Новости

Если тенденция сохранится, руководство пересмотрит программу неполной занятости.

В местах компактного проживания возводятся жилые дома, детсады, школы и центры.

День защитника Отечества артиллеристы отметят салютом в Екатеринбурге.

Сейчас проходят смотры, соревнования и выставка «Мужчина–Воин–Охотник в различных этносах».

Приборы для замера выбросов могут появиться при въезде в столицу Южного Урала.

Мэр: «Гости должны запомнить курорт чистым и благоустроенным».

Ребенка с тяжелым переломом стопы экстренно госпитализировали на карете "скорой помощи".

Пугающую статистику приводит Пермьстат.

В регионе малый бизнес все активнее выходит на международные рынки.

Четыре тысячи билетов продано на южноуральский этап Кубка мира по фристайлу.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

Алексей Кушнир мог бы стать министром

02.11.2011
Главный редактор журнала «Народное образование» и известный педагог встретился с родителями и учителями. Он делился своими методиками и объяснял, почему сегодняшняя школа портит здоровье детей.

Алексея Кушнира, главного редактора журнала «Народное образование», известного педагога, автора двух эффективных методик, в Челябинск пригласил Александр Попов, директор физико-математического лицея № 31. Если бы не этот известный придумщик, то и не было бы двухдневной встречи московского гостя с родителями и учителями, интересного разговора про осмысленное чтение, во время которого щеки порой пылали от обидных слов. Грех было не воспользоваться пребыванием Алексея Кушнира в Челябинске и не взять у него интервью.

- Алексей Михайлович, как вы пришли в педагогику?

- Еще в школе работал вожатым. Возился с малышами в лагере летом. Потом поступил в пединститут. На первой же лекции по педагогике преподаватель меня спросила: «Вот вы, молодой человек, куда пойдете после института?» Я ответил, что буду работать на кафедре педагогики и психологии. Она дар речи потеряла от моей наглости. Потом, когда уже стал преподавателем, припомнила этот эпизод. На редкость конкретно входил в специальность. И неудивительно. Ведь я - педагог в восьмом поколении по материнской линии. Это выяснил мой дядя, который провел генеалогическое исследование. Под Питером есть город Всеволожск, основанный в конце XVIII века. В центре городского парка - туристический объект: дача Хусу. На этом месте когда-то стояла школа, принадлежавшая моим предкам.

- Но вы-то работать в школу не пошли?

- После института я работал в школе-интернате № 4 Благовещенска. Это центр Амурской области. Мои навыки как тренера по каратэ обеспечили авторитет у мальчишек, а пару раз позволили сохранить здоровье.

- Чему научил интернат, кроме того как заработать авторитет у подростков?

- Не мириться с дурью в педагогике. Однажды ко мне на урок военной подготовки пришел методист из облоно - полковник. Мы трудились над автоматом Калашникова. Чтобы всем было видно, парты поставили буквой «П». Полковник в присутствии моих сорвиголов стал орать на меня, требуя поставить парты как положено. Мальчишки напряглись. Я понял: если сейчас подчинюсь, то с ними потом не справлюсь. Жестко вытолкал полковника из класса и закрыл дверь изнутри. Были разборки вплоть до облоно. Но всюду есть умные люди, которые поняли, что по-другому было нельзя.

- Ваша карьера, когда пошла в гору, едва не увела из педагогики?

- Да, я был руководителем амурского центра НТТМ, заместителем председателя горисполкома Благовещенска, депутатом областного Совета. Потом поступил в Академию народного хозяйства СССР, самую крутую бизнес - школу в то время. После ее окончания уехал на учебу в Америку. Наш выпуск называли президентским резервом. Когда мы поступали, знали, что будем распределены на высокие должности. Но ни один из моих сокурсников не был востребован. По сути, мы вернулись в другую страну, в которой кадровая политика стала принципиально другой.

- Но вы-то поработали все-таки в министерстве образования...

- Поработал. Однако недолго. Номенклатурные команды формировались тогда не по профессиональным качествам. Высшей логикой было распределение бюджетного пирога…

- Почему вы занялись журналистикой и возглавили журнал «Народное образование»?

- По стечению обстоятельств. И это, скорее, издательское дело. Отраслевая периодика предполагала педагогическую квалификацию. Кроме того, мой дед, уже по отцовской линии, тоже был издателем. Наверное, это судьба…

- Как появилась ваша методика обучения чтению, по эффективности которой нет равных?

- Благодаря моему сыну. Вообще-то у меня семеро детей. Старшие уже получили техническое образование. А младшим близнецам еще по году. Так вот. Перед поездкой в длительную командировку мой семилетний тогда сын достаточно бойко читал. А после возвращения я обнаружил, что он читает по слогам, быстро, как из пулемета. Почему-то учительница решила, что именно такое чтение развивает грамотность. Стал разбираться. Выписал из журнала «Начальная школа» около 160 приемов обучения чтению. Рядом положил учебник психологии. И проанализировал каждый метод с позиции элементарных знаний. Например, чтение вслух по очереди. В классе сидят 30 человек, и все слушают, как мычит Вася. Это может быть интересно ребенку? Нет. Вычеркиваю и так далее. В итоге остался один допустимый прием, вокруг которого возникла система работы. Потом вместе с амурскими учителями я развернул широкий эксперимент в школах области. И получил невероятные результаты. При пониженной нагрузке, без домашних заданий дети читали про себя, понимая текст, с темпом 300 и более слов в минуту к моменту окончания начальной школы.

- Но ваша методика оказалась невостребованной. Не надоело о ней рассказывать людям, которые не заинтересованы?

- В советский период она была востребована. Тогда издательским монополиям могла противостоять партийная логика. Есть доказательства эффективности - на тебе зеленую улицу. Сейчас на страже сверхприбылей издательств стоит государство. Пока они не извлекут максимум прибыли из устаревших методик, ни одна новая система обучения не пройдет. Минобрнауки практически заблокировало появление и развитие каких-либо новых решений. Инновациям разрешено расти из рук исключительно своих структур.

- В журнале «Народное образование» часто появляются очень острые публикации, в том числе и ваши. Не опасаетесь агрессивной реакции со стороны чиновников? Министра, например...

- Министра - нет, он достаточно умен. Острая публикация - это тест на интеллект для чиновника. Так выявляются дураки. А от них принято избавляться. Я свою профессиональную совесть и гражданский долг никогда не разменивал. Говорил и делал то, что думал. Еще в 80-е годы на лекциях заявлял, что однопартийная система - это начало конца. В 80-е годы тотального подавления инакомыслия уже не было. Появилась некая система противовесов, которая позволяла каждому директору школы иметь и отстаивать свою точку зрения. Москва гордилась своим директорским корпусом, в котором были целые созвездия ярких, неординарных личностей, о независимости которых ходили легенды. Нынешний директор - принципиально другой человеческий материал, от которого ждут послушания.

- Вы по образованию, преподаватель английского и немецкого языков. Странно, что ратуете в первую очередь за русский язык. Чем это объяснить?

- Вы еще больше удивитесь, когда узнаете, что мать у меня финка, а отец - украинец. В сумме я получился русским. Понимание своей принадлежности обостряется, когда живешь в чужой стране. Я учился в США более года, там все и понял. Например, то, что многонациональной стране требуется качественное национальное воспитание.

- Вы - противник изучения иностранного языка с первого класса. Почему?

- Чтобы не тормозить интеллектуальное развитие ребенка. И потом: зачем транжирить время ребенка, если в пятом классе мы за один год достигаем тех результатов, которые дает школа в течение трех лет, занимаясь английским языком по три урока в неделю?

- Вы очень жестко разговаривали с учителями. Говорили, что они совершают преступление. Почему?

- Просто все называл своими именами. Разве я не убедительно объяснил, как и почему они гробят здоровье ребенка? И ведь многие со мной согласились. Учитель обязан чувствовать свою ответственность за то, что он делает. И не ссылаться, что у него такая программа. Программы делают люди, а людям свойственно ошибаться… Одна программа ориентирована на интересы детей, а другая - лоббирует учебники определенной издательской группы. А это - коррупция. Почему мои дети должны быть заложниками интересов издательств и безнравственности учителей, для которых программа важнее ребенка?

Новые стандарты образования, как и старый закон об образовании, дают учителю право самому выбирать методику обучения. Вот пусть и думает: сможет ли он работать эффективно, сохраняя здоровье детей, в рамках «своей» методики или нет?

- Чего не делает школа сегодня, по вашему мнению?

- Не учит ребенка созиданию, не приучает к труду. Производственное воспитание делает человека состоятельным, имеющим чувство собственного достоинства. А хорошо образованные бездельники - это завтрашние майданные революционеры. В западных странах хватает денег на сирых и убогих. Там никому не дают умирать на улице. Медицинскую помощь оказывают, дорогостоящие операции делают за счет социального страхования. Оно у них богатое. Почему? Потому что доля высококвалифицированных рабочих, скажем в Швеции, не ниже 50 процентов. А у нас не больше 5 процентов. Узбеки и таджики, которые едут к нам, высокой квалификацией не обладают. Школьников настраивают на исследовательскую деятельность, а станут они офисным планктоном.

- Вы с пессимизмом смотрите в будущее?

- Нет. Если бы я был пессимистом, у меня не было бы столько детей. Есть отдельные островки, которые я называю зонами роста. Вот техосмотр из ГИБДД перекочевал в сервис, как и во всем мире, между прочим. И исчезла почва для коррупции. Минобрнауки объявило конкурс на лучшую инфраструктуру производственного воспитания в школе. Это тоже шаг вперед.

Вот мы с челябинскими учителями возьмем и перейдем на природосообразную методологию обучения. И, между прочим, внесем существенный вклад в увеличение продолжительности жизни.

Комментарии
Все содержание этого интервью - беспардонное враньё.
василий
31.10.2012 16:34:34