Новости

Сообщение о возгорании автомобиля поступило на пульт экстренных служб в 05:53 с улицы Буксирной.

Чп произошло минувшей ночью в доме по улице Голованова.

Из-за аварии на энергосетях электричество в домах пропало в ночь на 26 февраля.

С 27 февраля за проезд придется платить 25 рублей.

Спортивный объект осмотрел глава Минспорта РФ.

Краснодарский край отметит 80-летие через 200 дней.

Хорошего вечера пожелал президент США участникам предстоящего мероприятия.

Неизвестные злоумышленники вырубили ивы и вязы по адресу: улица Захаренко, 15.

Пассажир отечественного авто погиб на месте.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Каким станет выступление ХК «Трактор» в плей-офф сезона 2016 – 2017?





Результаты опроса

В Челябинский институт путей сообщения сегодня поступают и девушки

16.02.2012
Они выбирают порой чисто мужское дело: вагоны, локомотивы, энергоснабжение, путевое хозяйство

Они выбирают порой чисто мужское дело: вагоны, локомотивы, энергоснабжение, путевое хозяйство.

Первая неожиданность при знакомстве с Челябинским институтом путей сообщения - в мальчишеский вуз идут сегодня и девочки. Не на какие-нибудь женские специальности, чтобы стать потом, к примеру, дежурной по станции. Выбирают порой чисто мужское дело: вагоны, локомотивы, энергоснабжение, путевое хозяйство. Чем объяснить нашествие слабого пола?

Раньше медкомиссия предъявляла абитуриенту очень жесткие требования. Здоровье должно было быть, как у космонавта. С ослабленным слухом или зрением прием, например, на специальность «Локомотивы» был просто заказан. Оно и понятно. За машинистом, который ведет поезд, тысяча людей или, к примеру, пять тысяч тонн груза. Такую махину вмиг не остановишь, а нештатные ситуации, к сожалению, случаются: то корова на пути выскочит, то пьяный бульдозерист выедет на переезд. Тут уж, как говорится, смотри в оба.

Теперь здоровье поступлению не помеха. Впрочем, девчата после учебы ни машинистами, ни их помощниками, как правило, не работают, а оседают в техотделах локомотивных депо.

Не смущает прекрасную половину человечества и твердая дисциплина в институте. В кабинете ректора, в шкафу, например, до сих пор висит «генеральский китель». Так в шутку называет свою форму ее хозяин - Накип Сабиров. До недавнего времени он обязан был приходить «при параде» в управление дороги. Не забыли о форме и студенты, которые носят ее во время практики и в некоторых других случаях. У девушек в гардеробе рубашки - на все случаи жизни: белые, голубые, с коротким и длинным рукавом.

Но, честно говоря, представительниц прекрасного пола в этом вузе все-таки меньше, чем парней. Железную дорогу в качестве своей будущей профессии выбирают чаще юноши. Порой из заводских районов и неблагополучных семей. Потом во время учебы с ними происходит метаморфоза. Из разгильдяев и лоботрясов превращаются в хороших прилежных мальчиков.

Недавно в архиве нашли старые учебные журналы и были поражены: качество обучения - 70 процентов! Это значит, столько ребят училось без троек, на четверки и пятерки.

- Сейчас успеваемость хуже, - говорит Накип Сабиров. - С введением ЕГЭ уровень подготовки снизился. Но требования к учебе сохраняем строгими. Железной дороге разгильдяи не нужны.

Плохо учиться ребятам невыгодно: останешься без работы и без зарплаты. А она по нынешним временам хорошая: у машинистов и их помощников, например, 50 тысяч рублей в месяц.

Помимо зарплаты, были еще и льготы.

- К сожалению, мы их потеряли, когда нас передали из Министерства путей сообщения в Министерство транспорта, - говорит Накип Закирович. - Не стало бесплатного проезда. Детские сады, школы, жилье - все теперь в распоряжении местной власти.

Но вот что удивительно. Несмотря на отсутствие льгот и демографический провал, зал во Дворце железнодорожников, где проводили очередной День открытых дверей, был битком набит.

Дорога всегда была, есть и будет. Ни одна страна не может жить без нее. Родители и абитуриенты это понимают. Много ребят приходит из семей железнодорожников. Пополняет контингент абитуриентов и детская железная дорога.

Институт путей сообщения, пожалуй, единственный в нашей области вуз, который сохранил распределение выпускников, как в советское время.

Примечательно, что и располагается он в старом здании, где все дышит историей. В течение последних десяти лет здесь трудоустраивают каждого выпускника. Этому способствует целевой набор. Если в других вузах с этого года он не должен превышать 15 процентов, то здесь остается на уровне 60 процентов. Работодатель дает направление на учебу, он и доплачивает за каждого студента - по 10 тысяч рублей в год за программу среднего образования и по 20 тысяч рублей - за «вышку».

Таким отношениям с работодателем могут позавидовать другие учебные учреждения. Благодаря поддержке железной дороги «целевики», если учатся без троек, дополнительно к стипендии получают по полторы-две тысячи рублей ежемесячно. «Дневников» стопроцентно обеспечивают общежитием. Летом ребят на оздоровление отправляют на юг. А к бесплатным билетам в театры все давно уже привыкли. Здесь нет таких студентов, которые не побывали бы в органном зале, в театре драмы или оперы и балета. Есть все условия и для занятий спортом. Не случайно в городских соревнованиях будущие железнодорожники ниже третьего места не опускаются.

Пожалуй, единственной проблемой остается учебный полигон. Когда-то все его оборудование - вагонные локомотивные тележки, стрелку и многое другое - МПС безвозмездно передало институту. Но оборудование со временем устаревает, а новые устройства - очень дорогие. Одна тележка не один миллион рублей стоит. Все заменить даже железная дорога пока не может.

Сочетание старого и нового - это еще одна особенность челябинского железнодорожного вуза. Студенты его знакомы как с кувалдой и ломом, так и с высокими информационными технологиями.

- Практику они начинают с рабочей профессии, - рассказывает Накип Закиевич. - У нас есть мастерские, в которых ребята получают навыки работы с напильником, молотком, в сварочном производстве и так далее. Зато вырастают настоящими мужчинами, которым гвоздь забить не проблема.

Железнодорожный вуз был первым, кто объединил под одной крышей институт и техникум, получив интересный проект по непрерывному образованию. Как это произошло?

Еще в 1997 году руководство дороги вышло с предложением объединить бывший железнодорожный техникум с Челябинским филиалом академии путей сообщения и создать институт. Объединение шло непросто. Были противники у новации и «снизу», и «сверху». Но объединение состоялось, и обе структуры получили толчок к развитию. В институте открыли дневное отделение. Раньше в Челябинске обучали только заочников. Качественно изменился и кадровый состав. Сегодня более половины преподавателей имеют степень кандидатов и докторов наук, а в техникуме подавляющее большинство - преподаватели с высшей категорией.

- Мы были первыми, но сейчас практически во всей нашей отрасли пошли по пути такого же объединения, - говорит Накип Закиевич. - По всей стране были созданы университетские комплексы.

Такой же вектор развития, как известно, и у остальных российских вузов.

Не жалею о выборе

Дмитрий Жуков, студент второго курса:

- Когда я поступал сюда, честно скажу, смотрел еще и в сторону военного вуза. Но офицеры нашей стране не нужны, судя по ряду событий. А тут получу перспективную профессию. К тому же у меня и дед работал машинистом.

Здесь, в институте, есть шанс двигаться в том направлении, которое нравится. Мне интересно, например, представлять студентов в ученом совете, защищать их интересы. Лидерские качества помогает развивать учеба актива. Ее проводят на Дальней даче. И эта школа может потом пригодиться. В будущем вижу себя начальником Челябинского вокзала. А что? Все в моих руках.

Дарья Попкова, студентка четвертого курса:

- Вопрос выбора вуза не стоял. Еще в школе пять лет проходила на малую железную дорогу. У меня и бабушка - железнодорожник. Хочу стать дежурной по станции, ну а там - посмотрим.

Обожаю свою группу. Учиться очень интересно. Все в один голос говорят, что таких знаний, как здесь, не дает никакое другое учебное заведение. А сколько вокруг мужского внимания!..

Комментарии
Комментариев пока нет