Новости

Мило улыбнулись и поздравили с 23 февраля.

Праздничные выходные на День защитника Отечества будут аномально теплыми.

С 23 февраля свердловские гаишники переходят на усиленный режим работы.

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Челябинский школьник сделал шаг к Нобелевской премии

04.08.2011
Еще один южноуральский ученик достиг успеха на международном уровне в области физики.  

Еще один южноуральский ученик достиг успеха на международном уровне в области физики. Ваня Маслов, учащийся челябинского физико-математического лицея № 31, стал победителем конкурса «Первый шаг к Нобелевской премии».

Известие пришло по электронной почте. Оргкомитет поздравил Ивана с победой и пригласил в числе шести сильнейших учеников мира в Варшаву. Весь ноябрь Ваня будет учиться там, в институте физики.

Это уже третий победитель престижного международного конкурса из лицея № 31.

Как становятся чемпионами мира? Может ли ребенок достичь такого успеха самостоятельно? Каких детей называют одаренными? Об этом беседуем с участниками «Внеклассного часа».

Его игрушки - это задачи

У Ивана энергичная походка, он немногословен, немного зажат. Ничего не выдает в нем будущего претендента на Нобелевскую премию. Но этот юный физик уже сделал к ней свой первый шаг. Какой именно работой?

- Тема ее - падающий метеорит, - рассказывает Иван. - Я выяснял, что происходит с ним с точки зрения физических процессов. Сначала провел эксперимент в лаборатории лицея. Потом исследовал проблему в Интернете. И обобщил материал в научной работе.

Участвовать в международном конкурсе ему предложил руководитель по научно-экспериментальной работе, преподаватель ЮУрГУ Алексей Горшков. Под его началом уже третий воспитанник лицея становится победителем конкурса «Первый шаг к Нобелевской премии».

Над темой Иван работал два года. Уже готовую работу надо было перевести на английский язык.

- Сам переводил? - спрашиваю.

- Нет, у меня не так хорош английский, чтобы справиться самому, - честно признается Ваня.

Проявлялась ли одаренность Ивана в детстве?

Его мама Юлия Викторовна считает сына обычным ребенком.

- С ранних лет его отличала большая самостоятельность и еще то, что очень много читал, опережая свой возраст, - говорит она.

По мнению родителей, игрушки Ивана - это задачи. От них его не оторвешь. Самое большое удовольствие - что-нибудь решать. Когда нет задач, Ваня грустит и скучает.

Тяга к науке, как считает Юлия Викторовна, у сына от деда, который преподавал сопромат в ЮУрГУ.

Лекарство от «звездной» болезни

Теоретически ребенок может подготовить себя к международным испытаниям самостоятельно, считает Иван Иоголевич, известный в области педагог, победитель конкурса «Учитель года России-2005». Но практически это очень трудно. Роль руководителя, которую взял на себя Алексей Горшков, очень важна. Чтобы достичь успеха на международном уровне, должны сойтись, по мнению Ивана Иоголевича, три условия: способности ребенка, поддержка семьи и помощь педагога, который обладает глубокими знаниями предмета.

Иван Александрович - учитель одаренного мальчика. Свою работу в должности директора Дворца пионеров и школьников имени Н.К. Крупской он совмещает с преподаванием в лицее № 31.

- Ивана отличает неподдельный интерес к науке и знаниям, - рассказывает Иван Иоголевич. - Не случайно в этом году он стал победителем всероссийской олимпиады по физике. Еще и математику знает на очень хорошем уровне, что тоже выделяет его среди других учеников.

По наблюдениям Ивана Александровича, ребята участвуют в конкурсах часто по двум причинам: чтобы поступить без проблемы в вуз и чтобы выиграть денежный приз или что-то другое. Ивану Маслову, по его мнению, интересны сами задания.

Самое страшное, что может произойти с его учеником, рано познавшим настоящий успех, это «звездная» болезнь. Но от нее может спасти чувство юмора, которым наделен юный физик. Да и учителя не позволят ему зазнаться.

Одаренные дети: кто они?

- Никто не ответит на этот вопрос однозначно, - вступает в разговор преемник Ивана Иоголевича на посту заместителя директора лицея № 31 и его ученик Максим Карманов.

Один под одаренностью подразумевает наследственность, другой - интеллект, третий - способности ребенка. Как оценить ее степень? Некоторые дети побеждают на всемирных олимпиадах, а другие - нет, но показывают высокие результаты в широком спектре знаний. Кто одареннее, еще вопрос.

Ваня Маслов, по мнению Максима Карманова, относится вообще к третьей категории. Он и побеждает, и обладает большой эрудицией. Не случайно вошел в команду «Что? Где? Когда?», которая в этом году стала лучшей на региональном этапе.

Оценки в школе не всегда говорят об одаренности ребенка. Известно, что Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин, Николай Лобачевский, Михаил Булгаков в школе учились плохо. Талант проявился после учебы.

Как не просмотреть одаренность, поддержать ее?

Должна быть среда, в которой ребенок сможет развить свои способности, умения и навыки, считает Максим Карманов. В лицее № 31 около ста различных спецкурсов. Все - бесплатные. Дети проводят в школе практически весь день. И если есть искра в ребенке, то она обязательно разгорится.

По словам Максима Карманова, сегодня очень много соревнований и конкурсов, которые стимулируют интерес детей. Когда-то лицей создал сайт физических олимпиад и стал проводить их по Интернету. Сегодня появился олимпийский образовательный портал, который поддерживает управление по делам образования администрации Челябинска.

Ехать ли в Израиль за знаниями?

Побед на мировом уровне у школьников Южного Урала пока немного. С 1997 года 11 медалей у лицея № 31, по одной - у челябинской школы № 96 и лицея № 11, две - у Снежинска. В этом году двумя наградами отличился Магнитогорск. Существует ли система подготовки к олимпиадам такого уровня? Совершенна ли она? Не пора ли ее менять?

Пермь, например, готовясь к соревнованиям «Первый шаг к Нобелевской премии», отправила нынешним летом десять своих «звездных» учеников в Израиль. Там они учились по восемь часов в день у лучших физиков страны, прошли большую экспериментальную программу. Может быть, и наших учеников следует отправлять на учебу за рубеж, в страны, представители которых побеждают в международных конкурсах?

Отправлять ребят за границу нет необходимости, считает Максим Карманов. Можно готовить и у себя дома, в Челябинске. Лицей № 31, по оценке экспертов, за восемь последних лет оказался в стране на третьем месте по количеству победителей всероссийских олимпиад, пропустив вперед только санкт-петербургский лицей, который вырастил Григория Перельмана, и московский лицей при МГУ.

- Мы давно уже работаем на уровне области и даже шире, - рассказывает Максим Карманов. - В летнюю выездную школу по физике к нам приезжают, например, ребята из Екатеринбурга, Краснодара, Якутска. А заниматься с ними будут преподаватели ЮУрГУ, Снежинска и нашего лицея.

Успеху в подготовке, по его словам, поможет и новая лаборатория современных технологий, межпредметная, многофункциональная, аналогов которой в области нет.

Комментарии
Комментариев пока нет