибудь решит «очистить» помещение.

Вольный казак Левочкин

Работы хранятся в мастерской Дома народного творчества. 13 лет назад после вмешательства Петра Сумина самодеятельному скульптору выделили под мастерскую узкую длинную комнату на втором этаже. Левочкин приходил сюда каждый день, даже по выходным. Часто задерживался допоздна, особенно после смерти жены. Иногда тишина за дверью заставляла усомниться, есть ли там кто живой.

Покой учреждения культуры иногда нарушал сильный шум: молодые парни, разгрузив с бортовушки мешки с цементом и песком - основу для будущих скульптур, таскали их на второй этаж. Сотрудников Дома народного творчества такое соседство не смущало: они уважали Петра Егоровича за верность делу, любили за простоту.

- Едва переступал утром порог, приветствовал нас: «Здравствуйте, девочки!» Когда уходил, говорил: «До свидания, мои дорогие!»- вспоминает Ирина Николаевна. - Поднимаясь по лестнице, всегда читал стихи, обычно Пушкина. Образованный был, интеллигентный. Типичный представитель поколения, воспитанного на истинных ценностях. Мы бы с радостью предложили ему вести кружок, только дети к нам маленькие приходят, а работа с гипсом, цементом, тяжелыми инструментами травмоопасна. Поэтому Петр Егорович оставался вольным казаком без зарплаты. Очень прикипел к нам. Свое 75-летие к нам приходил отмечать: накрыл стол, так душевно посидели. Мы очень часто и подолгу беседовали с ним о жизни, об искусстве, хорошо понимая друг друга.

Наследие скульптора

Из числа сторонних людей Ирина Николаевна оказалась едва ли не единственным человеком, которого искренне заботит судьба «осиротевших» творений. Де-факто является правопреемницей умершего художника. Будучи безнадежно больным, он отдал ей ключи от мастерской со словами: «Распоряжайся работами, как считаешь нужным».

Каждый раз, заходя в мастерскую для уборки, Ирина Николаевна аккуратно стирает пыль с бюстов и разговаривает с ними. Не у каждого имеются такие собеседники - Иван Погадаев (организатор совета ветеранов в Миассе), Галина Федорова (бывший директор школы № 26), герой Гражданской войны Федя Горелов, известный краевед Владимир Морозов, руководители крупнейших предприятий, Герои Советского Союза…

Полотно судьбы Петра Егоровича не было простым: учился в сельхозтехникуме, потом в военно-авиационном техническом училище. Демобилизовавшись, учился заочно в Мордовском госуниверситете, 20 лет преподавал химию в геологоразведочном техникуме. В 1956 году, будучи уже достаточно взрослым, он пришел в студию Евгения Никольского. Там и увлекся скульптурой. Работал преимущественно в жанре портрета. Им выполнены бюсты Героя Советского Союза Н. Жмаева, Героев Социалистического труда Д. Стрелкина и В. Густоева, кавалера трех орденов Славы Н. Жарова.

Его работы можно увидеть не только в Миассе. Согласно миасской энциклопедии, в Орле установлен бюст первого командира Уральского добровольческого танкового корпуса генерала Г. Родина, который был отлит в Каслях. На средства земляка Н. Самодумова создан и восстановлен на дореволюционном месте - у храма в Сыростане - бюст Николая II. Часть работ находится в музеях Миасса, Орла, Троицка, Челябинска (музей школы № 21), Инсара, в частной коллекции в США. За 35 лет Левочкин изваял более 100 скульптурных портретов, из них 65 - бесплатно.

Наследники скульптора

- Как город намерен распорядиться наследием Левочкина? - поинтересовалась я у руководителя управления культуры администрации Миасса Людмилы Орловой.

- Если родственники не распорядятся иначе, его работы будут храниться в мастерской. По крайней мере, выбрасывать их мы не собираемся.

Родственники своего мнения пока не выразили. А методист Дома народного творчества Ирина Шульгина считает: негоже держать скульптуры взаперти. Они должны выйти из мастерской, стать достоянием горожан. Ирина Николаевна предлагает часть коллекции выставить на аллее славы или почетных граждан, остальное передать в музеи предприятий. Женщина добросовестно выполняет завещание мастера, пристраивая работы туда, где они и должны быть - на заводы и в организации, к которым имели непосредственное отношение люди, чей облик запечатлен в бетоне или гипсе. Каждый день Ирина Николаевна обзванивает предприятия и частных лиц. Кто-то сразу забирает, кто-то соглашается, но оценив вес бетонных работ, тянет нерешительно: «Надо подумать, как транспортировать».

Первым несколько скульптур забрал автозавод «Урал». Их заботливо отреставрировали и разместили в музее истории предприятия. «Миассэлектроаппарат» тоже сразу признал своих героев. Бюст архитектора Карпова обещало забрать управление архитектуры горадминистрации. На ветеранов, почетных граждан и Федю Горелова пока нет спроса, их посоветовали определить в музей. По поводу бюстов отличников народного просвещения Ирина Николаевна планирует переговорить с музеем народного образования, который находится в школе № 20. Огромный белоснежный бюст Ленина вроде бы желает приобрести одно частное лицо. А судьбу бюста Петра Сумина, по мнению Ирины Николаевны, должны решить депутаты. Она намерена написать обращение в ЗСО с предложением забрать скульптурный портрет Петра Ивановича в Челябинск. Около тысячи эскизов (женских, мужских, детских портретов) пока останутся на хранении в ДНТ и будут использоваться в тематических экспозициях.

Умел «отсекать» лишнее

- На мой взгляд, творческая судьба Левочкина состоялась, - говорит директор ДНТ Ирина Рубашина. - Хотя, конечно, ему не хватало внимания и поддержки.

Одиночество, дефицит общения Левочкин сублимировал в работу. Он не имел ни одного звания, хотя сделал не меньше иных заласканных вниманием чиновников и прессы. Художники редко бывают признаны по достоинству, если они сконцентрированы только на идее, своих руках и работе. Можно спорить о художественной ценности работ, но нельзя не признать их общественную, историческую значимость.

...На похороны скульптора пришли только родные, бывшие ученики и сослуживцы Петра Егоровича. Поставят ли миасцы хотя бы скромный памятник самодеятельному художнику Петру Левочкину? Воспользуются ли они случаем достойно сохранить и сделать всеобщим достоянием историю своих земляков, написанную индивидуальным почерком неравнодушного мастера?

Комментарии
Директором школы № 26 была Галина Федоровна СТЕПАНОВА, а краеведа и журналиста Морозова звали Василий. Эх, Новита, Новита...
Читатель
23.06.2011 12:27:55
Спасибо, читатель, за мягкость в замечании... Мы с методистом были очень расстроены, узнав, что даже при вычитке допустили оплошность, поставив вместо имен отчества...Приношу извинения всем, кого это касается и читателям. Постараюсь быть собраннее и внимательнее при подготовке материалов.
Новита
24.06.2011 08:55:29