Новости

Палец 7-летнего мальчика застрял в ручке сковородки.

День Защитника Отечества отметят ярко и креативно.

Робот Т800 двигается и отвечает на вопросы любопытных.

Научное шоу «Астрономия» пройдет 25 и 26 марта.

Деятельность подпольного игорного заведения была пресечена правоохранительными органами.

Чудовищные нарушения санитарно-эпидемиологических норм выявила прокурорская проверка.

О мужчине, находящемся за рулем в нетрезвом виде, стражей порядка предупредили горожане.

Автолюбилельница на Skoda Octavia сбила коляску с четырехмесячным малышом на улице Корепина.

По предварительной информации, возгорание могло стать результатом поджега.

Четырнадцатилетняя девушка два месяца назад ударилась во время катания с ледяной горки и жаловалась на боль в ушибленном суставе.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В Челябинске впервые показывают концептуальную арт-фотографию

19.07.2011
Творческие люди спорят: а нужны ли ей «портянки»?

Выставка, открывшаяся в музее искусств на площади Революции, называется «Тhе face. Эволюция портрета в фотографии». Лица на этих портретах, прямо скажем, странные. Иные размыты так, что их едва видно, многие - уродливы, у одних глаза безумны, другие вообще без глаз. Неподготовленный зритель может быть шокирован, традиционный и нетолерантный фотограф вынесет неутешительный вердикт, но у тех, чья душа открыта восприятию нового, «Тhе face» вызовет несомненный интерес.

- Челябинск - город с богатыми фотографическими традициями, но они статичны, - считает заместитель директора по выставочной деятельности музея искусств Елена Шипицына. - Город пока закрыт для новой информации в области эстетики фото. Буду рада, если мне удастся хоть немного изменить эту ситуацию.

Выставки фотографии в музее искусств проходят регулярно. А вот «концептуального арт-фото» еще не было. Что это такое? Есть фотография (как правило, несколько фотографий) и есть определенная история или концепция, без которой не понять, в чем смысл и художественная ценность снимка. К примеру, голова, перевязанная подарочной ленточкой, - что бы это значило? А это - поясняет нам распечатка рядом с картиной - подарок царя Ирода Саломее. Причем в роли головы Иоанна Крестителя выступает… голова самого фотографа.

Очень часто в своих «концепциях» авторы подчеркивают, что фотография, которую мы видим, стала результатом большой кропотливой работы. Атта Ким сделал портреты людей из ста стран мира, а потом наложил их один на другой с помощью компьютера, создав некое общее лицо. «В этом многослойном лице, в конце концов, находишь себя. И если конечное изображение - наш общий знаменатель, чем же мы тогда отличаемся друг от друга?» - рефлексирует автор.

Фотограф Татьяна Данильянц снимала фотопроект «В пробке» «долгие три года». Девушку заинтересовала ситуация: ты предоставлен самому себе, будучи при этом на публике. Голландский фотограф Збигнев Кост искал и пытался фотографировать тени прошлого в венской квартире Зигмунда Фрейда. Финн Теро Пуха 10 лет делал черно-белые портреты трех транссексуалов разного возраста, фиксируя происходящие в них изменения. На этом фотограф не успокоился. Он переснял портреты транссексуалов через воду и лед так, что лица стали вообще неузнаваемыми. Между прочим, многие работы порождают желание (и желание это, скорее всего, запрограммировано самими авторами) вернуться к первоисточнику, посмотреть на фотографии до того, как они были пересняты, смонтированы и отфотошоплены. Но тогда это были бы просто репортажные фотографии, а не актуальное искусство.

- В наше время образ человека до такой степени неконкретен, размыт и мозаичен, что художникам хочется по-новому посмотреть на жанр портрета, - говорит Елена Шипицына. - Проблема внешнего сходства вообще ушла из искусства, потому что люди поняли, насколько все изменчиво в нашем мире.

В творческой среде выставка породила споры, что уже само по себе замечательно.

- Таких «портянок» вообще быть не должно, - показывает на листки с пояснениями фотограф Юрий Катаев. - Потому что эта портянка говорит о том, что я дурак, зритель, которому все нужно разжевывать. А я себя таким не считаю и не хочу считать.

А Елена Шипицына говорит, что «портянка» - закон жанра концептуальной арт-фотографии. Как клоун, у которого нос непременно должен быть красным. Но были на выставке фотографии, которые никакого пояснения не требовали. К примеру, три панорамы Евгения Иванова показывают жизнь ветеранов.

- Тут и без всякого пояснения понятно, что наши ветераны не во дворцах живут, - говорит Юрий Катаев. - Иванов снял реальность, но так, как до него никто не догадался снять. Обычно природу в жанре панорамы снимают. А вот квартиру так вывернуть…

Не менее внятен и Максим Сауко. На первой фотографии он с открывшимся третьим глазом (это и фотомонтаж, и одновременно ирония над нами, верящими в реальность кровавого отверстия между бровей). А на втором портрете третий глаз зашит ниткой, как абсолютно ненужный орган, мешающий жить.

Напоследок стоит сказать, что собрал все лица в одной выставке известный российский арт-куратор Андрей Мартынов, генеральный директор Московской международной биеннале современного искусства. Представленные 43 портрета - малая часть его коллекции. А значит - убеждена Елена Шипицына - продолжение следует…

Комментарии
Для начала Мартынов не генеральный директор МБСИ, а административный, и в данном случае это очень принципиальное отличие, потому что как куратор он не многим влияет на содержание биеннале. Интереса ради заглядывайте иногда подальше пресс-релизов и "портянок". Кстати, там на уровне пресс-релиза с челябинской стороны было столько перлов, что непонятно было, смеяться или плакать. А замечания по актуальной фотографии в исполнении автора материала вообще даже не хочется обсуждать. Не разбираетесь в предмете, так посмотрите хотя бы что-то дальше того же пресс-релиза и "портянок".
Зритель
21.07.2011 01:52:16
Обескураживают комментарии "зам.дир.по выставочной деятельности музея искусств" - человека без высшего образования,без знания предмета выставки, не искусствоведа; человека, не понимающего что такое концепция научной деятельности в музее,научное проектирование в музейном пространстве, ПЭСТ-среда.
С
26.03.2013 18:32:27